На прошлой неделе появилась информация, что СТАРОВОЙТОВ и ТКАЧУК, не по своей воле расставшиеся с правительством Омской области, взялись за предвыборную губернаторскую кампанию депутата Госдумы Олега ДЕНИСЕНКО. С просьбой прокомментировать эти сведения обозреватель «КВ» Рудольф СИКОРСКИЙ обратился к директору ГЭПИЦентра-2 Вадиму ДРЯГИНУ.
– Как сообщило ИА «СуперОмск» в «Инсайдах недели», депутат Госдумы Олег ДЕНИСЕНКО начал избирательную кампанию в губернаторы Омской области. Что вам об этом известно?
– Информация об этом стала распространяться после признанного многими омскими журналистами неудачным брифинга ДЕНИСЕНКО. К подготовке этого брифинга имели прямое отношение СТАРОВОЙТОВ и ТКАЧУК. Но проблема в том, что так избирательные губернаторские кампании не делаются. Несколько провокационный характер брифинга был похож скорее на избирательную кампанию в депутаты.
– Олег Иванович так и заявил одному из СМИ, что собирается баллотироваться в депутаты Госдумы на следующий срок.
– О выборах Олега Ивановича в депутаты Госдумы на следующий срок я знаю точно, так как к этому консультированию был привлечен. Именно так и было сформулировано. Поэтому связывать брифинг с началом избирательной кампании в губернаторы методологически не верно, потому что губернаторская избирательная кампания носит не частно-тактическую серию каких-то приемов, а это всегда предложение стратегии, концепции развития региона. А задача получать излишнюю популярность на такого рода методах не соответствует задачам губернаторских выборов. Такое может быть только в случае, когда кто-то из оппозиционеров принимает участие в выборах губернатора лишь для того, чтобы лишний раз «засветиться» на этой волне. Вообще говорить об избирательной кампании, которая официально начинается только в соответствии с законодательством, неправильно. Можно говорить лишь о мероприятиях, связанных с паблисити той или иной личности. Реальной точкой начала избирательной кампании является официальная регистрация. Неважно, на какие выборы. Потому что до этого момента мотивы личности могут быть совершенно разными. Нередко под избирательной кампанией понимается реализация иных проектов.
– Вадим Владиславович, но известно же, что все начинают свои кампании задолго до регистрации кандидатов.
– Есть немало примеров, когда такие мероприятия проходили, а тот человек, который в этом участвовал, потом на выборы не заявлялся. Обычно до избирательной кампании идет процесс самоопределения кандидатов. А вообще у нас в Омске доходит до анекдота: стоит тому или иному политику или бизнесмену трижды-четырежды появиться в омских СМИ, как дальше приклеивается ярлык, что это начало избирательной кампании. У нас столько этой ахинеи было.
– С другой стороны, много обратных примеров, когда действительно люди «светятся», а потом участвуют в выборах. Сейчас активность ряда городских и областных депутатов явно прослеживается в связи с предстоящими выборами на новый срок.
– Поверьте, любые десять – двадцать публикаций о популярности того или иного кандидата в депутаты сейчас к тому времени, когда через два года подойдут выборы, не повлияют на мнение избирателей.
– Но тут важно не останавливаться в течение этих двух лет.
– Да, когда идет постоянная подпитка, то можно говорить об информационном насыщении данной личности. Но если говорить о ДЕНИСЕНКО — такой стабильной массовой информационной подпитки нет. И не только у него. Я давно занимаюсь проведением выборов и скажу прямо: заказов пока нет. Рано! Вот, например, недавно был опубликован рейтинг российских политиков, где депутат Олег СМОЛИН занял 17-е место по своей способности участвовать в предстоящих выборах в Госдуму. Можно ли говорить, что публикация рейтинга является началом избирательной кампании тех, кто в первой дюжине этого списка? Моя практика говорит, что избирательная кампания начинается тогда, когда цели и задачи определены, когда понятно, кто участвует, и сделан тот или иной программный план. В данном случае с программой действий по участию в выборах губернатора Олега ДЕНИСЕНКО я незнаком. И уверен, ее еще и нет. Есть действия, связанные с предстоящими выборами в Думу. Подготовительная стадия состоит из согласования кандидатур, определения отношения к кандидату представителей местных элит, согласования того, какие ресурсы будут задействованы, – эта стадия у тех, кто собирается на выборы, безусловно, сейчас присутствует. Но эти мероприятия носят еще и оценочный характер. Нередко бывает, что при оценке ресурсных возможностей кандидат может отказаться от своих намерений. Надо еще понимать, что досрочные губернаторские выборы еще не определены. А отсюда во многом определяются участники, ресурсы, возможности. А желания и помыслы еще не являются фактом. Думаю, у нас немало омичей, которые мечтают стать губернатором. Но речи о досрочных выборах пока не идет. Есть лишь версия, что до выборов в Государственную думу и президентских выборов Кремль будет стимулировать переизбрание назначенных губернаторов. Такая процедура 14 сентября прошла в 30 субъектах Федерации. Так что вполне возможно, что губернаторские выборы будут досрочными в связи с тем, что Кремль хочет укрепить позиции губернаторов, которые из назначенных станут более легитимными. Сказать, что наш действующий губернатор начал избирательную кампанию, тоже неверно. Никто из тех, кто будет голосовать на возможных будущих досрочных выборах, сейчас не делает акценты на успешных или неуспешных решениях действующего губернатора. Вот появление его на Первом канале и на НТВ однозначно восприняли как начало избирательной кампании. Я не уверен, что нашего губернатора видела там и тем более узнала заметная часть омского электората. Все эти действия впрямую не связаны с результатами будущего голосования.
– А с чем это может быть связано? Губернаторов на Первом канале что-то особо не заметно, а наш – был.
– Понятно, что этот канал предоставляется для тех или иных политических целей, в частности, для поддержания имиджа Виктора НАЗАРОВА. Но это не прямой результат воздействия на электорат. Я не в том смысле, что он маскируется, а на самом деле у него предвыборные цели, но нужно понимать, что эти вещи не являются борьбой за голоса. Борьба за голоса начинается тогда, когда будет диалог с избирателем. Немало примеров людей, известных в СМИ, но проигрывающих выборы, и иногда даже с разгромным счетом. Еще раз подчеркну: кампания – это диалог с избирателем, предложения ему себя или своей программы, причем избиратель зачастую этого не хочет. Если бы сейчас ДЕНИСЕНКО и НАЗАРОВ сказали: возможно, скоро будут выборы, обратите на меня внимание, давайте обсудим то-то, я предлагаю то-то, голосуйте за меня – это да. Но это запрещено законом, и этого сейчас нет. Я не уверен, что суждения на Центральном телевидении о том, что наше сало лучше хамона, могут привлечь голоса избирателей. Слова ДЕНИСЕНКО на этом брифинге, что он будет бороться с переделом собственности в ЖКХ Омского района, не дадут мотив к голосованию за него даже у избирателей Омского района.
– Кстати, на этот странный 6-минутный брифинг журналистов приглашали ваши люди, а не старовойтовские.
– Приглашение СМИ делалось нами, так как это в рамках наших договорных отношений. Такие договорные отношения у нас есть с рядом депутатов. Приглашение СМИ на мероприятия — это одна из наших сфер деятельности. Кстати, изначально тематика встречи была другая – комментарий по так называемому закону Ротенберга о компенсации убытков тех предпринимателей, кто потерял деньги или имущество за рубежом из-за санкций.
– Как вы оказались в одной компании с ТКАЧУКОМ-СТАРОВОЙТОВЫМ?
– Как мы очутились в одной компании, мне до конца еще не ясно. Но это было сделано категорически без моего согласия и моей позиции, без моего участия. Я даже не знаю, кто из омских политиков решился бы связываться с этой парочкой, зная отношение к ним всех ведущих омских СМИ.