ООО «Алекто-Электроникс» разработало уникальное оборудование, позволяющее в 2-2,5 раза увеличить срок эксплуатации аккумуляторных батарей любого типа
Омские инновационные разработки – анализатор и активатор электрохимических источников питания, не имеющие на сегодняшний день российских аналогов, – были продемонстрированы на минувшей неделе, 21 октября, участникам круглого стола, организованного региональным минстроем на производственной площадке группы предприятий «Алекто» для обсуждения возможности экономии бюджетных средств за счет применения энергосберегающего оборудования омского производства на объектах энергетики и ЖКХ. Восстановление аккумуляторов – тема для России новая. У нас предпочитают старые аккумуляторы просто выбрасывать. А вот бережливые европейцы практически сразу оценили полезность омских приборов.
— Появление этих двух приборов в российской экономике, по нашему мнению, должно изменить сознание потребителей, эксплуатирующих организаций, производителей электрохимических источников питания и регламентирующих органов, – считает директор ООО «Алекто-Электроникс» Андрей СУРКОВ. – Восстановление параметров аккумуляторных батарей, уже отработавших длительный срок, позволит резко снизить эксплуатационные расходы оборудования, военной техники и транспортных средств, оснащенных АКБ. Можно прогнозировать и улучшение экологической ситуации, так как при утилизации электрохимических источников питания используются вещества, негативно влияющие на окружающую среду, а применение анализатора и активатора позволяет существенно повысить срок эксплуатации АКБ.
По словам Андрея СУРКОВА, инновационное оборудование, не имеющее российских аналогов и превосходящее зарубежные аналоги в данной ценовой категории, было разработано за счет собственных средств предприятий, которые входят в НП «Центр поддержки реформирования энергетики и коммунального хозяйства» (ЦПРЭиКХ). Анализатор электрохимических источников питания АЕA30V предназначен для анализа состояния электрохимических источников питания (ЭХИП) любого типа. Серийное производство начато в 2013 году. В апреле 2014 года сертифицирован в Таможенном союзе и Евросоюзе. По своим конструктивным и техническим характеристикам превосходит оборудование компаний Hioki (Япония) и Midtronics (США), при этом существенно дешевле.
Позволяет производить экспресс-мониторинг состояния ЭХИП в «горячем режиме», то есть без отсоединения аккумуляторов от подключенной сети, что особенно важно для оценки состояния мощных промышленных, медицинских и военных источников бесперебойного питания.
Второй прибор – активатор аккумуляторных батарей АЕАВ500-12/6V, по словам Андрея СУРКОВА, представляет собой многофункциональное интеллектуальное устройство для диагностики, обслуживания и испытания ЭХИП, способное не просто зарядить, но и восстановить и даже изменить параметры ЭХИП. Активатор работает в автоматическом режиме и с любыми аккумуляторами (никель-кадмиевыми, никель-металлогидридными, свинцово-кислотными, гелевыми и AGM) номинальным напряжением от 1,2 В до 12,8 В, а результаты измерений хранит на карте памяти формата microSD или передает по сетям Ethernet. Аналогов прибору, которые бы объединяли в одном корпусе источник питания, электронную нагрузку, а также измерительные и коммутационные устройства, сегодня нет ни в России, ни в мире.
Серийное производство активатора аккумуляторных батарей АЕАВ500-12/6V планируется начать в четвертом квартале 2014 года, но более 20 предсерийных образцов, по словам директора НП «Центр поддержки реформирования энергетики и коммунального хозяйства» Олега СЕМКИНА, уже проходят испытания в России и Греции. В частности, анализаторы и активаторы электрохимических источников питания омского производства использовались при обслуживании резервной аккумуляторной батареи на подстанции Государственной энергетической корпорации Греции, расположенной на острове Крит. В результате «тренировки» резервной аккумуляторной батареи с помощью активатора, как уверяет Олег СЕМКИН, удалось добиться даже лучших характеристик, чем при вводе резервной батареи в эксплуатацию в 2003 году. При стоимости обслуживания батареи из 172 аккумуляторов в 4 тысячи евро. Стоимость замены батареи на новую – 50 тысяч евро.
Удалось получить отличный результат и при восстановлении предназначенных к списанию аккумуляторных батарей электрокаров и электропогрузчиков одного из подразделений компании Swissport International Ltd, которое обслуживает международный аэропорт города Ираклиона (Крит). А в России, как посетовал Олег СЕМКИН, продолжают пользоваться устаревшим регламентом РД 3112199-1089-02 «Нормы сроков службы стартерных свинцово-кислотных аккумуляторных батарей автотранспортных средств и автопогрузчиков», согласно которому плотность электролита в кислотно-свинцовых аккумуляторах корректируется с помощью раствора серной кислоты плотностью 1,4 г/см3, хотя уже давно всему миру известно, что подобная операция только укорачивает срок службы аккумуляторов.
– Мы направили в Правительство РФ письмо с предложением о внесении изменений и принятии новых регламентов, предписывающие порядок обслуживания аккумуляторных батарей с использованием анализатора и активатора ЭХИП предлагаемого нами, – рассказал Олег СЕМКИН. – К сожалению, не только отсутствие современных регламентов, но и порочная практика закупки оборудования, сформированная годами в России, мешает эффективно использовать новые технологии. Снабженцу проще и выгоднее каждые два-три года покупать новые АКБ и получать от поставщиков «откаты», чем применять новые технологии. В итоге сегодня из всех российских потребителей этим оборудованием заинтересовалось только ОАО «Газпром нефть».
Как рассказал Андрей СУРКОВ, его восьмилетний опыт разработки инновационного электрооборудования показывает, что активаторы и анализаторы электрохимических источников питания найдут применение во всех сферах экономики. Это и здравоохранение (резервные источники питания), и транспорт, и сельское хозяйство, где техника используется сезонно, поэтому аккумуляторы быстрее выходят из строя, и даже банковский сектор.
Применение оборудования на стадии приемки в эксплуатацию аккумуляторных батарей и в процессе их эксплуатации гарантированно удлинит жизнь аккумуляторов в 2-3 раза, как уверяет Андрей СУРКОВ. А увеличение срока службы аккумуляторного парка, в свою очередь, позволит более эффективно расходовать бюджетные средства и сократить негативное воздействие на окружающую среду.