24 декабря 2013 года совет директоров ОАО «Омский аэропорт», напомним, принял решение о смене гендиректора. Вечером во вторник Михаила БЕРМАНА отправили в отставку, а уже утром в среду, 25 декабря, коллективу предприятия был представлен новый руководитель – Виктор ТИТАРЕВ, который в свое время занимал пост заместителя гендиректора ОАО «Омский аэропорт» и активно поддерживал строительство аэропорта Омск-Федоровка. Каких-либо претензий к работе Михаила БЕРМАНА не высказывалось. Срок его контракта заканчивался в марте 2014 года. Из-за чего правительство области решило произвести эту рокировку так поспешно – информации до сих пор нет. Официально смену руководства в правительстве не комментируют. Впрочем, как рассказал в интервью обозревателю «КВ» Николаю ГОРНОВУ сам Михаил БЕРМАН, к такому развитию событий он был вполне готов.
– Михаил Львович, как проходило то самое заседание совета директоров, на котором было принято решение о досрочном расторжении контракта с вами?
– Нормально проходило, планово. Были рассмотрены вопросы по повестке и два дополнительных вопроса, а потом председатель совета директоров поставил вопрос о моем досрочном увольнении. Сначала мне было предложено написать заявление об уходе по собственному желанию. Я отказался. Вопрос был вынесен на голосование. Я воздержался, естественно, а все остальные члены совета директоров, кто присутствовал на заседании, проголосовали. Хочу отметить, все было сделано в рамках закона, полномочия такие у совета директоров есть.
– А причины увольнения вам были озвучены?
– Нет, не были. Мне и самому было интересно, по каким причинам совет директоров решил рассматривать вопрос о досрочном прекращении полномочий генерального директора. Но мне ответили примерно так: зачем причины, мы просто приняли решение и все.
– Говорят, что во время заседания совета директоров Вадим МЕРЕНКОВ выходил, чтобы поговорить с кем-то по телефону, а когда вернулся, тогда уже и поднял вопрос о вашем увольнении...
– Вадим Александрович действительно выходил и с кем-то разговаривал по телефону, вероятно, разговор был для него важным, не исключено, что ему были поставлены определенные задачи. Однако я склонен считать, что такие вопросы не решаются одним звонком. Скорее всего, все было решено заранее.
– Тем не менее увольнение стало для вас неожиданным?
– В данной конкретной ситуации – да. Я ожидал, что доработаю до 19 марта, когда завершается мой четырехгодичный контракт. На продление контракта я не рассчитывал. Чувствовал, что не вписываюсь в систему. Если до смены правительства у нас был постоянный контакт и с министерством промышленной политики, и с другими органами исполнительной власти, то в последний год общение было минимальным.
– Все таки удивляет поспешность, с которой оформлено ваше увольнение. 24 декабря совет директоров принимает решение, а утром 25 декабря уже приступает к работе новый гендиректор. Вы с ТИТАРЕВЫМ не разговаривали? Не сдавали ему дела?
– Нет, с ТИТАРЕВЫМ мы ни о чем не говорили. Вечером 24 декабря я собрал вещи, на следующий день попрощался с коллективом, подписал акт о передаче документов – и все.
– Обычно новый руководитель сразу назначает аудит...
– Это вопрос не ко мне. Хотя ОАО «Омский аэропорт», поверьте, проверяют постоянно. В настоящее время, например, продолжается комплексная налоговая проверка. Отраслевые органы нас регулярно проверяют. Проводит проверки и прокуратура, и Роспотребнадзор, и ФАС России. В июне, например, была внеплановая проверка ревизионной комиссии общества. Даже Контрольно-счетная палата Омской области пыталась проверять.
– Складывается впечатление, что единственная причина вашего увольнения – аэропорт Омск-Федоровка. Вернее, идея его постройки. Последние год-полтора вы не поддерживали активно этот мегапроект, поэтому автоматически попали в числе его противников. Видимо, поэтому и оказались не нужны. Это так?
– Я считаю, что построить аэропорт федерального значения без привлечения федеральных средств, а именно такой вариант рассматривается в настоящее время, это утопия. Никакой инвестор не будет вкладывать деньги в строительство аэродромной инфраструктуры. А раз это утопия, то ни к чему, кроме потери времени и финансовых ресурсов, это не приведет. Кроме того, в настоящее время нет объективной необходимости срочного выноса аэропорта за пределы города, ведь потенциала аэропорта Омск-Центральный хватит еще минимум на 15 – 20 лет. Гораздо разумнее, на мой взгляд, завершить реконструкцию действующего аэродрома, для этого есть соответствующая федеральная целевая программа, предусматривающая выделение порядка 2 млрд рублей из федерального бюджета, закрыть таким образом вопрос и сосредоточиться на действительно насущных областных и городских проблемах, каких немало. И это мнение не только мое, кстати, но и всего профессионального сообщества.
– В июне 2012 года, когда губернатор вступал в должность, он высказывался по поводу проекта Омск-Федоровки весьма здраво...
– Когда губернатор вступил в должность, мы подготовили для него презентацию с двумя вариантами перспективного развития аэропортовой деятельности в регионе. Один вариант – с акцентом на строительство аэропорта Омск-Федоровка, другой вариант – с акцентом на развитие аэропорта Омск-Центральный. На цифрах было показано, что и с производственной и с финансовой точки зрения вынос аэропорта нецелесообразен. И на каком-то этапе мне даже показалось, что губернатор с нами согласился. В августе 2012 года был организован визит в Омск руководителя Росавиации А.В. Нерадько, который обещал содействие в выделении денег на действующий аэропорт. Правительством области и Росавиацией было подписано соглашение о сотрудничестве в данном вопросе. Но потом позиция региональной власти по этому вопросу резко поменялась.
– Сторонники строительства аэропорта Омск-Федоровка всегда упирали на резкое увеличение грузопотока...
– Сегодня в Омске воздушным транспортом перевозится менее четырех тысяч тонн грузов в год. И это не потому, что аэропорт не может обработать большие объемы, просто нет потребностей. И в этом мы не уникальны, сравнимые показатели, например, в аэропортах Тюмени, Челябинска, Уфы. Для того чтобы увеличить грузопотоки, нужно не аэропорт за пределы города выносить, а сформировать соответствующую потребность у субъектов региональной экономики. Сейчас много говорится о бизнес-плане строительства нового аэропорта, который должен был быть подготовлен Внешэкономбанком в декабре прошлого года. Не знаю, существует ли конечный вариант, но предварительные расчеты объемных показателей я видел. К 2035 году, например, предполагалось увеличение объема перевозимых грузов до шести тысяч тонн в год. Резким увеличением это, согласитесь, не назовешь.
– По большому счету, вы могли и не участвовать в дискуссии, не высказывать свое мнение по поводу строительства аэропорта Омск-Федоровка. Все равно дальше разговоров дело бы не пошло...
– Мог. Но проблема в том, что эти разговоры про строительство Омск-Федоровки объективно мешают выделению федеральных средств и создают трудности для аэропорта Омск-Центральный. А так мы можем и новый аэропорт не построить, и действующий потерять.
– К идее строительства нового аэропорта на базе аэродрома Омск-Северный вы как относитесь?
– Это пока только идея. Инфраструктура аэродрома Омск-Северный крайне изношена и нуждается в реконструкции. Хотя, с моей точки зрения, если и следует выносить аэропорт за территорию города, то в первую очередь нужно рассматривать именно этот вариант. Омск-Северный – это военный аэродром, который был, есть и будет. Там взлетно-посадочная полоса на треть шире и на 500 метров длиннее, чем в Омске-Центральном. К тому же рядом с ним находятся предприятия ВПК, которые являются потенциальными потребителями его услуг. Очевидна и экономия федеральных ресурсов, ведь вместо двух аэродромов средства нужно будет вкладывать только в один. Если объединить все силы – гражданские и военные, то шанс получить федеральное финансирование на реконструкцию аэродрома есть. И тогда проект станет реальным. Но, повторюсь, это только идея, реальность ее воплощения будет понятна только после серьезной проработки.
– Чем особенно гордитесь из того, что сделали за четыре года в ОАО «Омский аэропорт»?
– Я бы не назвал это гордостью. Есть чувство удовлетворения от работы, проделанной коллективом аэропорта, которым мне посчастливилось руководить четыре года. В 2013 году было обслужено около 1 миллиона пассажиров, это почти в два раза больше, чем в 2009 году. Расширилась география полетов, пришли новые авиакомпании. Доля международных перевозок выросла почти до 30% от общего объема. Проведена серьезная работа по реконструкции инфраструктуры аэропорта, в первую очередь – аэровокзального комплекса, построены новые места стоянок воздушных судов, в значительной степени обновлен парк спецтехники и оборудования. В общем, мы старались развить предприятие и создать максимально комфортные и безопасные условия для нахождения в аэропорту потребителей наших услуг. А еще мы открыли музей аэропорта, очень хороший, всем рекомендую его посетить.
– А что не успели сделать из задуманного?
– На балансе ОАО «Омский аэропорт» находится здание аэровокзала местных воздушных линий, его все знают как старый аэропорт. Здание красивое, историческое, обладает особой аурой. Мы долго думали о том, как его использовать. В итоге остановились на варианте, который был предложен депутатом городского совета, руководителем компании «АСК» Валерием Михайловичем КОКОРИНЫМ,— создание детского спортивно-досугового комплекса. Рядом находится большой микрорайон, в котором подобных объектов нет. Концептуально проект был обсужден с губернатором, и он дал добро. Очень хотелось бы, чтобы этот проект был реализован.