24 января 2014 года директором департамента городской экономической политики администрации города Омска назначена Гульнар АЙТХОЖИНА, ранее работавшая здесь же первым замом. Напомним, что должность стала вакантной после того, как предыдущий директор Павел КРУЧИНСКИЙ подал в отставку. Первое свое интервью на следующий же день после назначения Гульнар Сейтахметовна дала редактору «Коммерческих вестей» Марату ИСАНГАЗИНУ.
– Какие задачи перед вами поставил мэр Омска Вячеслав ДВОРАКОВСКИЙ?
– Самая актуальная задача – привлечение средств из федерального бюджета в рамках подготовки к 300-летнему юбилею Омска. Департамент здесь работает по трем направлениям бюджетных инвестиций – на дорожные, социальные объекты и инженерную инфраструктуру. В прошлом году мы немного не справились в связи с длительной подготовкой проектной документации и затянувшимся получением экспертизы. Только в декабре подписали приказ федерального дорожного агентства о выделении средств на дорожные объекты. Сейчас возникли бюрократические проволочки в том, чтобы неосвоенные федеральные деньги 2013 года перенести на 2014 год. На текущий год документация уже готова и подана в региональный минтранс, который затем отправит ее в Москву.
– То есть задача департамента – вовремя подать документы и проконтролировать?
– Обосновать и защитить в Москве все расчеты. Несмотря на то, что федеральные структуры провели ценовую экспертизу, мы снова защищаем каждый коэффициент и то, что именно этот объект нужен к 300-летию, именно эти коммуникации должны вести к необходимым стройкам.
– Где защищаете? В областном минстрое или на федеральном уровне?
– На самом деле это полномочия субъекта Федерации, но поскольку мы свои объекты знаем лучше, то согласовываем с областью и выезжаем в Москву сами или совместно. У нас весь декабрь на это ушел. В Минрегионе, Минобре вопросы легче решаются, гораздо труднее защитить финансирование в федеральном дорожном агентстве.
– Какие еще актуальные направления перед вами обозначил Вячеслав Викторович?
– Разработка стратегии развития города. И мэром, и областью перед нами поставлена задача, чтобы мы в 2014 году определились со стратегией развития города и планами ее реализации. Сейчас во втором чтении находится федеральный законопроект о государственном стратегическом планировании, и там заложен уровень стратегического планирования в том числе и для муниципалитета. До конца января мы определимся с приоритетами: документ уже практически готов, потом пройдет его обсуждение.
– Какие основные цели обозначены до 2025 года?
– Основными направлениями мы для себя выделили рост конкурентоспособности экономики города и его социальной среды, улучшение качества жизни населения. Это три основных направления, которые будут выполняться на фоне повышения эффективности системы муниципального и общественного самоуправления. Мы определяем стратегию, которая уже была озвучена на областной стратегической сессии «Омск – это город, где я хочу жить». Поэтому наша задача найти те базовые проекты, которые повлияют на развитие города. Я не строю иллюзий, что сделаю какой-то прорыв в этом деле, но попытаюсь приложить все усилия на поэтапное решение поставленных задач.
– С точки зрения конкурентоспособности в чем наши плюсы и минусы по сравнению с другими городами? Ведь все равно мы финансово слабее, чем Новосибирск.
– Я с этим совершенно не согласна и как экономист, и как житель, хотя так считают многие. Но, общаясь с представителями новосибирской администрации, я слышала, что это они нам порою завидуют.
– В чем?
– У нас есть промышленный блок и мы опережаем Новосибирск по объемам производства. Они лидируют из-за того, что у них базируется Западно-Сибирская железная дорога, а это очень приличные объемы. Плюс мы в логистике проигрываем и, видимо, будем и дальше проигрывать в связи с тем, что у нас с Федоровкой пока ничего не решается и даже с самым ближайшим приграничным государством Казахстаном нормального железнодорожного пути нет. Хорошо, что появился прямой авиарейс Омск – Пекин, и это будет немного способствовать развитию экономики и на потребительском рынке, в сфере оптовой и розничной торговли.
– Но объем городского бюджета в Новосибирске больше.
То, что они имеют больший бюджет города, чем мы, – это не издержки нашей городской экономики, а вопрос межбюджетных отношений. Я недавно делала анализ нашей нефтепереработки. Если в 2009 году мы имели от данного вида деятельности налоговых поступлений 3% бюджета города, то сейчас получаем лишь 0,2 процента, при том что нефтезавод наращивает и наращивает налоговые платежи. Он сейчас дает в консолидированный бюджет уже больше 50 млрд рублей в год.
– Город зарабатывает только на их земельном налоге?
– У нас идет «земля» и все уменьшается и уменьшается доля НДФЛ. Кадастровую оценку их земельных участков существенно уменьшили, соответственно, доли их платежей в город сократились. В целом по омской экономике низкий уровень заработных плат можно рассматривать с точки зрения инвестиций как оптимистично, так и пессимистично. С одной стороны, дешевая рабочая сила остается для инвестора плюсом, а с другой, для развития потребительского рынка это минус – низкий спрос.
– На кухонных посиделках в «КВ» председатель совета директоров «СУИхолдинга» Азарий ЛАПИДУС говорил, что пытался использовать в строительстве своих объектов омичей, но они не справлялись с объемами работы, потому ему приходится вахтами привозить строителей из Чувашии.
– Я соглашусь с ним: профессиональная подготовка у нас слабеет.
– Потому что конкуренции нет?
– База профобразования слабая, да и приоритеты у молодежи – идти в высшую школу, но не в среднюю профессиональную. В итоге базовые наши промышленные предприятия страдают: им приходится приглашать назад даже тех, кто ушел на пенсию, потому что новых специалистов нет. У нас недавно создано управление промышленности, перед которым поставлена ключевая задача: содействие кадровому обеспечению омских промпредприятий. В числе первоначальных мер – увеличить число учащихся, которые будут по ЕГЭ сдавать физику, что позволит им поступить в технический вуз.
– А при чем здесь департамент экономической политики?
– Мы сейчас осуществляем целый комплекс мер, куда, в частности, входят и мастер-классы с известными производственниками, и выезды с экскурсиями на предприятия с передовой техникой и технологиями. С другой стороны, совместно с вузами и предприятиями прорабатываем, чтобы со стороны предприятий было больше целевых заказов. Но целевиками должны быть не те, кто не смог никуда попасть, а отобранные на конкурсной основе лучшие по тестированию в физике и химии. Для нефтехимического комплекса этот вопрос стоит не так актуально, как для машиностроения. Даже получая выпускников из политеха, последние вынуждены сначала их направлять на курсы по повышению квалификации и только потом на производство.
– Что касается направления стратегии, чтобы в Омске было удобно жить и работать, как мы отличаемся от других городов?
– По благоустройству отстаем. Но в чем мы выигрываем, так это в развитии массового спорта. В количестве дворовых спортивных площадок, плоскостных сооружений мы лидируем практически по всей России среди крупных городов. Но это итог многолетней городской политики.
– В качестве первого заместителя директора департамента вы за какую сферу отвечали?
– Моими направлениями были бюджетные инвестиции и стратегия развития, а также промышленный блок и предпринимательство, подготовка к 300-летию
– А в предпринимательстве акцент делался на чем?
– На содействии развитию малого и среднего предпринимательства. А в прошлом году, акцент сделали на тех, кто начинает предпринимательство. Мы и программу поддержки, в которой есть прямые финансовые субсидии для малого предпринимательства, в связи с ограниченностью бюджетных средств даже переориентировали на начинающих.
– И много начинающих предпринимателей к вам приходит?
– Много. Сотнями. Сейчас договорились, что будет вестись мониторинг еще и того, как у них складываются дела в дальнейшем.
– Насколько я знаю, на федеральном уровне регулярно подводятся оценки не только губернаторов, но и мэров. Вы их отслеживаете? На каком уровне находится Омск?
– На среднем уровне. Не в худших и не в лучших рядах.
– А сколько там индикаторов оценки?
– В последние годы их осталось только 12, а раньше было более 40.
– Какие, например?
– Первый индикатор – это количество субъектов малого и среднего бизнеса. Но здесь мы, как и вся Россия, пролетаем. Это уже издержки налогового законодательства. Дальше идут индикаторы по заработной плате, сфере ЖКХ, обеспеченности детскими садами.
– Вы успели поработать и в бизнес-структурах, и в налоговых органах. В чем разница во взглядах на действия в чиновничьей структуре и бизнесе?
– В бизнесе свободы больше. В первые годы моей работы в администрации города в 2002 году у нас в этом же департаменте был штат из 27 человек. Сейчас уже 42 человека, а решаются почти те же самые задачи. Но гораздо больше времени уходит на бумажную работу. Бумаг сейчас точно стало в два раза больше.
– А в чем принципиальное различие департамента экономической политики, в котором вы работали в 2002 году, от нынешнего, кроме увеличения количества бумаг?
– Принципиальное различие в том, что тогда мы подготавливали еще только концепцию к 300-летию юбилея Омска. Я помню, директор департамента долго не хотел согласовывать документы. Я его спросила, сколько еще буду ходить за ним с бумагами. Он задал вопрос: сколько лет до 300-летия Омска осталось? Я ответила, что 12, и он тогда заявил, что вот все эти 12 лет и буду ходить с бумагами. Как в воду глядел. Но отмечу, что подготовка ведется серьезная, объекты строятся. У нас на дороги только 650 миллионов рублей федеральных средств выделяется, плюс, если добьемся, чтобы 377 млн рублей перенесли с прошлого года, практически миллиард будем осваивать. Строятся крупные объекты инженерной инфраструктуры, школы, детские сады.
– Планируются ли структурные или кадровые изменения в департаменте экономической политики?
– Первые кадровые перестановки произошли в день моего назначения. Действующий заместитель Ольга ЛАРЕНКОВА стала первым заместителем, а на ее место назначен Алексей ИВАНОВ. Он окончил Плехановку, раньше работал в Сургуте, Москве. В департаменте он будет вести блок инвестиций. Мы сейчас уже начали формировать муниципальные стандарты инвестиционной политики.