За новую автоматизированную систему оплаты проезда, приобретенную в лизинг, муниципальные пассажирские парки выложат 38 млн рублей
Новую систему оплаты проезда в городском пассажирском транспорте обсудили 8 апреля члены профильного комитета горсовета.
Как напомнил глава департамента транспорта администрации Омска Виталий МАСЛИК, муниципальный транспорт в корне меняет технологию оплаты проезда с бумажной на электронную. Уйдут в прошлое привычные бумажные проездные, вместо них появятся электронные транспортные карты различных видов. Как пояснил МАСЛИК, чем больше количество поездок, предусмотренное конкретным проездным билетом, тем меньше будет цена одной поездки. Например, приобретая проездной на 60 поездок, пассажир заплатит по 15 рублей в пересчете на одну поездку. В целом на баланс электронного проездного можно будет положить не более 15 тысяч рублей. «Фактически это такое беспроцентное кредитование, авансирование перевозчиков жителями», – заметил председатель комитета Виталий ПУТИНЦЕВ.
Как сообщил МАСЛИК, предусмотрены и безлимитные проездные, но стоить они будут существенно дороже лимитированных. Продаваться электронные проездные будут и для льготных категорий граждан, таких как студенты и пенсионеры. Запустить новую технологию мэрия планирует с 1 мая текущего года. Как полагает МАСЛИК, на май бумажные проездные печатать уже не придется.
Помимо собственно системы и программного обеспечения, парками приобретены новые терминалы, которыми кондукторы будут считываать информацию с электронных проездных. Частные перевозчики, имеющие большие автобусы, в систему тоже будут включены. «Мы предложили включиться в эту работу еще и тем перевозчикам, которые работают на автобусах средней вместимости, они сейчас это обсуждают. Частично они уже возят льготников на таких автобусах», — пояснил МАСЛИК. Депутаты поинтересовались, в какую сумму обойдется предпринимателям войти в систему. Как выяснилось, частным перевозчикам придется оплачивать услуги по передаче данных и платить за программное обеспечение, кроме того, нужно приобрести сами терминалы. «Терминал до обвала курса доллара мы приобретали за 21, сейчас они стоят уже 30-35. Порядка 150 перевозчиков до этого приобрели такие терминалы, они работают с картами минтруда», – сообщил чиновник.
Депутаты также задали вопрос о том, на чем смогут сэкономить муниципальные перевозчики с введением новой системы. «Частично уходим от инкассации, ну и каждый перевозчик будет получать за тех пассажиров, которых он реально перевозит», – сообщил МАСЛИК. Кроме того, по его словам, экономия предполагается не только на печати рулонных билетов и бумажных проездных, но будут выведены из тени и существенные суммы, которые раньше муниципальный транспорт терял из-за использования поддельных билетов – как рулонов, так и проездных. По мнению МАСЛИКА, подделать электронную карту гораздо сложней. Впрочем с ним не согласился депутат Александр ИВАНОВ, отметивший, что если город не станет вкладывать серьезные силы и средства в обеспечение безопасности всей системы, то подделать карту будет еще проще. Процессингом системы, как выяснилось, станет заниматься МП «Пассажирсервис».
Прогноз по увеличению количества пассажиров в муниципальном транспорте после введения новой системы, являющейся по своей сути дисконтной, МАСЛИК делает весьма осторожный. «По опыту других городов, прирост составляет процентов 20. Но у нас начало приходится на май, а это последний месяц, а потом уходят школьники, уходят студенты, начинаются отпуска. Плюс свою роль сыграет инерционность населения. Реальный результат мы увидим в октябре-ноябре», – считает директор департамента.
Наконец, Виталий МАСЛИК заявил, что новая система городу не будет стоить ни рубля. Новые терминалы покупают муниципальные парки за свой счет. «Сама система была приобретена в лизинг за 38 млн рублей, на три года, в месяц парки будут выплачивать 1 милллион. В других городах как минимум в полтора раза дороже обходилась подобная система», — пояснил он. Впрочем депутаты оптимизма здесь не разделили, отметив, что все эти затраты парки заложат потом в тарифы на проезд.
По итогам обсуждения депутат Андрей НИКИТИН предложил выдать льготным категориям электронные карты бесплатно. Это, по его мнению, даст возможность популяризировать систему электронной оплаты проезда и увеличить пассажиропоток, а вместе с ним и реальные финансовые поступления городским перевозчикам. Виталий МАСЛИК отнесся к предложению без энтузиазма, по его прикидкам, на бесплатную раздачу 100 тысяч проездных карт придется потратить из бюджета не менее 5 млн рублей. Тем не менее по настоянию депутатов прредставители мэрии пообещали над вопросом подумать.