Все рубрики
В Омске вторник, 5 Ноября
В Омске:
Пробки: 4 балла
Курсы ЦБ: $ 97,5499    € 106,1426

Серафима ОРЛОВА: «Мы все время говорим, что живем в каком-то болоте, а на самом деле мы просто не видим возможностей, которые рядом с нами»

26 августа 2015 09:32
0
4609

Есть в Омске молодежь, которой небезразлична жизнь города. К таким относится 26-летний драматург Серафима ОРЛОВА, получившая грант 100 тысяч рублей на всероссийском форуме «Таврида» на реализацию своего проекта – постановку спектакля об омском писателе Антоне СОРОКИНЕ. Молодой литератор участвовал в смене "Писатели, поэты и критики", проходившей с 18-го по 24 июля. Серафима поделилась с корреспондентом «КВ» Татьяной ЛЯПИСТОВОЙ подробностями проекта и новыми идеями, значимыми для города.

– Расскажите, как вы узнали о форуме «Таврида» и почему решили там участвовать?

– Узнала через министерство молодежной политики, там доступна информация обо всех грантах и  конкурсных программах. До форума «Таврида» я участвовала в областном форуме «Ритм», где мы получили грант. И решили, что если проект получил такой интерес, то нужно сделать его более масштабным. Подали заявку на форум «Таврида» и прошли.

– Какой проект представляли на форуме «Ритм», там какой грант получили?

– Там мы получили 30 тыс. рублей. Мы заявляли на такую скромную сумму, потому что нам нужно было произвести небольшое количество рекламного раздаточного материала и построить будку гласности. Она будет элементом декорации и местом, куда люди будут заходить и давать интервью, которые потом лягут в основу пьесы.

– Мы приняли участие в Городском Пикнике 16 августа. Будка очень похожа на сторожевую будку  XVIII-XIX вв. Они были высокие, узкие, открытые, где обычно стоял часовой и мерз на ветру. Человек фактически заходит в эту будку, и волонтер ему задает четыре забавных вопроса, которые, кажется, не связаны между собой. Это записывается на видео.  Вопросы такие: 1. Если в Омске  зарыто золото Колчака, то, как вы думаете, где именно и почему? 2. Почему в Омске так долго роют метро? 3. На ваш взгляд, возможен ли мир во всем мире, и на каких условиях? А если невозможен, то почему? 4. Кто такой Антон Сорокин? И если вы не знаете, кто это, можете сфантазировать как угодно. Мы собрали более 100 интервью в будке гласности.

– Чья была идея поставить спектакль?

– Идея моя. У нас есть шкаф вишневого цвета – это наш  театральный проект «Вишневый шкаф», который существует с марта 2015 года, в нем у нас хранятся все тексты современных драматургов, которые мы используем для читок. И «Радио родины» это первый спектакль, который мы поставим в рамках этого проекта. До этого мы занимались только публичными читками современных пьес. Актеры, профессионалы, любители читали зрителям современные пьесы, которые даже не ставились. А здесь мы делаем проект, который нам позволит, во-первых, написать пьесу почти с нуля, используя в том числе интервью, которые мы берем у омичей. Во-вторых, будет актерская лаборатория. У нас есть преподаватель, который осенью будет работать с артистами и готовить их к постановке. И, в-третьих, это спектакль экспериментальной формы, он будет играться как под крышей, так и на улице. И возможным итогом этого станет радиоспектакль. Настолько расширить свою деятельность нам помог форум «Таврида».

– Расскажите про форум «Таврида», что там происходило, какие впечатления остались?

– На форуме была высокая степень организованности, очень следили, чтобы люди посещали все лекции, которые заготовлены в образовательной программе. Лекции были интересные, поэтому всегда был полный зал. У меня была литературная смена, в которой принимали участие писатели, поэты, критики, журналисты,  пишущие о культуре, и  драматурги.  Я вообще думала, что я в единственном экземпляре драматург, едущий туда. Потом оказалось, их там было десять. Это очень мало по сравнению с остальным количеством. Больше всего было журналистов. Для всех направлений были мастер-классы. Специально для нас сделали мастер-класс драматургии с МАЛЯГИНЫМ Владимиром Юрьевичем, преподавателем Литературного института имени А.М. Горького в Москве. Он ведет там семинары драматургии. Было очень интересно, хорошо поработали. Были интересные лекторы. Например, очень весело, интересно и харизматично выступал ВЯЗЕМСКИЙ, ведущий передачи «Умники и умницы», давал позитивный заряд. Была интересная финальная встреча с редакторами литературных журналов. Например, присутствовал на форуме редактор литературного журнала «Новый мир» Андрей ВАСИЛЕВСКИЙ. Один из самых крупных и уважаемых журналов, в этом году ему 90 лет.

– Как отбирались проекты для гранта?

– Отбор был еще на стадии написания проекта. Нужна была актуальность проекта, какую пользу он будет нести в городе и вообще. Это вещь, которая, может, позволит многим людям принять участие, как-то развить проблемные моменты, которые существуют, выйти на федеральный уровень, передать свой опыт другим городам. И там были проекты, которые имели социальнозначимые вещи.

– Как вы представили свой проект?

– Наш проект был представлен достаточно провокационно. Мы сначала на конвейере проектов переходим от станции к станции и защищаем по каждой категории: актуальность проекта, креативность, смета. Потом мы представляем проект публично на главной сцене во время утреннего или вечернего построения. И есть одна минута, чтобы заинтересовать людей, которые будут за тебя голосовать. Там зрительское голосование, участники форума кидают фишки в ящики. И вот, собственно, я вышла на сцену и сказала: «Друзья, дорогие поэты, писатели, журналисты, драматурги, я живу в городе Омске, где родилось много замечательных писателей, поэтов, журналистов, драматургов, но мой бедный город до сих пор гордится тем, что там сидел ДОСТОЕВСКИЙ. И ему поставили аж два памятника, а другим писателям ни одного. Надо как-то менять ситуацию и гордиться не только скорбными страницами своей истории. Поэтому я предлагаю поставить спектакль о человеке, о котором в городе мало людей помнят, но который является очень интересным представителем самых славных времен города, времен третьей столицы. Причем это не КОЛЧАК, это Антон СОРОКИН». Он художник, акционист, перформер, писатель, рекламист, скандальная персона. И они с КОЛЧАКОМ такие антагонисты. Причем спектакль – не иллюстрация к истории и не огульное обеление СОРОКИНА и очернение КОЛЧАКА или наоборот. Там очень много интересных проблем. И, собственно, почему я беру интервью из этих четырех вопросов? Они составляют фабулу к спектаклю. Фабула такая приключенческая. Якобы в городе зарыто золото Колчака и якобы, значит, одна из версий, которую горожане, кстати, тоже выдают, что роют метро на самом деле, чтобы найти золото. И никакое метро не нужно. А не могут его найти, потому что этому противостоит дух Антона СОРОКИНА. Он противостоит этому, потому что это золото Гражданской войны. Если его найдут, может случиться что-то нехорошее в глобальном масштабе. Вообще главная идея в творчестве СОРОКИНА – это противостояние идеи войны. Он высказывал очень пацифистские вещи. Его волновала нажива за счет войны, что одни наживаются на войне, другие гибнут за свои идеи.

– Разве он не поддерживал революцию?

– Да, он был по убеждениям большевик, но на самом деле он особо не пристал ни к тем ни к другим. В период Гражданской войны и Первой мировой у него есть интересные высказывания, и если прочесть их, то создается впечатление, что некоторые кусочки написаны сегодня. У меня есть составленный монолог, его читал на камеру актер Павел МЕДВЕДЕВ, который будет участвовать в проекте. И когда это слушаешь, такое впечатление, что он говорит это сейчас. Там такие слова: «Иногда мне кажется, что нет никакой войны. Нет никакой войны и вообще быть не может, чтобы люди убивали людей. Мы, наверно, разыгрываем драму. Вот закончится этот спектакль. И снова встанут все, оживут раненные и убитые. И возникает вопрос: а тогда кто режиссер этой постановки, кто зрители? Может, слишком дорогая вышла постановка? И вообще, что такое театр военных действий? Война это не театральное ли зрелище ужасное, необычайное? Только в театре солидные люди делают то, что никогда не сделают в реальной жизни». Это текст Сорокина из его «Хохота желтого дьявола». Когда это слышишь, чувствуешь, что для сегодняшнего дня очень важные слова. Твое личное ощущение не только как художника, а как маленького человека, который не может повлиять на мировые процессы и которому остается только наблюдать. И когда наблюдаешь, теряешь ощущение реальности. Когда тебе говорят, что тысяча человек погибли, ты не можешь себе это представить. Ты можешь представить, как твоя бабушка в соседнем доме умерла, ты будешь расстраиваться, плакать. Но ты не можешь себе представить 6 тысяч мертвых человек. Тебе уже начинает казаться, что это не настоящее. Тебе показывают утренние новости: журналистская камера показывает, как несут раненного или убитого, а ты в это время завтракаешь. И для тебя это все равно, что фильм. Это тоже проблема, потому что мы этого не чувствуем.

– То есть вы хотите в одном спектакле связать военную тему, золото Колчака, жизнь Сорокина и метро?

– У нас в спектакле сплетаются и городские темы, и глобальная тема войны, и личности Сорокина и Колчака, и жизнь современных людей  в нашем городе.

– Почему выбрали личность именно Антона СОРОКИНА?

– Антон Сорокин очень современный художник. Сегодняшнее искусство направлено на коммуникацию. Художник как-то воздействует на пространство, на людей, которые, может быть, и не хотят его творчество воспринимать. Актуально уличное искусство, перформансы, акционизм. Это постоянный вызов, провокация художника, чтобы с ним как-то общались, коммуницировали. Это крик одинокого человека, который потерял возможность общаться непосредственно. Мы же очень индивидуализированы сейчас. То, что мы общаемся много в социальных сетях, нам, с одной стороны, полезно, а с другой – мы утрачиваем непосредственные навыки коммуникации. И поэтому искусство отвечает на коммуникативный запрос по-разному. Что-то в нем отвратительно, что-то в нем, наоборот, нам очень нравится.

Мне кажется, что взаимоотношения художника с обществом жизнь Сорокина очень хорошо отображает. Можно по-разному относиться к его творчеству, можно какие-то его вещи вообще графоманскими считать, можно считать его писателем-рекламистом, который умел пиариться, а писал не очень интересно, есть и такие мнения. Но жизнь Сорокина, то, как он себя вел, само по себе является актом искусства. Мы осмысляем ее как взаимоотношения художника и мира, причем не всего, а конкретно здесь, мира нашего города, конкретно мира Сибири, России.

– Почему такое название «Радио родины»?

– Это из цитаты СОРОКИНА. У него есть книжка «33 скандала Колчаку». И в первом, по-моему, скандале описан эпизод из его жизни, как он, по крайней мере, рассказывал. Литературный вечер специально для офицеров Колчака. Писатели выходят на сцену, читают свои произведения. Выходит Антон Сорокин, начинает читать рассказ «Тартарапь-корабль», в котором  по сюжету в бурном море тонет корабль, груженный золотом, и в это время на корабле происходит борьба за золото. Естественно, среди офицеров начинается возмущение, потому что они прекрасно поняли, что имеет в виду писатель. Поднимается суматоха, один из офицеров пытается даже застрелить Сорокина. Кто-то из писателей бежит, выключает свет. Шум, гам, неразбериха. Сорокин зажигает свечу и говорит: «Почему вы, собственно, хотите меня убить, я всего лишь радио, транслирующее слова нашей родины Сибири». То есть он сам себя назвал радио. Сорокин – это радио родины. Поэтому все опросы, участие непрофессионалов, уличная форма театра – это попытка услышать голос человека, который живет здесь и сейчас, голос Родины услышать.

– Когда будет представлен спектакль?

– Мы хотим показать демо-версию в декабре этого года. Мы еще думаем о площадке, потому что хотим не сцену, а экспериментальную площадку. Может, чтобы это было какое-нибудь недостроенное здание. Чтобы не было ощущения театра. Надо другое пространство, чтобы было больше контакта. В декабре это будет под крышей. А на следующий год в августе, на 300-летие города, это уже будет уличный спектакль.

– Как вы отбираете актеров, они должны быть из профессиональных трупп?

– У нас есть замысел, что в спектакле будут играть, как минимум, три профессионала, и около 30-40 человек станут участниками перформанса. В спектакле практически нет декораций. Будка гласности – это, наверно, единственный физический предмет, который может присутствовать в спектакле. Люди, которые примут участие в перформансе, будут изображать по мере необходимости то, что должно оформлять действие. В библиотеке ПУШКИНА 20 сентября стартует актерская лаборатория «Вишневый шкаф», где начнем обучение актеров. Участвовать будут все, кто пожелает: профессионалы, если захотят как-то повысить свой уровень и поделиться опытом; люди, которые вообще первый раз пришли и никогда до этого не принимали участия в театре. Проект «Вишневый шкаф» создан, чтобы стирать границы между театром и публикой, профессионалом и непрофессионалом, человеком, который пишет пьесы, и человеком, который никогда этого не делал, то есть давать возможность участвовать в этом каждому.

– Грант  100 тысяч все окупает или нужно дополнительное финансирование?

– Возможно, в процессе реализации мы будем привлекать еще какие-то средства, но пока все точно расписано: затраты на рекламу, лабораторию, аренду звукового оборудования. Но сюда пока не входит аренда помещения, потому что с ним мы еще не определились. Придется свои средства вкладывать или просить чьей-то поддержки. На данном этапе нам нужны волонтеры.

– Как вы их привлекаете?

– Мы сейчас готовим серию публикаций в социальных сетях об этом. Волонтеры нам нужны, которые могли бы помочь в организации людей и распространении информации о проекте, чтобы об этом узнало как можно больше людей. По всем вопросам к нам можно обращаться в группах «Дача Онегина» и «Вишневый шкаф» ВКонтакте.

– Проект будет существовать на энтузиазме? Ни для кого не предусмотрена зарплата или гонорар?

– Я планирую, что для трех профессионалов будет выделен небольшой гонорар и будет оплачен труд преподавателя  актерской лаборатории, потому что  это мастер-класс по методике Михаила Чехова, он очень серьезный и заслуживает этого. Ну а я никакой коммерческой выгоды не имею.

– В дальнейшем хотели бы посвятить кому-нибудь еще проект?

– Есть еще две личности, которые заслуживают подобного внимания. Может, будут сделаны спектакли и про них. Это Иван Тимофеевич Акулиничев, изобретатель и врач, который готовил к полету Юрия Гагарина. Он родился и учился в Омске, его личность долго была засекречена, и о нем сейчас практически никто не знает. Он был уникальным ученым.

Вторая личность это Павел Комиссаров, он жил в колчаковские времена и был садоводом, который впервые адаптировал северные культуры для сибирского климата. Сад Комиссарова был знаменитым местом. Фактически он является родоначальником города-сада. Сама история его жизни очень интересна, он был самоучкой, почти крестьянин.

И, опять-таки, это не просто личности, они отражают какие-то смыслы, которые для нас сегодня актуальны. Например, что касается космоса, то Омск в космической сфере сейчас опять будет занимать важное место. Людям нужно ассоциировать себя с этим, понимать, что у них есть возможность этим заниматься. Частная космонавтика в России сейчас развивается, запускаются частные спутники. Все это стало намного доступнее. Эти вещи очень идейные, передовые. Мы все время говорим, что живем в каком-то болоте, а на самом деле мы просто не видим возможностей, которые рядом с нами. И вот такие проекты помогают их увидеть.

А что касается Комиссарова, мы говорим, что у нас город-сад, а в последнее время город-пень, потому что много деревьев в последнее время вырубают. Это очень важная и актуальная проблема. Город должен быть зеленым, пригодным для людей, чтобы хотелось жить в нем, высаживать какие-то семена твоих будущих идей.

– То есть нужно делать проекты, которые бы заставляли омичей  не покидать город?

– Лучше, скорее всего, чтобы приезжали из других городов, потому что зачем ловить людей за хвост, если они хотят уехать. А вот если к нам будут приезжать, как едут в Екатеринбург, Пермь, Петербург… Во всяком случае, здесь должно быть ни что-то, из-за чего хотелось уезжать, а что-то, ради чего хотелось приезжать.

Справка

Серафима ОРЛОВА участвовала во многих форумах и фестивалях: Совещание молодых писателей в ЦДЛ (2012, проза), Форум молодых писателей в Липках (2013), Суздальский фестиваль анимации (семинар для писателей) и Фестиваль «Молодые писатели вокруг Детгиза» (2014).  Рассказы и стихотворения публиковались в журналах: «Кольцо А», «Пролог», в сборнике «Под знаком Z», в альманахах: «Как хорошо уметь читать — 6», «Литера» и других. Также Серафима является лауреатом литературной премии им. Ф. М. Достоевского в 2013 г. в номинации «Проза» и конкурса к столетию драматурга В. Розова 2013 г. Лонг-лист «Любимовки-2014». Читки пьес проходили в Москве и Новосибирске.

Комментарии
Комментариев нет.

Ваш комментарий

Книжный клуб: «Цветок – это красиво...»

Тот завтрашний день, когда неисчислимые и несхожие племена все вместе устремятся к несказанно славному и прекрасному будущему

2 ноября 22:06
0
729

Наверх
Наверх
Сообщение об ошибке
Вы можете сообщить администрации газеты «Коммерческие вести»
об ошибках и неточностях на сайте.