Та же проблема у жителей новой части села Троицкого: Сибуправтодор отказывает в организации съезда с трассы М-51
Группа инвесторов, купивших земли вдоль федеральной трассы М-51 в выгодном для размещения придорожных объектов месте – рядом с пересечением трассы с Русско-Полянским трактом, на территории Троицкого сельского поселения – очутилась в неприятной ситуации. Предпринимателям не дают разрешение на организацию съезда с трассы, необходимого для доступа транспорта к их площадкам. Обозреватель «КВ», попытавшийся разобраться в проблеме, выяснил, что вместе с предпринимателями в западне оказались и жители разросшегося села Троицкого.
Проблема со съездами – по всей стране
В публичном пространстве первым тему поднял на туристическом бизнес-форуме, состоявшемся в Тюкалинске 8 августа, гендиректор ОАО «Корпорация развития Омской области» Вячеслав ФЕДЮНИН. Он поинтересовался у главы Абатского района Тюменской области Игоря ВАСИЛЬЕВА, возникают ли сложности у районных властей и владельцев местных придорожных сервисов в вопросах организации съездов с федеральных трасс.
– Эта проблема очень актуальна, буквально сейчас идет капитальный ремонт федеральной автодороги в районе села Абатское, – рассказал Игорь ВАСИЛЬЕВ. – И мы от Уралуправтодора получили уведомление о том, что федералы будут ремонтировать помимо самой трассы только съезд в райцентр, а все остальные примыкания, которые связаны с уже действующими объектами придорожного сервиса, должны отремонтировать сами собственники. Причем не просто отремонтировать, а сделать, в соответствии с законодательством, разгонно-переходные скоростные полосы. Для предпринимателей это как снег на голову: если они не выполнят эти требования, съезды могут быть закрыты. Сейчас идет осмечивание этих работ, и сроки, за которые должны быть выполнены работы, очень сжаты.
Проблема, по словам главы Абатского района, возникает и с новыми придорожными объектами: в генплане предусмотрены съезды к ним, но технические условия на организацию этих съездов выдавать отказываются. Дорожники при этом руководствуются государственным стандартом, который устанавливает, в частности, что чаще, чем через 600 метров, съезды с трассы делать нельзя. Как отмечает ВАСИЛЬЕВ, специалистов Уралуправтодора даже приглашали на совещание к губернатору Тюменской области по этой теме, но каждая сторона осталась при своем мнении.
Глава Тюкалинского района Иван КУЦЕВИЧ на форуме коллегу из Абатского района поддержал, подтвердив, что с такими проблемами сталкивался, и заметил, что единого норматива дорожники не придерживаются и в каждом случае вопрос решается отдельно. По мнению КУЦЕВИЧА, окончательно разрешить ситуацию может только принятие федерального закона, регламентирующего правила размещения объектов придорожного сервиса.
Дорожники не согласны с генпланом
Как пояснил «КВ» Вячеслав ФЕДЮНИН, в Корпорацию развития Омской области за помощью в решении аналогичного вопроса обратилось несколько предпринимателей и компаний, в том числе ООО «ТК Компрессор», ООО «Агроцентр Макошь» и индивидуальный предприниматель Николаев. Все они приобрели в разное время земельные участки в одном и том же месте — поблизости от пересечения федеральной трассы М-51 с Русско-Полянским трактом, на участке трассы между Русско-Полянским трактом и виадуком.
В беседах с предпринимателями выяснилось, что вдоль этого участка трассы немалое количество площадей выкуплено частными инвесторами для строительства придорожных сервисов и других объектов. Усложняется ситуация еще и тем, что трасса в этом месте проходит через земли Троицкого сельского поселения, которое на протяжении нескольких последних лет расширялось, и в 2014 году был принят новый генплан поселения, в результате село Троицкое прирастило свою территорию примерно на 860 га, включив в свой состав в том числе и микрорайон Ясная Поляна, и существующую жилую застройку (ранее известную как дачный кооператив «Южные ворота»). «Генплан села Троицкого, собственно, и предусматривает организацию съезда, примыкающего к улице Мира – центральной улице новой части села Троицкого, которая начинается в Ясной Поляне, пересекает два ручья, пересекает М-51 и идет дальше, до поселка Новоомского, – рассказывает руководитель проекта ООО «Агроцентр «Макошь» Вадим ЦЫГАНКОВ. – То есть эта улица – дорога-дублер, которая идет между Русско-Полянским трактом и железной дорогой. Насколько мне известно, за счет новой застройки население Троицкого сельского поселения вырастет со временем до 55 тысяч человек. Съезд, таким образом, нужен прежде всего для того, чтобы обеспечить доступ к своему жилью этим 55 тысячам населения. А мы – предприниматели — получим доступ к своим площадкам. Мы ведь понимаем, что с федеральной трассы невозможно организовать съезды через каждые 50 метров, и все инвесторы согласны с тем, что будет единый съезд, на улицу Мира, через который доступ будет и к их территориям».
При этом неподалеку от участка того же ООО «Агроцентр «Макошь» есть тупиковый съезд к заправке «ТопЛайн» — он тоже, по мнению ЦЫГАНКОВА, не соответствует требованиям, но к нему претензий никто не имеет. А вот у обычной несетевой газовой заправки, расположенной напротив, съезд оформлен в соответствии с разрешениями, полученными в автодорожном управлении еще лет десять назад, и сейчас, по словам ЦЫГАНКОВА, дорожники пытаются доступ на эту заправку перекрыть, мотивируя тем, что съезд не соответствует новым требованиям закона.
– Автодорожное управление не хочет видеть, что здесь населенный пункт. Я лично общался и с прежним руководителем Омского управления ДРОБОТЕНКО, и с новосибирскими специалистами. Они говорят: на этом участке большой трафик, 17 тысяч машин в сутки, мы не можем там сделать съезд, потому что придется ограничивать движение. Но они обязаны его ограничить – потому что дорога проходит через земли населенного пункта. К тому же есть ограничение на развязке с Русско-Полянским трактом, не думаю, что такая большая проблема перенести этот знак немного ближе к виадуку, – говорит Вадим ЦЫГАНКОВ.
Компанией «ТК Компрессор» в Троицком сельском поселении приобретен примыкающий к федеральной трассе участок земли площадью 2,8 га. Компания планировала там построить СТО для большегрузных автомобилей, но приступить к работам не может ввиду отсутствия съезда к участку.
– Сибуправтодор отказывает нам и владельцам соседних участков в возможности сделать съезд с трассы. А съезд этот предусмотрен генпланом поселения. Дорожники же настаивают: нас не позвали, когда принимали генплан, мы с таким генпланом не согласны, — поясняет директор компании Николай ТУРГАНОВ.
Доводы о том, что генплан с дорожниками никто не согласовывал, по мнению предпринимателей, безосновательны. «Существует федеральное законодательство, где четко регламентировано, как согласование генплана происходит. Генплан согласовывается публичным образом, здесь не требуется сбора подписей чиновников. Проект генплана публикуется в общем доступе, и дается три месяца на то, чтобы были высказаны все возражения. Если Сибуправтодор не отслеживает эти документы, это, наверное, их проблема. Высказали вовремя бы возражения – возможно, вопрос как-то был бы решен. А теперь они пытаются делать вид, что никакого генплана нет и дорога не проходит через населенный пункт, – это абсурд, который ни к чему хорошему не приведет. Уже сейчас некоторые из коммерсантов начали самовольно отсыпать себе съезды. Я молчу уже о том, что местные жители, которые те же стройматериалы завозят по этому бездорожью, в отсутствие нормального съезда постоянно рискуют жизнью, и в целом на вопросах безопасности движения вся эта ситуация очень плохо отражается», — продолжает Вадим ЦЫГАНКОВ.
Отказы шлют как под копирку
Сегодня, по словам предпринимателей, им нужна помощь в том, чтобы убедить Сибуправтодор выдать технические условия на эту развязку. Пока усилия всех тех, кто подключился к решению проблемы, тщетны: Сибуправтодор шлет отказы один за другим. Так, на запрос Корпорации развития Омской области, которая подняла вопрос о возможности размещения примыкания по просьбе индивидуального предпринимателя НИКОЛАЕВА, ведомство прислало категоричный ответ о том, что согласование съезда невозможно. При этом дорожники ссылаются на ряд причин. Во-первых, на то, что съезды на таких трассах можно организовывать не чаще чем через 600 метров (а от испрашиваемого места до съезда на Русско-Полянский тракт – 530 метров). Во-вторых, на то, что съезды можно организовывать или на прямых участках, или на кривых с внутренним радиусом не менее 2 км, а на этом участке кривая имеет внутренний радиус около 1,6 км. Кроме того, Сибуправтодор ссылается на все тот же генплан села Троицкого, сделанный без предварительного согласования с дорожниками. «Транспортное сообщение жителей села Троицкого и дачного потребительского кооператива «Южные ворота» необходимо предусмотреть через местную (либо иную нефедеральную) сеть автомобильных дорог», – заключает в письме первый заместитель начальника ФКУ «Сибуправтодор» КОСТЫЛЕВСКИЙ. Те же самые комментарии дает ведомство и в ответе главе Омского муниципального района Геннадию ДОЛМАТОВУ.
По информации предпринимателей, были по этому вопросу граждане и на приеме у губернатора, который поручил разобраться в проблеме тогда еще существовавшему минтрансу. Но, несмотря на все усилия, никаких подвижек по-прежнему нет.
А вскоре ситуация с транспортной доступностью этой части села еще больше обострится:
– Сейчас наше омское автодорожное управление разместило заказ на проектирование отбойников на всю длину этого участка трассы М-51, от поста ГАИ до виадука. При этом съезд на «ТопЛайн» останется, а все остальное планируется перекрыть. К чему это приведет, всем понятно, ведь сколько бы отбойников ни поставили, их будут сносить и выезжать, и ситуация станет еще опаснее: водители большегрузов будут думать, что здесь отбойник и никто не вылетит им наперерез, они просто не смогут предугадать, что там есть брешь, – пояснил Вадим ЦЫГАНКОВ. При этом, по его мнению, в объезд добираться до своего жилья местным жителям практически нереально: слишком большой получается крюк.
Усть-Заостровка – на очереди
Что дальше будут предпринимать в этой ситуации местные власти, остается непонятным. Если убедить Сибуправтодор учесть интересы местных жителей, а заодно с ними и предпринимателей не получится, решением проблемы может стать только изменение федерального законодательства в части государственных стандартов на организацию съездов. Между тем, Троицкое – не единственное в регионе село, выросшее вдоль федеральной трассы. Такая же проблема, по данным Вадима ЦЫГАНКОВА, сейчас возникает с расширением Усть-Заостровки.
– Надеемся, что ситуация эта как-то разрешится, что будет найден какой-то разумный выход. Мы уже перевели участок из категории земли сельхозназначения в категорию промышленных земель, соответственно, раз в десять вырос земельный налог. При этом к строительству мы приступить не можем, терпим убытки», – заключил в разговоре с «КВ» Николай ТУРГАНОВ. В аналогичной ситуации находятся и другие инвесторы, о содействии которым так много говорят на всех уровнях власти. При этом, как отметил в разговоре с «КВ» Вячеслав ФЕДЮНИН, Корпорация развития Омской области будет и в дальнейшем работать над разрешением этого вопроса, но в целом рекомендует предпринимателям действовать на упреждение таких ситуаций и при приобретении того или иного участка или объекта обращаться к специалистам Корпорации за консультацией: в результате инвестор сможет получить экспертное заключение по конкретному проекту и оценить возможные риски.