Все рубрики
В Омске вторник, 23 Декабря
В Омске:
Пробки: 4 балла
Курсы ЦБ: $ 79,3146    € 92,8621

РЭК рассчитала политически выверенный тариф для муниципального транспорта

16 декабря 2015 11:21
2
4500

Первоначальная сумма в 32 рубля за одного пассажира показалась областной власти высоковатой, и регулятор уменьшил тариф до 27 рублей 49 копеек

Жаркие дебаты вокруг тарифов на пассажирские перевозки муниципальным транспортом развернулись в минувшую пятницу 11 декабря, на заседании Общественного совета при Региональной энергетической комиссии Омской области. Приглашенные на заседание совета транспортники пытались объясниться, почему у них экономически обоснованный тариф складывается на уровне 40 рублей, а общественники пытались понять, каким образом муниципальный пассажирский транспорт будет выживать в режиме жесткой конкуренции с частными перевозчиками. К единому мнению стороны не пришли. А члены общественного совета сошлись на том, что 40 рублей – слишком много, вполне хватит и компромиссного тарифа в 27,49 рубля, рассчитанного регулятором.

Департамент транспорта – пассажирам

По словам главы департамента транспорта города Омска Виталия МАСЛИКА и приглашенных на заседание руководителей муниципальных автотранспортных предприятий, сегодня муниципальный транспорт, который перевозит порядка 40% пассажиров, не столько работает, сколько медленно умирает. Фактическая средняя себестоимость перевозки одного пассажира в 2015 году всеми омскими ПАТП составляет 25,18 рубля. Предельный тариф на 2015 год, установленный РЭК, получился на 15% ниже себестоимости услуги. Из-за разрыва между утвержденным тарифом и себестоимостью перевозок все маршруты стали нерентабельными, и за 10 месяцев 2015 года убытки пяти предприятий выросли до 219,9 млн рублей. При этом износ автобусов в настоящее время составляет 93,6%, троллейбусов – 88,7%, трамваев – 91%.

– Разрыв между тарифом и себестоимостью перевозки имеет место в последние четыре года. И в этом году мы увидели апофеоз – практически полную остановку муниципального транспорта. Потому что уже нечем было платить за топливо, – рассказал Виталий МАСЛИК. – У нас сложился двоякий подход к муниципальному транспорту. Когда денег не хватает, нам говорят: идите и зарабатывайте. То есть работайте на основных магистралях, где большой пассажиропоток и платежеспособный спрос. А когда транспорта не хватает на окраинах, где частные перевозчики не хотят работать в силу низкого пассажиропотока, нам говорят: вы должны выполнять социальную функцию. Я могу привести массу таких примеров, когда частники отказывались работать и мы возвращали муниципальные автобусы, работая с огромными убытками.

Как уверяет глава профильного департамента, автопредприятия ежегодно ломают голову над снижением затрат и повышением эффективности. За пару лет транспортники смогли сэкономить порядка 180 млн рублей, снизив себестоимость услуги примерно на полтора рубля. Но в условиях хронического недофинансирования этих усилий, мол, не хватает даже на то, чтобы свести концы с концами. А чтобы работать качественно, без сбоев, да еще и приобретать в лизинг новый подвижной состав, по расчетам самих городских транспортников, на будущий год им нужен провозной тариф от 33,51 рубля (ОАО «ПАТП № 2») до 45,73 рубля (МП города Омска «ПП № 7». В среднем получается – 40 рублей 2 копейки.

Пассажирское предприятие № 7

Как рассказал директор самого убыточного муниципального автопредприятия Иван ДРОБНЫЙ, у него фактическая себестоимость составила в 2015 году 25,85 рубля при предельном тарифе в размере 21,15 рубля. Таким образом, предприятие на перевозке каждого пассажира теряет без малого пять рублей. Общий убыток за 10 месяцев – 25,7 млн рублей. Растет и кредиторская задолженность, в том числе по уплате налогов. Долги по НДФЛ на данный момент 2,15 млн рублей. Долги перед Пенсионным фондом – 16,3 млн рублей. На первом месте в себестоимости услуги на сегодняшний день – заработная плата с налогами (49,4%). На втором месте – топливо (27,9%). При этом средняя  заработная плата в ПП № 7 за 2015 год составляет 17,8 тысячи рублей, у водителей – 23,5 тысячи рублей.

– До 2013 года инженерно-технических работников у нас было 48 человек. В данный момент на предприятии осталось 19 специалистов, – рассказал Иван ДРОБНЫЙ. – Нет заместителей директора предприятия, нет начальников отделов. В эксплуатации остались только старший диспетчер, диспетчеры колонн и механики колонн. У нас уже давно отсутствуют легковые служебные автомобили. Сокращен, собственно, весь хозяйственный транспорт. Осталось только два трактора, которые снег чистят на предприятии.

Единственной финансово-успешной деятельностью, судя по словам директора ПП № 7, стала сдача в аренду бывшего имущества ПП № 9, которое было присоединено два года назад. В 2015 году доход от использования частными перевозчиками мест для стоянки автобусов составил в 2015 году 8,3 млн рублей при затратах на содержание имущества в 3,5 млн рублей. А услуга по перевозке пассажиров не может приносить доход в принципе, поскольку в ПП № 7 работают еще на автобусах «кароса» и «мерседес», которые закупались в середине и в конце 90-х. Сегодня эти машины, как говорит Иван ДРОБНЫЙ, очень затратны в обслуживании. А заменить их пока нечем. Поэтому, мол, ПП № 7 и просит 98 млн рублей в тарифе 2016 года на приобретение новых автобусов. 

– Без нового подвижного состава мы просто медленно умираем, – рассказал Иван ДРОБНЫЙ. – Средний возраст нашего транспорта – 17 лет. Пробеги средние – 800 тысяч километров. Есть автомобили с пробегами по 1,5 млн километров.

Жулики и воры?

Из всего общественного совета за транспортников вступился только президент Союза организаций торговли Омской области Борис СВАТКОВ, опираясь в том числе на данные по уплаченным налогам. Мол, муниципальные предприятия в прошлом году заплатили в городской бюджет порядка 500 млн рублей и по итогам 2015 года, несмотря на убытки, заплатят примерно столько же. А от частных перевозчиков поступления в городской бюджет составили в 2014 году в общей сложности 12 млн рублей. И кто работает честнее – совершенно понятно.    

– Я не выступаю адвокатом департамента транспорта, но хотел бы обратить внимание на то, что эта история случилась не сегодня. Она длится уже лет 15, когда в Омске заработал частный извоз. Мы выпустили джинна, а теперь пытаемся засунуть его обратно. В результате и муниципальный транспорт страдает, и частные перевозчики обижаются: как же так, мы свой бизнес открыли, развиваем, а нас теперь, образно говоря, обрезают, – пояснил Борис СВАТКОВ. – И что получается в итоге? Если городским предприятиям сделать тариф в 30 рублей, то нужно ставить как минимум 30 и частному извозу. А иначе у нас полупустые автобусы так и будут ходить, – пояснил Борис СВАТКОВ. 

А депутат горсовета Юрий ФЕДОТОВ сразу перешел от деклараций к конкретике и долго изводил Виталия МАСЛИКА вечными вопросами на тему себестоимости перевозок, которая в Омске у больших автобусов получается по расчетам всегда выше, чем у частника в микроавтобусах «газель».

– А сколько в 2015 году было привлечено к ответственности водителей, которые разными способами химичили с топливом? Каков процент выявления таких случаев? Директор департамента транспорта выгнал за год хотя бы одного руководителя автопредприятия или руководителя автоколонны за левые варианты с запчастями, резиной и так далее? – интересовался городской депутат, намекая на общую бесхозяйственность в отрасли и отсутствие жесткого контроля за ПАТП со стороны дептранса. – Я не вижу работы по сокращению издержек. Вот если бы руководители предприятий жаловались на вас, что вы их зажимаете, то я бы понял, что департамент транспорта свою функцию выполняет хорошо.

Виталий МАСЛИК согласился, что проблема воровства в транспорте – это проблема с бородой, но сегодня она не масштабна, как думают некоторые. Расход топлива в автопредприятиях ниже, чем базовые нормы. К тому же эту проблему можно решить относительно небольшими финансовыми вложениями, как сделали это в Омскоблавтотрансе, установив систему ГЛОНАСС, которая не только фиксирует пройденное расстояние, но и показывает реальный расход топлива. Ну а подозрения в левых вариантах главный городской транспортник отверг категорически.

– Вы ставите вопросы некорректно. Если вы считаете, что руководители наших предприятий априори нехорошие люди, то я с этим не могу согласиться. Это подход в корне неверный. Это то же самое, как говорить, что все чиновники изначально воры, – подчеркнул Виталий МАСЛИК.

Регулятор регулирует

По предварительным оценкам и расчетам регулятора, провозной тариф для муниципального транспорта на 2016 год получается ниже, чем представлен транспортниками. РЭК рассчитала два варианта – 32,42 рубля с учетом лизинга, и 31,15 – без лизинга. При этом рост тарифа относительно 2015 года получается на уровне 186%.

– Основные факторы, повлиявшие на рост тарифа в 2016 году, – снижение пассажиропотока на 22%, – рассказал председатель РЭК Омской области Олег ГОЛУБЕВ. – В тарифе 2015 года пассажиропоток был принят в размере 145 млн человек. При расчете тарифа на 2016 год мы исходили из того фактического пассажиропотока, который сформировался в настоящее время – 113 млн пассажиров.

По предварительным расчетам регулятора, потребность денежных средств в бюджете города при сегодняшней цене на проезд и утверждении тарифа в размере 32,42 рубля составит 1,17 млрд рублей. При тарифе в 31,15 рубля – 1,07 млрд рублей. Но поскольку в будущем году вступает в силу федеральный закон о пассажирском транспорте, который должен обеспечить уход с рынка нелегалов и возвращение части пассажиров к муниципальным автобусам и троллейбусам, регулятор взял на себе смелость скорректировать расчетный пассажиропоток и уменьшить, соответственно, провозной тариф до 27,49 рубля. При таком средневзвешенном тарифе транспортникам нужно будет добавить из бюджета порядка 450 млн рублей.

Сколько станут платить пассажиры за проезд в общественном транспорте с 1 января 2016 года – пока неизвестно. Решение будет принимать Омский городской совет, исходя их тарифа, утвержденного РЭК, и возможностей городского бюджета. Виталий МАСЛИК предполагает, что стоимость проезда будет все же выше, чем сегодняшние 18 рублей.

Комментарии
999 16 декабря 2015 в 22:57:
Безлимит в москве на месяц стоит 930 рублей
999 16 декабря 2015 в 22:56:
Живем как в Париже... Дома пониже, асфальт пожиже!Но цены на проезд как в Москве!!! РЭК вообще не в адеквате?! Безлимит на месяц в Москве стоит 30 рублей! Вы уже вообще обнаглели такими проездами? стоимость нового автобуса 8-10 млн руб. автобус в день везет от 1000 чел*18 руб*365=6,5 млн. Ребята, вы их меняете раз в 10 лет в лучшем случае, а окупаются они за 2, максимум 3 года. Вопрос куда идут эти деньги?!
Показать все комментарии (2)

Ваш комментарий

Молодёжной столицей Омской области выбран Полтавский район

Остальные районы губернатор попросил не расстраиваться, так как молодёжную столицу Омской области теперь будут выбирать ежегодно

23 декабря 10:01
2
263

Наверх
Наверх
Сообщение об ошибке
Вы можете сообщить администрации газеты «Коммерческие вести»
об ошибках и неточностях на сайте.