Все рубрики
В Омске пятница, 22 Ноября
В Омске:
Пробки: 4 балла
Курсы ЦБ: $ 100,6798    € 106,0762

Михаил БЕРМАН: «В отношениях между руководителем и коллективом изначально заложен антагонизм, но то, что происходит в омском аэропорту, – это ненормально»

25 февраля 2015 10:44
6
7354

Как стало известно на минувшей неделе, в ОАО «Омский аэропорт» опять неспокойно. Судя по тексту коллективной жалобы, которая была направлена президенту ПУТИНУ, на предприятии давно назрел конфликт между коллективом и гендиректором Виктором ТИТАРЕВЫМ, назначенным на эту должность немногим более года назад. О ситуации в аэропорту, о причинах разрастающегося конфликта и возможных способах его купирования – в эксклюзивном интервью с предыдущим руководителем ОАО «Омский аэропорт» Михаилом БЕРМАНОМ, который согласился ответить на вопросы обозревателя «КВ» Николая ГОРНОВА.

– Михаил Львович, сначала неприятный вопрос. Каковы перспективы уголовного дела, которое возбуждалось в отношении вас в прошлом году? В омских СМИ проходила информация, насколько я помню, о неких приобретениях спецтехники по завышенным ценам...

– Действительно, по заявлению руководства аэропорта в отношении меня возбуждено уголовное дело. Считаю, что на данном этапе с моей стороны будет неправильным давать какие либо комментарии по данному вопросу. Уверен, что компетентные органы во всем разберутся. Кстати, пользуясь случаем, хочу поздравить работников транспортной полиции с прошедшим профессиональным праздником. И, конечно, всех омских авиаторов с Днем гражданской авиации.

– Помнится, что на первой же своей пресс-конференции Виктор ТИТАРЕВ подверг жесткой обструкции предыдущее руководство аэропорта, то есть вас. Было заявлено, что омский аэропорт – самый убыточный в стране, а ресурсы его использовались крайне неэффективно...

– Да, было такое. Но общественность может быть спокойна, ведь уже на пресс-конференции в октябре 2014 года было заявлено о том, что угроза миновала и самый убыточный аэропорт в стране превратился бы в прибыльный. Вообще то, валить все на предыдущее руководство – позиция удобная. В случае неудачи всегда можно напомнить о тяжелой исходной ситуации, а при достижении успехов – о своей высокой эффективности. Лично я, например, после вступления в должность генерального директора ни разу не позволил себе высказаться о КРУГЛОВЕ в негативном плане ни в коллективе, ни в прессе. Несмотря на то, что наши отношения с Сергеем Федоровичем в тот период были, мягко говоря, непростыми. Но это уже вопрос этики и воспитания.

Теперь по поводу эффективности. Считаю, что давать самому оценку своей работе не совсем правильно. Для этого есть акционеры, совет директоров, независимая общественность. Поэтому я просто изложу данные, которые находятся в открытых источниках, в том числе на сайте аэропорта. На момент моего в назначения в марте 2010 года аэропорт испытывал серьезное негативное влияние финансового кризиса, выразившееся в спаде авиационных перевозок и банкротстве ряда авиакомпаний-дебиторов. К тому же предприятие уже пол -года работало без генерального директора. На начало 2010 года задолженность ОАО «Омский аэропорт» по взятым кредитам превышала 90 млн рублей, практически все имущество предприятия находилось в залоге у банка, износ основных средств превышал 60%, а обслуживать пассажиров приходилось в аэровокзале, долгое время находившемся в стадии реконструкции. И все это на фоне колоссального негативного морально – психологического климата в коллективе, вызванного назначением генеральным директором ставленника области на фоне многолетнего противостояния предыдущего руководства с областной властью.

В 2010 – 2013 годах за счет собственных средств аэропорта была завершена реконструкция аэровокзала внутренних воздушных линий (Терминал В), проведена реконструкция привокзальной площади, отремонтирована большая часть производственных и административных объектов аэропорта, приобретено значительное количество новой техники и оборудования. Всего инвестиции в основные средства за этот период составили 320 млн рублей, еще 178 млн рублей было направлено на ремонт ОПФ. В результате коэффициент износа основных средств изменился с 0,67 % в 2009 до 0,35 % в 2013 году. Стоимость чистых активов увеличилась с 303 млн до 795 млн рублей.

Для выполнения регулярных рейсов были привлечены авиакомпании Astra airlines, Pegasus airlines, «ЭйрАстана», «Оренэйр», «Ираэро». Были открыты регулярные рейсы в Салоники, Стамбул, Пекин, Дюссельдорф, Ганновер, Мюнхен, Астану, Ереван, Баку, Душанбе, Ташкент, Санкт-Петербург, Иркутск, Новосибирск, Новый Уренгой. В аэропорту на базирование встали воздушные суда авиакомпании «Ираэро». Доля международных пассажиров в общем объеме выросла с 14% до 28%. Общее количество обслуженных пассажиров увеличилось почти вдвое — с 509 тысяч в 2009 году до 975 тысяч в 2013 году. Все это отразилось, естественно, на финансовых показателях. Доходы в 2009 году были на уровне 980 млн рублей, а в 2013 году превысили 2 млрд рублей. Чистая прибыль в 2009 году на уровне 2 млн рублей. В 2013 году — более 237 млн рублей.

– Вы намекаете, что наследство ТИТАРЕВУ оставили приличное?

– Позволю себе сказать: весьма приличное. На конец 2013 года в ОАО «Омский аэропорт» не имело займов и кредитов, появились даже свободные денежные средства в объеме 130 млн рублей, которые были размещены на депозитах. Плюс к этому гарантированные 300 млн. рублей, полученные от реализации 50%-й доли в топливо-заправочном комплексе «Омск-Центральный» уже в 2014 году. И, что особенно для меня важно, совершенно нормальная обстановка в коллективе.

– А может, вы упускали вопросы качества обслуживания пассажиров?

– Что касается качества обслуживания пассажиров. В конце 2013 года отраслевое агентство «АвиаПорт» проводило масштабное исследование качества пассажирской инфраструктуры и уровня обслуживания пассажиров более чем в 20 российских аэропортах. Сознательно за кадром были оставлены Шереметьево и Домодедово, играющие в другой лиге с точки зрения масштаба инфраструктуры и пассажиропотока. Среди оставшихся высшую оценку – 5 звезд – не получил ни один аэропорт. 4 звезды были у пяти аэропортов, которые не так давно завершили масштабные инвестиционные проекты, — Владивосток, Екатеринбург, Казань, Новосибирск и Сочи.

Аэропорт Внуково и аэропорт Уфы получили по 3 звезды. Омск, Самара и Челябинск получили промежуточную оценку – 2,5 звезды. И это, на мой взгляд, вполне адекватная и достойная оценка. Ниже нас были более крупные аэропорты в Иркутске, Краснодаре, Красноярске, Ростове-на-Дону, Санкт-Петербурге. Аэропорт Калининграда, из которого ТИТАРЕВ пригласил в Омск широко анонсированного специалиста по качеству, получил только половинку звезды и занял предпоследнее место. Аэропорт Тюмени, в котором новому руководству нравится уровень заработной платы работников, занял последнее место в рейтинге и попал в безнадежную категорию «Нет слов».

– Вы следили за тем, что происходило в аэропорту после вашей отставки в декабре 2013 года? Знакомы с сегодняшней ситуацией?

– Да с ситуацией я в достаточной степени знаком. Хочу сказать, что в финансовом плане прошедший год был успешным. Это было предопределено, в первую очередь, полученными 300 млн рублей от реализации 50%-й доли в ТЗК и последующей возможностью размещать эти средства на депозитах. Приятно, что пассажиропоток превысил миллион. Но в то же время, некоторые моменты, на мой взгляд, вызывают вопросы.

– Какие?

– Во-первых, это отсутствие целостного понимания направлений развития предприятия. И дело не только в том, что при наличии целого директора по стратегии и качеству за год новую стратегию так и не смогли написать. Исходя из анализа сделанных руководством заявлений, возникает ощущение метаний и непонимания реального состояния вещей. Здесь достаточно вспомнить идеи о создании в аэропорту Леголэнда и тропического парка, внедрение философии кайдзен, планы по предоставлению мэрии аэродромной техники для уборки городских улиц и использованию цеха бортового питания для приготовления обедов сотрудникам госучреждений, попытки открытия рейса на Брюссель. Особо показательно здесь выглядит заявление вышеупомянутого специально приглашенного специалиста из Калининграда о том, что «состав персонала аэропорта может быть ограничен гендиректором и главным бухгалтером, все остальное можно передать на аутсорсинг». Хотя, возможно, в этом стратегия и состоит?

Во-вторых, это неумение выстраивать отношения с авиакомпаниями, попытка разговаривать с ними с позиции силы. В результате, несмотря на заявленные ранее планы по открытию новых рейсов, по факту произошло существенное сокращение маршрутной сети, частот выполнения полетов и количества предоставляемых авиакомпаниям услуг. За прошедший год прекращены круглогодичные международные полеты в Пекин, Баку, Ереван, Ташкент, Душанбе, Бишкек, сократилась частота выполнения регулярного рейса в Стамбул, уменьшилось количество внутренних направлений. Сократили выполнение регулярных рейсов компании «Сибирь», «Ираэро», «Ютэйр». Традиционные основные потребители продукции цеха бортового питания, авиакомпании «Сибирь» и «Ютэйр» отказались от его услуг, что вообще может привести к его закрытию и потере доходов от данного вида деятельности.

– Но вы сказали что в 2014 году аэропорт обслужил более миллиона пассажиров. Это больше чем в 2013 году, следовательно, динамика положительная.

– В динамике пассажиропотока есть определенная инерционность. Это связано с периодами формирования расписаний, глубиной продаж авиабилетов и так далее. Но во втором полугодии, к сожалению, ситуация стала меняться уже резко.

– Сжатие маршрутной сети можно объяснить и кризисом. Авиаперевозки от кризиса пострадают однозначно, об этом говорят все эксперты...

– Кризис, конечно, добавляет проблем, я не отрицаю. В данном случае проблемы накладываются одна на другую, и результат может быть совсем печальный. На сколько я знаю, в текущем году уход авиакомпаний продолжился. Но я хотел бы сказать и о третьем моменте, который меня беспокоит.

– О каком?

– Об отношении к людям и проводимой кадровой политике. Нельзя начинать работу с людьми со сравнения их с тюбиками с зубной пасты, заявлений о том, что их слишком много, что они мало работают и при этом чрезмерно хорошо получают, надеясь при этом, на их взаимопонимание. Уверяю, что не поймут. В течение года люди живут под постоянной угрозой сокращения и снижения заработной платы, с отсутствием понимания дальнейших перспектив. Непонятна людям неуважительная, высокомерная манера поведения руководителя. Все это негативно сказывается на морально-психологическом климате в коллективе, а ведь это люди, от которых напрямую зависит безопасная работа аэропорта.

– В январском интервью нашим коллегам из «Делового Омска» Виктор ТИТАРЕВ заявил, что в 2014 доля неавиационных доходов составила 6% в выручке, и это очень мало, уже в 2015 году он планирует перешагнуть порог в 10%...

– Спорить не буду, неавиационные доходы важны. Чем крупней аэропорт, тем больше у него неавиационные доходы. И я совсем не против, чтобы омский аэропорт повышал свои доходы, в том числе и неавиационные.

– Но вы против прожектерства?

– Да, я против прожектерства. Я очень сильно сомневаюсь, что авторы этой концепции учли непосредственно омскую специфику. И дело здесь даже не в объеме пассажирских перевозок, он у нас достаточно неплохой, во всяком случае пока. Но для эффективного функционирования торговых предприятий просто потока мало. Необходимо, чтобы в аэропорту длительное время находилось достаточно большое количество пассажиров, свободных от прохождения предполетных процедур. А у нас пассажиры находятся в аэропорту минимальное время. Позавтракали дома, приехали за час до отправления, зарегистрировались, досмотрелись и прыг в самолет, в котором их снова будут кормить. Транзитных пассажиров у нас, к сожалению, нет. Именно это и объясняет, что у нас ранее были определенные проблемы с привлечением арендаторов, очередь, так сказать, не стояла. Так что работать в этом направлении, конечно, надо, но прорыва в ближайшем будущем ожидать не стоит.

– А над чем работать?

– В первую очередь, аэропорт все-таки не торговый комплекс, а предприятие, обслуживающее авиационные пассажирские перевозки. Это направление и надо развивать в первую очередь. Привлекать авиакомпании, создавать им условия не на словах, а на деле. В этом смысле меня очень уход «Ираэро» расстроил. Реально могла бы быть базовая авиакомпания. Закрывала всю регионалку и СНГ. А теперь авиакомпания перевела свои воздушные суда на базирование в Толмачево, там они, видимо, больше нужны.

– Как вы оцениваете жалобы, которые коллектив аэропорта направляет президенту? На ваш взгляд, это нормально?

– В отношениях между руководителем и коллективом изначально заложен определенный антагонизм, но то, что происходит в омском аэропорту, – это, конечно, ненормально, грамотный управленец должен находить точки соприкосновения с людьми. Честно говоря, не думал, что всего за год можно довести коллектив до такого состояния.

– «КВ» не так давно брали интервью у вашего предшественника, экс-гендиректора аэропорта Сергея КРУГЛОВА. Сергей Федорович искренне возмущался увольнением в декабре прошлого года главного инженера Сергея ЗЕЗЮЛИ.

– Полностью солидарен в этом вопросе с Сергеем Федоровичем. ЗЕЗЮЛЯ – честный, порядочный человек, прекрасный специалист, который имеет свое мнение и дорожит своей репутацией. Он отработал 30 лет на предприятии и был, кстати говоря, единственным, кто за все время моей работы в качестве гендиректора пришел ко мне и сказал, что выполнять прямое поручение не будет, поскольку считает его неправильным. Поразмыслив пару дней, я признал свою ошибку и согласился с ним. Уверен, таких людей надо ценить и беречь. Но новому руководству аэропорта, видимо, не нужны специалисты, имеющие собственное мнение.

– Насколько я понимаю, коллектив аэропорта недоволен тем, что гендиректор ТИТАРЕВ взял курс на тотальную экономию и весь год сокращает затраты, оптимизируя структуру. С точки зрения управленческой науки все вроде бы правильно. Или я что-то недопонял?

– Главный вопрос: на чем именно экономить? На безопасности экономить нельзя, и здесь двух мнений быть не может. Авиация держится на абсолютной дисциплине, на том, что все неукоснительно соблюдают четко прописанные процедуры. Ведь, если разобраться, причина большинства авиационных происшествий – это цепь зачастую никак не связанных друг с другом событий. Один куда-то не дошел, другой о чем-то не подумал, третий – недоглядел, четвертый – упростил себе работу. А потом карта легла неудачно, и в результате имеем трагедию, в которой погибли люди. Что касается сокращения затрат на техперевооружение и заработную плату. Это очень существенные расходные статьи, и, наверное, есть соблазн на них сэкономить. Здесь надо смотреть на сложившуюся ситуацию. Поскольку у нас, как было заявлено ранее, все нормализовалось, не совсем понятно, почему надо сокращать заработную плату. Я в общем не вижу ничего плохого в том, что люди хорошо зарабатывают. Но бывают случаи, когда экономить необходимо. Тогда руководителю надо это объяснить людям, а экономию начать с себя. Нас так в военном училище учили, командир должен вместе с подчиненными тяготы и лишения переносить. Экономит ли нынешний руководитель на себе – большой вопрос.

– В жалобе, которую направил президенту Владимиру ПУТИНУ коллектив аэропорта, сообщается о текучке среди топ-менеджмента. Мол, у ТИТАРЕВА разбежались все заместители, остался только главный бухгалтер...

– Насколько мне известно, кадровая проблема на предприятии сегодня действительно стоит остро. И несколько заместителей ТИТАРЕВА действительно уволились. И даже директор по стратегии и качеству, который был из Калининграда, тоже уволился. Что касается исполнения главным бухгалтером обязанностей руководителя в его отсутствие – это, конечно, допустимо, но не для такого специфического предприятия, как аэропорт. И когда ТИТАРЕВ в интервью гордо заявляет, что подчиненным с ним тяжело, поскольку у него по пять новых идей в течение дня возникает, то я вполне могу понять его подчиненных. От такого руководителя на самом деле голова пойдет кругом. Креатив тоже должен быть к месту. Креативный массовик-затейник на елке в детском саду – это очень хорошо и весело. А если у вас, например, креативный бухгалтер – ждите проблем.

– В ОАО «Омский аэропорт» есть совет директоров, который и назначает, и контролирует гендиректора...

– В совет директоров входят чиновники из областного правительства, поскольку 85% акций аэропорта принадлежат Омской области. Ничего не имею против чиновников, они все профессионалы, но каждый – профессионал в своей области. Было бы полезно, на мой взгляд, ввести в состав совета директоров и представителей миноритарных акционеров. Хотя бы одного. Еще лучше, если этот представитель будет специалистом в авиационной области. Он, во всяком случае, по профессиональной деятельности мог бы правильные вопросы задавать на заседаниях совета директоров. И тогда не создавалось бы впечатление кулуарности в принятии решений. Всегда можно было бы сказать, что совет директоров учитывает мнение миноритарных акционеров и коллектива аэропорта.

– Давайте вернемся к вопросу отсутствия стратегии у аэропорта Омск-Центральный. Сейчас в областном правительстве опять заговорили о строительстве аэропорта Омск-Федоровка, который перечеркнет, естественно, все стратегии Омска – Центрального, сколько их не разрабатывай. Или я не прав?

– К вопросу об Омск – Федоровке. Почему-то меня считали ярым противником строительства этого аэропорта. Это не совсем так. Я лишь считаю, что этот проект невозможно реализовать до тех пор, пока не будет определен реальный источник средств на строительство аэродрома. До сих пор все аэродромы реконструировались и строились только за государственные деньги. Но в любом случае про развитие Омска –Центрального забывать нельзя, а то можем остаться вообще без аэропорта. Леонид Константинович, как вы сами знаете, был большим сторонником строительства Омск – Федоровки, однако это не мешало ему выделять существенные деньги из бюджета области на обновление инфраструктуры действующего аэродрома. За счет этих средств были построены стоянки воздушных судов и отремонтирован международный терминал.

Комментарии
омич 4 марта 2015 в 19:23:
Грамотный мужик? Наверное)))) Отобрал у аэропорта ежегодную прибыль в 800 млн...Видать знал уже,что Витя придет на его место...А хозяева предприятия? Да им,видать,все по барабану...
александр. 3 марта 2015 в 22:13:
грамотный мужик. рад буду если он вернется.титарева в отставку
ветеран 3 марта 2015 в 21:38:
Львович +100 500!!!!! Настоящий Мужик и Ген.директор!!! Если титарь вылил на него кучу грязи(в пустую),Львович,интеллигентно,тактично бьет цифрой...возвращайтесь Михаил Львович!!!!
Гость 27 февраля 2015 в 16:27:
Это правда.Приняли Бермана плохо. Но со временем его если и не полюбили, то относится стали с уважением. Его отставка вызвала шок у коллектива. Потому как аэропорт только только начал набирать обороты. А эта история с китайским автобусом за 16 млн. Так кто против Полежаева посмел бы хоть слово сказать? Вот и навязали.
Джону 27 февраля 2015 в 07:39:
Ну это уж вряд ли.
джон 26 февраля 2015 в 12:55:
Объективная оценка нормального руководителя. Надеемся на возвращение М.Л. Бермана на пост генерального.
Показать все комментарии (6)

Ваш комментарий




Наверх
Наверх
Сообщение об ошибке
Вы можете сообщить администрации газеты «Коммерческие вести»
об ошибках и неточностях на сайте.