Официальное сообщение о том, что ОАО «Омсктрансмаш», дочернее предприятие оборонного холдинга «Уралвагонзавод», планирует в сентябре оптимизировать численность своего литейного производства, сократив 454 штатные единицы, вызвало резонанс и в региональных, и в федеральных СМИ. О причинах снижения объемов производства литья и последствиях принятого решения о сокращении работников обозреватель «КВ» Николай ГОРНОВ побеседовал в понедельник, 22 июня, с гендиректором ОАО «Омсктрансмаш» Игорем ЛОБОВЫМ.
— Игорь Эдуардович, принятое решение о сокращении работников многими воспринимается как наличие проблем у завода...
— Проблем у завода нет, все у нас нормально, заказы есть, по-прежнему производим продукцию как для внутреннего рынка, так и на экспорт. А вопросы по металлургии — они возникают не только у нас. На заводе «Уралмаш» в Екатеринбурге, как известно, металлургическое производство было закрыто полностью еще в прошлом году. Конъюнктура рынка меняется быстро, спрос на продукцию падает. Мы отмечаем снижение спроса на гражданскую продукцию, производимую металлургическим производством, уже полгода. Долго надеялись, что рынок восстановится, отправляли своих работников в вынужденные отпуска, но негативные тенденции, к сожалению, только усилились, поэтому было принято решение о сокращении производства металлургической продукции гражданского направления на 61,2% и оптимизации металлургического производства. Решение это непростое, конечно. И мы делаем все, что можем, чтобы наши люди остались на предприятии. Мы предлагаем им вакансии токарей, фрезеровщиков, операторов станков с ЧПУ, которые есть на сегодняшний день. Если человек не владеет профессией, которая востребована, мы предлагаем ему переобучение с привлечением средств предприятия. Работаем, естественно, и с Главным управлением государственной службы занятости Омской области.
— Под сокращение попадают 454 человека?
— Не совсем так. Озвученная цифра — это количество сокращаемых штатных единиц. Реально под сокращение попадают 378 человек. Остальные сокращаемые штатные единицы — это вакансии, которые сегодня и так не заняты. Маловероятно, но все же возможно, что обстоятельства за два-три месяца изменятся и уволено будет меньшее количество работников. Но окончательно все станет понятно в сентябре.
— Но полностью литейку вы не будете закрывать?
— Производство останется, мало того, мы там проводим ряд преобразований. В прошлом году модернизировали и продлили срок службы формовочных машин, в этом году нам удалось окончательно отказаться от мазута и перейти на газ. Производство продолжит свою работу в сокращенном составе и с сохранением всего действующего металлургического оборудования. При изменении конъюнктуры рынка мы сможем восстановить прежние объемы производства металлургической продукции гражданского назначения.
— А кто основные гражданские заказчики для вашего металлургического производства? Можно вообще надеяться на какие-то перспективы?
— Практически полностью ушел сегмент отливок для железнодорожной техники и очень серьезно снизились заказы от горнодобывающей промышленности. Фактически остались только заказы от энергетиков.
— В Омске у вашего завода самое крупное металлургическое производство. Не пытались найти местных заказчиков?
— Пытались, конечно. Но заместить объемы, которые брали железнодорожники и горняки, довольно трудно.
— В целом по холдингу «Уралвагонзавод» ваша литейка не последняя?
— Нет, есть еще металлургия и в Челябинске, и в Нижнем Тагиле. Но и там загрузка далеко не 100%, люди частично находятся в отпусках, частично работают неполную рабочую неделю.
— В субботу некоторое количество работников ОАО «Омсктрансмаш» пришли на показательный пикет в центре Омска. Что вы думаете о таких способах борьбы за свои права?
— Они свободные люди и живут в свободной стране, и если такое мероприятие не выходит за рамки законодательства, они имеют полное право высказывать свое мнение. Другое дело, что я не вижу той несправедливости, с которой они как бы ведут борьбу. Все действия по сокращению персонала мы выполняем в соответствии с нормами Трудового кодекса РФ. За два месяца все сокращаемые работники будут предупреждены, при увольнении они получат выходные пособия в размере одной заработной платы. И если в течение месяца после увольнения наш бывший работник не трудоустроится, ему будет выплачена еще одна заработная плата.
— Насколько я понимаю, одно из основных требований ваших рабочих — выплата при сокращении семи зарплат.
— Мы никак не сможем выполнить такое требование. У нас государственное предприятие, мы действуем строго в рамках трудового законодательства.
— Как повлияет сокращение объемов литейного производства на общий финансовый результат Омсктрансмаша в 2015 году?
— Мы рассчитываем, что выручка будет не меньше, чем в 2014 году. Сегодня литейное производство в общем объеме реализации занимает менее 3,5%. А людей на этом производстве занято более 15% от общего количества работников завода. Вывод напрашивается сам собой. Если уж говорить откровенно, мы за последние несколько лет открыли порядка 2,5 тысячи новых рабочих мест. Только в 2014 году приняли на работу 1477 человек. И среднюю заработную плату подняли до уровня 30 тысяч рублей.