По мнению свидетелей, переезд офиса ДЕНИСОВ инициировал с учетом интересов дружественной организации.
Во вторник, 28 апреля, в Куйбышевском районном суде продолжилось разбирательство по уголовному делу экс-начальника Управления Федеральной миграционной службы России по Омской области Александра ДЕНИСОВА. Его обвиняют в превышении должностных полномочий (п. «в» ч. 3 ст. 286 УК РФ). Омское УФМС он возглавлял с 2010-го по 2013 год, а сейчас 44-летний ДЕНИСОВ пенсионер. Сторону обвинения представляет помощник прокурора Центрального округа Екатерина ВАКАР. Сторону защиты – адвокат Юлия БОРОДИХИНА. Дело ведет судья Денис ХОДОРКИН.
Дело о помещениях ЗАВАЛЕЕВА
По версии обвинения, ДЕНИСОВ, зная, что ФМС России не предусмотрела расходы на аренду дополнительных помещений для своего омского управления на 2011-2012 годы, не получив согласия сверху, не имея служебной необходимости, заключил договор об аренде с ИП Владиславом ЗАВАЛЕЕВЫМ – сыном бывшего заместителя начальника по тылу УВД Омской области Петра ЗАВАЛЕЕВА. Новые помещения, как уточнила помощник прокурора Центрального округа Екатерина ВАКАР, располагались по адресу: ул. Куйбышева, 77, корпус 3. На втором, третьем и четвертом этажах предполагалось разместить весь отдел Октябрьского округа Управления ФМС по Омской области, а также отдел трудовой миграции и отдел выдачи виз и приглашений. Арендная плата на заключенный период должна была составлять свыше 11 млн рублей.
Достигнув договоренности с ЗАВАЛЕЕВЫМ, ДЕНИСОВ отправил в ФМС России письмо, в котором мотивировал переезд подразделений Управления неудовлетворительным состоянием имевшихся помещений и недостаточностью площадей. По мнению гособвинения это не соответствовало действительности. Не дождавшись согласия об увеличении финансирования, ДЕНИСОВ подписал акт приемки помещений общей площадью 1054,1 кв. м, а затем дал незаконное указание руководителям вышеназванных отделов о переезде.
24 июля 2013 года ЗАВАЛЕЕВ обратился в Арбитражный суд Омской области с иском к региональному Управлению ФМС России о взыскании задолженности по арендной плате, платежам за коммунальные услуги и обслуживание, пени за просрочку аренды в общей сумме 11 млн 35 тысяч рублей. Суд требования удовлетворил, и деньги ЗАВАЛЕЕВУ впоследствии были перечислены в два транша.
«Политическое добро» Москвы
Главный специалист отдела правового обеспечения УФМС РФ по Омской области Татьяна САФРОБАГИНА, которая в 2011 году являлась и.о. руководителя отдела, заявила, что договора аренды с ИП ЗАВАЛЕЕВЫМ она в глаза не видела. По ее словам, документ вообще исчез. Правда, как выяснилось, о некоторых договоренностях ООО СК «Солнечный город», действовавшего от имени ЗАВАЛЕЕВА, и УФМС она все-таки была осведомлена и от нее требовалось провести правовую экспертизу. Но это был другой договор с длительностью аренды не более полугода. Представители УФМС также отсекли из договора проведение со своей стороны капремонта, оставив только текущий ремонт здания. Более того, по словам свидетеля, от Москвы по телефону даже было получено «политическое добро». Но никакими соответствующими письменными распоряжениями оно подкреплено не было и вопрос о нарушении Бюджетного кодекса, а им являлось заключение договора без выделения дополнительных лимитов, оставался открытым.
Без аварийного выхода...
Начальник отдела УФМС по Октябрьскому округу Татьяна НОСКОВА, которую также опросили в суде, заявила, что переезд проходил в спешке: приехали машины, забрали все документы и отвезли в новое здание. При этом она постоянно сомневалось в суде, был ли переезд на Куйбышева, 77, к. 3 экстренной необходимостью.
С одной стороны, в бывшем здании отдела Октябрьского округа на Богдана Хмельницкого была серьезная нехватка площадей для картотеки и архивов, узкие коридоры, духота, отсутствие рабочих туалетов. А в осенний сезон четвертый этаж вообще могло затопить. Подсудимый и его защита пытались акцентировать внимание суда на состоянии предыдущих помещений на Богдана Хмельницкого. БОРОДИХИНА заявляла, что есть предписания со стороны надзорных служб хотя бы по тому факту, что нет аварийного выхода. Но суд отказывался пока принимать во внимание предписания, поскольку материалы дела еще не исследовались. А ДЕНИСОВ интересовался, кто бы понес ответственность, если на Богдана Хмельницкого случилось ЧП или несчастный случай. НОСКОВА отвечала — начальник Управления ФМС. Впрочем судья Денис ХОДОРКИН отметил, если речь идет о пожарной безопасности, то, к примеру, в его собственном кабинете ответственность несет он, а не председатель суда.
...или потолком по голове
С другой стороны, помимо Куйбышева, 77, к. 3 были и другие варианты для переезда. Поиск помещений совместно с администрацией Октябрьского округа велся еще с 2008 года, и к 2011 году начальнику омского УФМС было предложено переехать или на 20 лет РККА, или на 9-ю Линию. Первый вариант ДЕНИСОВ сразу отсек, так как здание было слишком старое и не соответствовало нормативам ФМС. А во втором застройщик – Группа компаний «Стройбетон» – не рассматривал вариант аренды, только выкуп помещений, и ДЕНИСОВ начал вести переговоры с Москвой на этот счет. Зачем в таком случае было торопиться с переездом к ЗАВАЛЕЕВУ, НОСКОВА сама не понимает.
По ее мнению, на Куйбышева было значительно комфортнее, чем на Богдана Хмельницкого, но на 9-й Линии могло бы быть еще лучше. Хотя бы в том плане, что отдел Октябрьского округа располагался тогда в Октябрьском округе и не так далеко от остановки, как на Куйбышева. А это было основной претензией со стороны граждан. Правда, омичи не знали, что на Куйбышева им еще и запросто мог обрушиться потолок на голову. Как рассказала НОСКОВА, в 2013 году в приемном зале для посетителей полностью обвалилась вся конструкция навесного потолка. Причина — слабые крепления, некачественный ремонт. Но омичам повезло, что события происходили ночью.
В ускоренном режиме без очереди
На втором заседании также выяснилось, что место дислокации УФМС ДЕНИСОВ менял даже больше не ради ЗАВАЛЕЕВА, а, скорее, ради директора филиала ФГУП «Паспортно-визовая служба» ФМС России по Омской области Николая МЕЩЕРЯКОВА, чье ведомство располагалось по тому же новому адресу на Куйбышева, 77, корпус 3. Главный бухгалтер ФГУП ПВС Елена ЛЕВИНА пояснила суду, что паспортно-визовая служба численностью в три человека занималась оформлением документов для Управления ФМС, но исключительно на коммерческой основе. Другой свидетель, начальник отдела УФМС по Октябрьскому округу Татьяна НОСКОВА и вовсе заявила, что функционал соседей по зданию был почти точно таким же. Только вот в случае, если омичи сначала оплачивали услуги через ФГУП ПВС, документы они могли получить в ускоренном режиме всего за пару дней. А если напрямую за бесплатно через омскую миграционную службу, то их заявку могли рассматривать до 10 дней, как позволяло законодательство.
Более того, по словам НОСКОВОЙ, начальники всех территориальных отделов по требованию ДЕНИСОВА должны были принимать клиентов ФГУП ПВС вне очереди. Такое привилегированное отношение выразилось недовольством не только со стороны клиентов Управления, но и сама НОСКОВА написала рапорт на имя заместителя начальника УФМС Татьяны ПИВНЕВОЙ с отказом выполнять требование ДЕНИСОВА в интересах ФГУП ПВС.
Административный ресурс МЕЩЕРЯКОВА
В оглашенных показаниях начальника отдела информационного обеспечения и технической защиты информации УФМС России по Омской области Андрея ГЖЕЛЬСКОГО на допросе следователю говорилось, что ДЕНИСОВА и МЕЩЕРЯКОВА связывали хорошие взаимоотношения, регулярные встречи и последний даже имел личный брелок для въезда на территорию Управления ФМС России. В декабре 2011 года по просьбе ДЕНИСОВА омская миграционная служба получила два портативных комплекса регистрации биометрических данных для подготовки заграничных паспортов нового образца, но один из них якобы остался на складе, а второй перемещен в отдел УФМС по Октябрьскому округу на второй этаж. Однако вскоре ДЕНИСОВ, по словам свидетеля, распорядился переместить мобильный комплекс на первый этаж к ФГУП ПВС и обслуживать через него только клиентов паспортно-визовой службы, то есть, получается, на платной основе. А из оглашенных показаний НОСКОВОЙ следовало, что ФГУП ПВС не имел доступа к работе с персональными данными, поэтому ДЕНИСОВ закрепил за паспортно-визовой службой своих сотрудников, что шло «в ущерб их служебным обязанностям». Объяснял свои действия ДЕНИСОВ, как вспоминал ГЖЕЛЬСКИЙ, тем, что ему поступили соответствующие указания из ФМС России, которые «якобы направлены на искоренение теневых структур, зарабатывающих на деятельности ФМС и уходящих от уплаты налогов в бюджет РФ». Но, по мнению свидетеля, никаких таких организаций ДЕНИСОВУ не было известно, и это опять говорит об обеспечении интересов ФГУП ПВС. В подтверждение своей версии ГЖЕЛЬСКИЙ приводил факт, что как только омская миграционная служба съехала с Куйбышева, 77, к.3, так вскоре ФГУП ПВС тоже покинуло здание. В итоге свидетель сделал вывод, что «у МЕЩЕРЯКОВА имелся административный ресурс в виде ДЕНИСОВА, который оказывал всяческое содействие для прибыльного функционирования ФГУП ПВС».
Начальник УФМС РФ по Омской области, по словам ГЖЕЛЬСКОГО, даже хотел перевести отдел оформления заграничных паспортов на улицу Успенского неподалеку от ФГУП ПВС, что опять шло вразрез с экономической политикой миграционной службы не брать в аренду здания, находящиеся в коммерческой собственности.
Судебные разбирательства продолжаются. «КВ» будут следить за развитием событий.