ГЧП дает бизнесу и региональной власти шанс на развитие в кризис.
Накануне губернаторских выборов в Омске состоялась межрегиональная конференция "Государственно-частное партнерство: действенный механизм развития территорий в условиях экономического кризиса". Мероприятие прошло скромно, без федеральных министров и оказалось почти незамеченным омскими СМИ. Хотя речь на конференции шла о насущном – как выжить в кризис бизнесу и органам власти? Один из способов – сообща построить спасательный плот под названием «ГЧП», который поможет удержаться на плаву и тонущему бизнесу, и дающим течь региональным бюджетам.
Федеральный закон о ГЧП вступает в силу с 1 января 2016 года. Закон прописывает единые условия государственного и муниципально-частного партнерства для всех российских регионов, одновременно подстраховывая местные власти от вопросов со стороны надзорных органов. Действуя по принципу лучше поздно, чем никогда, Федерация дает регионам экономический инструмент реализации своих социальных обязательств. Местные власти смогут создавать и ремонтировать социальные объекты и инфраструктуру, не ожидая из Москвы манны бюджетной. А отбор публичного партнера через конкурс снимает вопросы со стороны налоговой и прокуратуры, которые ранее были в реализации концессии. Проще говоря, закон о ГЧП дает чиновникам возможность построить за частные деньги сеть детских садов, отремонтировать больницу, соорудить стадион и не угодить после этого под уголовное преследование.
В свою очередь, инвестор получает от государства гарантированный спрос на свои услуги. После подписания договора ГЧП бизнесмен превращается в «любимую жену»: по закону государство должно будет выделить ему земельный участок и оказывать максимальное содействие в оформлении всей разрешительной документации. Частный партнер более защищен, чем инвестор, который решит самостоятельно заняться реализацией инвестпроекта, отмечает министр экономики Омской области Оксана ФАДИНА.
Практика разделения рисков между частным и публичным партнером показала высокие результаты в мире, но и для России она не нова. Разные формы государственно-частного партнерства (концессия, инвестиционные фонды, особые экономические зоны) с разной степенью успешности реализовываются во многих субъектах.
Конференция показала, что, во-первых, самый яркий опыт создания ГЧП на территории Сибири – у новосибирцев. За последнее время им удалось привлечь частных партнеров для реконструкции роддома и ремонта набережной. В случае роддома бизнесмен получил право оказывать роженицам дополнительные платные услуги в течение сорока лет, а строитель набережной будет отбивать деньги в расположенных рядом ресторанах.
Во-вторых, часть сибирских чиновников вообще не понимает, что такое государственно-частное партнерство и чем оно отличается от других форм сотрудничества бизнеса и власти. Так, директор департамента спорта Михаил РАСИН мечтательно вспоминал времена, когда каждый депутат перед выборами «считал своим долгом профинансировать строительство спортивной площадки» (это благотворительность). А алтайский гость Анатолий НАГОРНОВ приводил пример, когда два крупных промышленника и администрация края скинулись на реконструкцию дороги к промзоне (это реализация адресной инвестиционной программы субъекта с привлечением внебюджетных средств).
Главным действующим лицом конференции стал директор департамента инвестиционной политики и развития частно-государственного партнерства Минэкономразвития РФ Игорь КОВАЛЬ. С терпением школьного учителя он произнес часовую вступительную речь, где рассказал об основных преимуществах нового закона. Видимо, КОВАЛЬ понимал, что перед ним сидят те самые провинциальные чиновники средней руки, которые будут реализовывать на практике идеи федерального министерства. И почти все из них закон не читали.
Между тем уже сейчас ясно, что в условиях усиления кризиса Федерация будет сокращать финансирование регионов и местные власти останутся один на один со своими социальными обязательствами. Обычная отговорка местных руководителей «я не сделал это, потому что в бюджете нет денег» скоро станет вызывать не раздражение, а гнев Москвы. За развитие ГЧП в регионах ответственны местные экономические ведомства, но фактически эти три буквы понадобятся всем органам власти.
С другой стороны, с усилением кризиса бизнесу придется задумываться о сокращении нарастающих рисков. Выходом тоже может стать ГЧП. Пока другие контрагенты банкротятся, государство создает инвестору стабильный доход на десятилетия вперед, оперативно решает за него проблемы земли и инфраструктуры.
Власть и бизнесмены Омской области разделят горькую чашу кризиса со всей страной (хоть некоторые отдельные личности этого еще не понимают и пребывают в благостных иллюзиях). Наверно, поэтому конференция ГЧП – это главное экономическое событие сентября, ликбез, как нам вместе построить спасательный плот и не дать потонуть Омской области.
Владимир КУЛИКОВ