Инвестиционная привлекательность Омской области стремительно валится к нулю.
Омский предприниматель Виктор ШКУРЕНКО любит рассказывать, как в райцентре Бердюжье Тюменской области к строительной площадке магазина «Низкоцен» в непогоду неожиданно подъехал небольшой кортеж автомобилей. Из одной из них вышел среднего роста круглолицый человек в очках:«Я – губернатор Владимир Владимирович ЯКУШЕВ». Прораб несколько оторопел, а глава региона стал расспрашивать о строительстве: нет ли проблем, мешает ли кто, есть ли потребности в чем-то. Сказал, что если есть вопросы – обращаться к нему лично. Пробыл на стройке минут 20. Без фотокоров и телевизионщиков. Теперь у собственника «Низкоценов» Виктора ШКУРЕНКО есть номер якушевского телефона, правда, сам губернатор недавно стал министром строительства и жилищно-коммунального хозяйства России и звонить ему вроде теперь уже не совсем удобно.
Переезжайте к нам в Тюмень
С начала текущего года ряду омских предпринимателей позвонили из департамента экономики Тюменской области (там нет министерств). Прямо на сотовый. И пригласили к себе в регион на постой, очертив перспективные горизонты. Редакции «Коммерческих вестей» это подтвердили три омских бизнесмена, признавшиеся, что им звонили напрямую. Лишь один из них согласился, чтобы его имя назвали: Вячеслав ВАСИЛЬЕВ. Оказывается, в правительстве соседнего региона внимательно отследили публикации о его проблемах с кинотеатром «Первомайский»:
– Мы, уважаемый Вячеслав Михайлович, готовы вам предоставить площадку под подобный объект на выбор. Хотите – в спальном районе, хотите – в центре. Подвод коммуникаций – за наш счет. Вы такие объекты строить умеете, а нам этим зачем заниматься? Мы и социальные вопросы свои закроем: если у вас будут неиспользованные площади, то мы их под аренду долгосрочную выкупим по рыночное цене и разместим там кружки всяческие, типа танцев и прочего. Соглашайтесь!
И это не придуманный разговор: он был именно такой – почти слово в слово.
А у нас администрация Омска готова за экспертизу в суде с ВАСИЛЬЕВЫМ в пять раз больше денег заплатить, чем это по рынку стоит, лишь бы его нагнуть.
Напомним что в середине февраля глава Омской области Александр БУРКОВ на Российском инвестиционном форуме в Сочи заявил ТАСС о неравноправной инвестиционной гонке субъектов Федерации, в результате которой богатые регионы становятся богаче, бедные – беднее:
– В том, что регионы гоняются за инвесторами и резко снижают налоги и дают налоговые преференции, есть и отрицательные стороны. Более сильные регионы, у которых бюджет самодостаточный, скажем, Тюменская область, могут перетягивать нефтепереработчиков и предлагать им такие условия, которые Омская область не может предложить в принципе.
Тюменский губернатор за ответом в карман не полез:
– Региональное управление – неблагодарный труд. Не все с этой ответственностью справляются, если кто-то не готов к такой работе, стоит в этом признаться прежде всего себе и найти применение в другой сфере. Если есть потребность и желание перенять опыт Тюменского региона, то мы не закрыты и готовы провести мастер-класс для наших партнеров… Создание благоприятного инвестиционного климата – это результат системной кропотливой работы, которая последовательно ведется в регионе на протяжении многих лет.
Ключевыми ресурсами он назвал не финансовые, а организационные.
Проблема в том, что сегодня в массовом порядке уходят в Тюмень не нефтепереработчики. Тюменское наступление идет по всем инвестиционным фронтам. Это и льготные ставки по УСН, и работа в направлении государственно-частного партнерства, и создание режима наибольшего благоприятствования для любого, и особенно неместного, бизнеса. В 2018 году Тюменская область стала лидером Национального инвестиционного рейтинга субъектов РФ. Согласно данным, обнародованным Агентством стратегических инициатив, Тюменская область по сравнению с прошлым годом показала рост на пять позиций, что позволило ей занять первую строчку списка наиболее привлекательных для инвесторов территорий.
Омская область, как недавно сообщила недавний министр экономики Омской области, а ныне мэр Омска Оксана ФАДИНА, находится по инвестиционной привлекательности на 71 месте из 85.
УСН
В 2015 году принятый закон Тюменской области установил ставки по упрощенной системе налогообложения (УСН) на уровне 5% (вместо омских 15) на базу доходы минус расходы. А еще 1% для организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий для базы «доходы».
Тюмень – рядом. Несколько часов на машине или ночь в поезде. При развитии электронного документооборота расстояния имеют все меньшее значение. Да и Росреестр стал практиковать экстерриториальный принцип подачи документов на регистрацию, то есть все тюменские объекты можно регистрировать в Омске, и наоборот. По данным «Коммерческих вестей», уже десятки омских предпринимателей зарегистрировали часть своих бизнесов в Тюмени. Они не закрывают предприятия здесь. Они просто плавно переводят обороты в пользу нашего северо-западного соседа из Уральского федерального округа. И это не торговля семечками, нет. Но и не нефтепереработка. Напомним, что сейчас пороговая величина оборота для применения УСН – 150 млн. рублей. Можно и второе, и третье предприятие открыть, если только налоговики не усмотрят в этом некий злой умысел.
За 2017 год Омская область получила в областной бюджет с упрощенщиков, по данным УФНС, 3,5 млрд. рублей, по данным минфина – 3,345 млрд. Видимо, разница – в методике подсчета. По сравнению с 2016 годом УСНщики приросли. Но за счет чего образовался этот рост? Переток с вмененки? Продолжение перехода на ИП «юриков» (по статистике крупного бизнеса в Омской области из года в год становится меньше, малого – больше)? Ведь на омских улицах незаметно следов растущей экономики.
С 2018 года 10% от суммы этого собранного налога поступает в бюджет муниципальных образований, 90% остается в региональном бюджете.
«Эта мера позволит муниципалитетам планировать бюджеты на ближайшие три года, мотивировать руководителей на создание условий для развития малого и среднего бизнеса, чтобы предприниматели не уходили в соседние регионы», – цитировала в декабре 2017 года пресс-служба правительства Омской области Александра БУРКОВА.
Это, безусловно, поддержит город, но никак не стимулирует бизнес.
Большинство омских предпринимателей только сейчас открывают для себя Тюмень. Но есть в этом деле и старожилы: немало строительных предприятий Валерия НЕКИПЕЛОВА, например, зарегистрировано в Тюмени, а строят в Омске.
Ставки УСН по регионам в 2018 году:
В таблице представлены регионы, установившие у себя пониженные ставки налогообложения «упрощенщиков». Слово «отсутствует» означает, что по базе «доходы» нет отклонения от федеральной базовой ставки, то есть она равна 6%. При нескольких указанных процентных ставках имеется в виду, что для некоторых видов деятельности льгота больше, для всех остальных – меньше. Всего в таблице представлено 68 российских регионов, понизивших ставки для развития бизнеса. В тех регионах, которые в таблице отсутствуют, ставки УСН соответствуют базовой: 6%, когда объектом обложения налогом являются совокупные доходы предприятия, и 15%, когда объект – разница между доходами и расходами. В Омской области именно так.
Регион | Доходы (в процентах) | Доходы минус расходы (в процентах) |
Москва | Отсутствует | 10 |
Санкт-Петербург | Отсутствует | 7 |
Ленинградская область | Отсутствует | 5 |
Крым | 4 | 10 |
Севастополь | 4 | 3-10 |
Астраханская область | Отсутствует | 10 |
Белгородская область | Отсутствует | 5 |
Брянская область | 3 | 12 |
Владимирская область | 4 | 5-10 |
Волгоградская область | Отсутствует | 5 |
Воронежская область | 4 | 5 |
Еврейская автономная область | 1-4 | 5-10 |
Забайкальский край | Отсутствует | 5 |
Ивановская область | 4 | 5 |
Иркутская область | Отсутствует | 5-7.5 |
Кабардино-Балкарская Республика | Отсутствует | 5-7 |
Калужская область | Отсутствует | 5-10 |
Камчатский край | 1-5 | 10 |
Карачаево-Черкесская Республика | Отсутствует | 9 |
Кемеровская область | 3 | 5 |
Кировская область | Отсутствует | 6 |
Костромская область | Отсутствует | 10 |
Курганская область | Отсутствует | 10 |
Курская область | 5 | 5 |
Липецкая область | 5 | 5 |
Магаданская область | 3 | 7.5 |
Мурманская область | Отсутствует | 5-10 |
Ненецкий автономный округ | 1-3 | 5-10 |
Новгородская область | Отсутствует | 10 |
Оренбургская область | 5 | 10 |
Орловская область | Отсутствует | 5 |
Пензенская область | Отсутствует | 5 |
Пермский край | 1-4 | 5-10 |
Псковская область | Отсутствует | 5-10 |
Алтай | Отсутствует | 5 |
Бурятия | 3 | 5-10 |
Дагестан | Отсутствует | 10 |
Калмыкия | Отсутствует | 5-10 |
Карелия | Отсутствует | 5-12.5 |
Коми | Отсутствует | 10 |
Мордовия | 1 | 5 |
Саха | 2-4 | 5-10 |
Северная Осетия | Отсутствует | 10 |
Татарстан | Отсутствует | 5-10 |
Тыва | 4 | 5-10 |
Хакасия | 2-5 | 5-12 |
Ростовская область | 5 | 10 |
Рязанская область | Отсутствует | 5 |
Самарская область | Отсутствует | 10 |
Саратовская область | 1 | 5-7 |
Сахалинская область | 3 | 10 |
Свердловская область | Отсутствует | 5-7 |
Смоленская область | Отсутствует | 5 |
Ставропольский край | Отсутствует | 5 |
Тамбовский край | 4 | 5 |
Томская область | 4.5 | 5-10 |
Тульская область | 1-3 | 5-10 |
Тюменская область | Отсутствует | 5 |
Удмуртия | Отсутствует | 5-10 |
Ульяновская область | 1 | 5-10 |
Хабаровский край | Отсутствует | 8 |
Ханты-Мансийский округ | 5 | 5 |
Челябинская область | 3 | 10 |
Чечня | 1-5 | 5 |
Чувашия | Отсутствует | 5-12 |
Чукотка | 2-4 | 5-10 |
Ямало-Ненецкий округ | Отсутствует | 5 |
Ярославская область | 4 | 5-10 |
ГЧП
Рейтинг регионов «Уровень развития государственно-частного партнерства в субъектах Российской Федерации» показал, насколько Тюмень мощно продвигается в сфере ГЧП (государственно-частного партнерства) и как она обгоняет в этом направлении Омскую область.
На показатель в рейтинге оказывают влияние три фактора: развитие институциональной среды субъекта Российской Федерации в сфере государственно-частного партнерства, нормативно-правовое обеспечение сферы государственно-частного партнерства в субъекте Российской Федерации и опыт реализации проектов государственно-частного партнерства в субъекте Российской Федерации. Вес последнего – наибольший.
Если в этом рейтнге в 2014-2015 годах Тюменская область занимала 71 места, а Омская — 39-е, то в в 2017-2018 г.г. — Тюменская область заняла 20-е место, а Омска — 60-е.
На протяжении 2016 года в Тюменской области создавалась необходимая институциональная среда в сфере ГЧП, приняты необходимые документы, регулирующие порядок согласования проектов, их выполнения и межведомственное взаимодействие при реализации проектов. Заключены соглашения по проектам ГЧП. Общий объем инвестиций в реализацию проектов на инвестиционной стадии в 2016 году составил 4,5 млрд. руб., из них частных – 3,99 млрд. руб. В результате на создание объектов общественной инфраструктуры в регионе на один рубль бюджетных средств привлечено 7,7 рубля частных инвестиций.
В Омской области же закон о ГЧП носил рамочный характер, так как надзорные органы усмотрели в нем некую избирательность в подходах к предпринимателям, и все льготы для развития бизнеса согласовывались напрямую через Минэкономики и Минфин. В итоге закон о ГЧП в Омской области постигла печальная участь: документ от 25 декабря 2014 года № 1698-ОЗ был признан утратившим
силу законом Омской области N 1802-ОЗ от 6 ноября 2015 года. В информации о нормотворческой деятельности правительства Омской области на 2018 года на сайте «Омская губерния» отмененный закон буква в букву числится в качестве проекта. Есть постановление в отношении отдельных положений Федерального закона. Точка.
Регион наибольшего благоприятствования не из 4 букв
По ресурсоснабженцам, по данным официального портала, средняя стоимость техприсоединения в Тюменской области за последние три года снизилась в три раза, а сроки сократились вдвое. Как сообщил директор филиала АО «Тюменьэнерго» – «Тюменские распределительные сети» Антон ФИРСОВ, 70% заявок компания способна выполнить в течение 5 – 7 дней. Чем мы можем ответить?
В перечне проектов, реализуемом в Омске и области в рамках ГЧП, муниципально-частного партнерства и концессионных соглашений числится три проекта в городе. Два первых – концессионные соглашения, где сторону частного партнерства представлял депутат ЗСОО Вячеслав ВАСИЛЬЕВ. Первый проект – обозный сарай в «Омской крепости». С горем пополам инвестору удалось проект завершить и сдать. А вот со вторым – «Первомайским» – вышла заминочка. При первоначально вложенных 560 млн. рублей в социальный объект в спальном районе мэрия всячески пытается по факту постройки объекта доказать инвестору, что это не его объект, а муниципальная собственность. Внимание, у мэрии были развалины площадью более 1600 кв. метров, сейчас она получает более 2000 кв. метров. Но хочет остальные 6000 кв. метров. Не умея управлять такими объектами, не вложив туда ни копейки, запросто лишает концессионера возможности эксплуатировать объект, заставляя наращивать убытки.
Или вот другой пример. «Триумф-компани», что на улице Березовского, предлагала заплатить город 8 млн. руб. за узенькую и короткую полоску земли, окруженную исключительно его же участками с трех сторон, на которой когда-то, до царя Гороха, была улица Степана Халтурина, ведущая к стоявшим там ранее деревянным жилым домишкам. Теперь там просто поле, нет ни одного дома, вся земля выкуплена под вторую очередь комплекса «Триумф». Даже больше того, триумфовцы за свои деньги построили вдоль моста асфальтированную дорогу, готовы обменяться с муниципалитетом были, вот вам хорошая дорога, а нам — клочок земли, кстати, меньшей протяженности. Так нет же. Город - против. Присылал туда трактора, чтобы по-тихому улицу хотя бы обозначить. Потом заявил, будет тут официально в чистом поле в никуда идущая широкая дорога, город все заасфальтирует. Зачем? Только чтобы показать предпринимателю, кто здесь хозяин?
– В Тюменской области нет никакого чуда. Просто подкупает само отношение. И влияния органов следствия на бизнес там не ощущается. Просто все любят свою область, гордятся тем, что там живут, планируют в самое ближайшее время сделать город Тюмень миллионником. И сделают. Только ЛАТАРИЯ пообщался с тюменским губернатором по размещению своих инвестиций в каком-то районе, так мне в течение недели поступил звонок с предложением построить в том же районе наш объект. Они заботятся, чтобы в небольшом районе молодежь оставалась, поэтому и заинтересованы в современных производствах и объектах. Инвестор для них – в центре внимания. И ведь и у нас в районах Омской области, а мы там масштабно бизнес ведем – только в двух районах на севере у нас нет «Низкоценов», к инвесторам прекрасно относятся. Только вот в Омске – беда, – высказался Виктор ШКУРЕНКО.
Понятно, что омские бизнесмены как-то обозначаются в регионе присутствия. У того же Темури ЛАТАРИЯ, например, в Тюменской области инвестиционный проект стоимостью 7 млрд. руб., в Омской – 350 миллионов.
Формат взаимодействия власти и бизнеса в Омской области и в Омске не выдерживает никакой критики. Поэтому регион будет становиться беднее. Областная власть понимает, что регион проигрывет конкурентную борьбу. Но насколько глубоко? «При том меме «Не пытайся покинуть Омск», который существует, конечно, большого желания нет у инвесторов двигаться в регион, где не хватает оптимизма», – поделился на пресс-конференции 12 июля на «Инфофоруме» Александр БУРКОВ с журналистами, отвечая на вопрос, почему в Омск не идут инвесторы. Не хочется вас расстраивать, Александр Леонидович. Не в меме дело. И не в журналистах, о которых Вы как-то тоже отозвались, что они-де своими негативными публикациями отпугивают инвесторов. Они – лишь зеркало, отражающие то, что производят чиновники.
Ранее материал в полном виде можно было прочитать только в печатной версии газеты «Коммерческие вести» от 25 июля 2018 года
На фото Владимир ЯКУШЕВ еще будучи тюменским губернатором очередной раз приехал на производство омского предпринимателя Темури ЛАТАРИЯ