Все рубрики
В Омске пятница, 22 Ноября
В Омске:
Пробки: 4 балла
Курсы ЦБ: $ 100,6798    € 106,0762

Московские эксперты советуют Омску забыть старые обиды

24 августа 2016 09:21
4
4797

Развитие региона, по их мнению, тормозят ностальгия по советскому "городу-саду" и негодование из-за ухода нефтяных налогов в Петербург

16 августа в пресс-центре "МКР-Медиа" состоялась дискуссия на тему "Экономика Омска: настоящее и будущее" с участием московских экспертов из ВЦИОМ, ВШЭ и Всемирного банка. Все специалисты признают негативное отношение к городу его жителей, в том числе предпринимателей. Люди ностальгируют по былому благополучию, не видят перспектив в настоящем, поэтому здесь их ничего не задерживает. Эксперты утверждают, что ситуация не безнадежна, но требует сложных решений и перестройки мировоззрения.

Не такой, как все

Руководитель Экспертного клуба ВЦИОМ "Платформа" Алексей ФИРСОВ представил исследование на тему "Восприятие экономических перспектив Омска" по результатам глубинных интервью с 32 экспертами из Омска и Москвы из числа чиновников, бизнесменов, ученых и представителей общественных организаций. Опрос проводился с целью определения характера общественного отношения к теме экономического развития Омска, выявления его ожидаемых сценариев и потенциальных точек роста.

Как рассказал г-н ФИРСОВ, Омск в глазах профессионального общественного мнения является "городом-регионом", а Омская область – регионом-городом. Однако от Москвы и Петербурга город значительно отличается, в основном – из-за отсутствия урбанистического окружения: самостоятельных муниципалитетов, городов-спутников. Как и другие регионы, Омская область оказалась значительно подвержена кризису. Особенно он затронул строительство, оборот розничной торговли и реальные доходы населения. По оценкам эксперта, в нынешнем своем состоянии омская экономика и в дальнейшем будет болезненно реагировать на любые внешние негативные влияния.

Среднемесячная заработная плата в Омске традиционно ниже, чем в среднем по России. В 2015 году, когда среднестатистический россиянин получал 34 тыс. рублей в месяц, обыкновенный омич довольствовался 27,5 тыс. рублей. В том, что уровень зарплат в Омской области отстает как по номиналу, так и по темпам роста, в "Платформе" видят не только минусы, но и плюсы – "перспективы некоего роста", как в Китае и странах Азии. Алексей ФИРСОВ полагает, что это "может создать предпосылки в инвестирование в регион за счет того, что затраты на оплату труда здесь ниже, чем в других субъектах Федерации".

Преступления и наказания

Эксперты проанализировали, как видится Омск из федерального центра.

– Со стороны это город, который живет какими-то постоянными конфликтами, бандитскими разборками, происшествиями и так далее. Регион видится очень сложным, с сомнительными перспективами развития.

У некоторых опрошенных есть ощущение, что из города вымываются кадры, "причем вымываются не потому, что в Омске хуже, а потому, что отсутствует образ будущего". Перед людьми встает вопрос: "А для чего мы здесь остаемся?"

Омску свойственна"типичная для России история противостояния двух уровней власти" – муниципальной и областной. В этом смысле регион не уникален, однако здесь эта борьба носит постоянный характер. Инвесторов это отпугивает, так как, вкладываясь в Омскую область, они попадают в"сложную, непонятную политическую ситуацию". При этом местная элита воспринимается как "генератор проблем, а не решений".

Позитивно, что Омск все же воспринимается со стороны как большой промышленный город. В его "индустриальном весе" и "стратегической важности в рамках Евразийского пространства" сомнений не возникает.

– Потенциал, таким образом, есть, но он не наполнен реальным содержанием.

Изнутри Омск видится как исторически "наказанный" город. Часть местных экспертов воспринимают логику развития Омска в терминах "осуждения и прощения" со стороны федерального центра. "После окончания гражданской войны "третья столица" была "наказана" победившей стороной – снизился административный статус Омска, ставка была сделана на Новосибирск. Во время Великой Отечественной войны город был "прощен", в него были переведены заводы, что дало толчок промышленному развитию. После распада СССР город оказался примерно в том же положении, что и в межвоенное время. Сейчас Омск – город-регион, лишенный подчиненных территорий и рынков", – говорится в исследовании.

"Постполежаевская" депрессия

Бизнес-климат Омска эксперты охарактеризовали как сложный. Во-первых, это связано с тем, что наступила "постполежаевская" эпоха, когда новые механизмы взаимодействия с властью у предпринимателей еще не выработались, а старые еще не забылись, но уже не работают – ни на местном уровне, ни на федеральном. Как симптом воспринимается то, что частные инвестиции направлялись в основном в строительство, предполагающее наиболее короткий цикл: построил – продал. В 2015 году эта отрасль резко просела, что стало показательным тревожным сигналом. Бизнес-сообщество жалуется также на подключение к сетям ресурсоснабжающих организаций. Впрочем, некоторые улучшения были отмечены после перехода на регулируемый тариф электроэнергии.

Один из основных сюжетов, связанных с Омском, в глазах экспертного сообщества, – это "золотой" и "серебряный" века города. Первый – это советская эпоха, когда Омск был "городом-садом", промышленным центром, в котором "было все". "Серебряный век" – это "период мирового углеводородного бума", когда регион был богат и грели надежды на возвращение советского величия. Теперь же люди больше думают о том, как вернуть "правильное" прошлое, нежели о том, как правильно построить будущее.

По оценкам другого участника сессии, эксперта Всемирного банка Андрея ШЕСТОПАЛОВА, подобное отношение к развитию города сформировалось в "эпоху ПОЛЕЖАЕВА", когда "внешние вызовы, сигналы практически не воспринимались, и поэтому не трансформировалась внутренняя система управления". В Омске сформировалась прочная привычка фокусироваться на проблемах из прошлого и внутренних неурядицах, а поиски виноватых заменили реальное действие.

В центре "Платформа" выяснили, что омичами драматически воспринимаются следующие события: уход налогов "Газпром нефти" в Санкт-Петербург, всеобъемлющий "процессинг" (под ним якобы понимается не схема переработки нефти, а все холдинговые схемы как таковые), крушение "Мостовика" (уничтожение предприятия воспринимается зачастую как умышленное наказание Омска), господство чужих холдингов. Также считается, что в Омске много уникальных программистов, которые не могут найти себе здесь применение.

Что делать?

Вопросы о том, что такое Омск, куда он идет, и чем отличается от других регионов, остаются пока без ответов. Эксперты расходятся во мнениях относительно перспектив Омска как логистического центра и центра образования. На вопрос о вариантах диверсификации экономики они предложили выстроить ее вокруг производств, связанных со старой промышленностью. Наиболее перспективные направления – это ИТ-кластер (Омск как центр разработок), биокомплексы (переработка и экспорт продукции в Китай), центр экспорта культуры и образования.

Алексей ФИРСОВ обратил внимание, что у региона отсутствует международная стратегия: "Забыт ряд еще недавно актуальных сюжетов. Экспертные данные показывают, что из Казахстана именно Омск воспринимается как столица Сибири и "третья столица" России. Омск культурно доминирует над Северным Казахстаном». В то время как проходят обсуждения новой омской промышленности, не ставится вопрос о рынках сбыта. Это нивелирует любой из вариантов развития омской экономики.

С целью формирования международной стратегии центр проектирования "Платформа" предложил создать "проектный офис" по развитию региона, куда войдут местные и федеральные специалисты всех групп. Это, по мнению специалистов, обеспечит эффективную обратную связь и станет инструментом согласования интересов различных игроков.

Виктор БЕЛОВ, министр промышленности, транспорта и инновационных технологий Омской области:

– Если в 2005 году наши омские предприятия выпускали продукции примерно на 220 млрд рублей, то спустя 10 лет мы выпускаем на 766 млрд. В 3,5 раза вырос объем продукции, но при этом численность работников сократилась. В 2005 году на предприятиях, даже в "оборонке", работало свыше 100 тысяч человек, а сейчас – 30 тысяч. Производительность труда выросла многократно. У нас совершенно другая экономика и промышленность. Я абсолютно убежден, что Омск обречен быть промышленным центром в силу исторических событий. Так сложилось. У нас нет огромного рынка потребления. Мы не можем, как в Калуге, выпускать автомобиль и тут же его продавать. Во-вторых, Омск не обладает ресурсами. Их нужно сначала завезти, собрать, обработать, а потом продукт продать. Омск – не монопромышленный город. У нас абсолютно диверсифицированная промышленность.

Анна ТАРАСЕНКО, гендиректор ИТ-компании "7bits":

– К сожалению, у нас сейчас такой перекос: мы все работаем на заказ. Это сложившаяся уже инфраструктура, это легче, и мы теряем меньше времени. Очень многие компании создавались людьми, которые уволились из Luxoft. Что они видели там, то они и делают сами. Этот тренд есть. Но у нас было, как минимум, две попытки сделать продукты. Одна попытка сейчас в странном состоянии находится. Это софт для всем известной службы заказа такси. На самом деле это софтверная компания, которая разрабатывает софт для других служб такси, и на нем работают такси в очень многих регионах. Второй продукт – это "ВсеПлатежи". Это крупный старт-ап, во многом айтишный, и мы в нем косвенно принимаем участие. Вот пример продукта достаточно интересного, который уже вышел на федеральный уровень. В Московской области он уже более распространен, чем в Омске, хотя начинался здесь. Омск может стать центром ИТ-технологий, просто нужны хорошие примеры, информационная поддержка. Я сейчас очень много езжу по регионам, участвую в конференциях и так далее. Мы пытаемся народ стимулировать, помогать, чтобы собственные продукты "взлетали". Здесь много говорилось о логистике, о том, что мы находимся в транспортной изоляции, но для IT при наличии Интернета это все не важно.

Оксана ФАДИНА, министр экономики Омской области:

– В сегменте обрабатывающего производства Омской области есть доля, которая принадлежит пищевой промышленности – обработке сельскохозяйственной продукции. Сегодня мы делаем акцент на то, чтобы уходить в глубокую переработку сельскохозяйственного сырья. В последние три года мы удерживаем позиции в числе немногих регионов СФО по валовому сбору – более 3 млн тонн зерна. Из них сегодня 1,3 млн тонн мы вывозим сырьем. Здесь мы видим свое слабое место и перспективную задачу. Это должно лечь в основу будущих инвестиционных проектов, связанных, во-первых, с обеспечением возможности хранения этого зерна, во-вторых – с переходом в глубокую переработку. Именно там добавленная стоимость. Мы, во-первых, как сказал Виктор Иванович (БЕЛОВ. – "КВ"), трансформируемся из старопромышленного региона в наукоемкий. Во-вторых, у нас внутри растет сегмент перерабатывающей пищевой промышленности.

Дмитрий БЕЛАШОВ, заместитель генерального директора АО "Газпромнефть – ОНПЗ" по экономике и финансам:

– Омский нефтезавод был и останется лидером нефтепереработки, но есть определенные вызовы. Первый вызов, который уже преодолен, – когда вся нефтепереработка должна была перейти в так называемый 5 класс. Почти 100 млрд рублей было вложено в ряд проектов, которые позволили заводу полностью перейти на Евро-5. Вызов номер два – это те внешние условия, с которыми мы имеем дело. Во-первых, изменяется роль нефти в современном мире. Если в конце 19 – начале 20 века была очень важна роль угля и все знали, сколько стоит тонна угля, то сейчас об этом никто не знает. В то же время объем потребления угля даже вырос в сравнении с началом 20 века. Нефть идет по тому же пути. Способы ее добычи увеличиваются, улучшаются, но это перестает быть некой центральной идеей. Даже в нынешней ситуации мы все реже задаемся вопросом о том, сколько стоит нефть. Это приводит к сокращению переработки. Во всем мире очень хорошая цена – 5 долларов за баррель. Многие европейские заводы работают в ноль, а некоторые – вообще в убыток. Мы движемся к этому. К сожалению, это факт. Здесь у нас есть возможность – продолжать реконструкцию на заводе.

Сергей КОСТАРЕВ, эколог, профессор ОмГУПС:

– Без условий для жизни человеческий капитал растворяется, вымывается, исчезает. То, что у нас действительно закончилась эпоха индустриального развития, мне кажется очевидным, хотя в Омске мы по-прежнему считаем, что что-то может вернуться. Стоит напомнить, что если десять лет назад лидерами по капитализации были нефтедобывающие промышленности, в том числе Газпром, то сейчас в первой пятерке только айтишные компании: Apple, Google, Microsoft, Facebook, Alibaba. Газпром не вошел даже в сотню. Экономика меняется. Что касается Омска, у нас действительно хорошая промышленность, но там работает 30 тысяч человек. Мультипликатор здесь, на мой взгляд, 3. Ну пусть даже 10 – и что, вы хотите сделать из Омска город с населением 300 тысяч, которые работают на промышленность? Я все-таки хочу, чтобы у нас остался миллионный город. Остальные 700 тысяч должны быть чем-то заняты. Омск всегда помимо прочего выполнял роль города для пенсионеров с Севера. Климат у нас хороший. Постепенно мы теряем это преимущество. При этом мы являемся базой также для работающих людей с Севера. У нас много живет тех, кто туда ездит работать, а потом возвращается. И айтишникам, и людям современных профессий, и молодежи, и людям с Севера нужна хорошая городская среда. Нужно выбирать стратегию развития. Сейчас у нас в стратегии развития Омска, к сожалению, доминируют многоэтажные дома с маленькими квартирами. У нас до 2025 или до 2027 года вообще прекращается строительство даже среднеэтажных домов. Мы просто убьем город. Это, может быть, немодно и некрасиво, но мы являемся продуктовой провинцией для огромного региона. У нас хорошо получается делать еду, и нам надо это развивать. Тем самым мы создадим инфраструктуру, которая позволит жить человеку с новыми информационными потребностями. Ведь достаточно изобрести одну игру Pokemon GO, а наши программисты могут это сделать, и мы станем богаче всей России. Но для этого нужны условия для нормальной жизни человека.

Комментарии
Сергей 22 октября 2016 в 18:06:
«А Двораковский с этим согласен?»А Двораковскому плевать! У него-то заработная плата выше, чем средняя, по России, и, тем более выше, чем средняя, по Омску.
Хозть 31 августа 2016 в 17:45:
Невозможно создать нечто великое за «5 копеек».Первый самолёт, паровоз, космический корабль, компьютерную игру, сериал со спецэффектами и т.д. можно создать, заплатив энтузиастам по «5 копеек».Но если не платить дальше (пусть даже энтузиасты и не умрут с голоду), все наработки так и останутся «демо-версиями без продолжения», которым цена или ноль или «5 копеек».Слегка озаботившись «географией из окна самолёта», московские решатели, естественно, видят и суммы паводковых трат на МЧС, и брутто-формулу трат на «бесплатную» медицину, и плохо видимую в иллюминатор, но заметную на карте государственную границу.В Казахстане, конечно, ещё помнят про Колчака. Средний москвич вспомнит про Омск... что это город, в котором родилась Дарья Мельникова — смотря какое поколение и социальную группу опрашивать, и как спрашивать, вне зависимости от наличия вопроса в ЕГЭ.В лучшем случае зрители прямой президентской линии вспомнят, что Омск — город, в котором нет дорог, но чиновники рапортуют молниеносно.
умная курица 28 августа 2016 в 21:58:
Не поняла — как якобы ностальгия по городу-саду может тормозить наше развитие? Город-сад — условие нашего экологического выживания, называйте это как хотите.Низкие зарплаты омичей — не достоинство, а позор.
Макс 24 августа 2016 в 12:51:
А Двораковский с этим согласен?
Показать все комментарии (4)

Ваш комментарий


Наверх
Наверх
Сообщение об ошибке
Вы можете сообщить администрации газеты «Коммерческие вести»
об ошибках и неточностях на сайте.