Даже легальный омский мусор весь сбрасывается на несанкционированные свалки (полный текст).
В администрации ЦАО Омска состоялось заседание общественного совета при региональном операторе по обращению с твердыми коммунальными отходами. На нем генеральный директор ООО «Магнит» Карен ЕГОЯН (на фото) отчитался о результатах работы регоператора за 2023 год и за пять лет в целом – реформа официально стартовала 1 апреля 2019 года.
Слово оператора
По словам ЕГОЯНА, собираемость платежей в регионе за этот период серьезно выросла и составила 92% – к примеру, на декабрь 2019 года она была 76 %:
– Коммунальной услугой по вывозу отходов сегодня охвачено 97 % населения. Важно отметить, что на старте реформы услугой по вывозу мусора пользовались всего 46% жителей региона. В 2023 году Региональная энергетическая комиссия Омской области установила тариф в размере 1078 рублей за метр кубический. Средний уровень платы за коммунальную услугу по льготному тарифу на одного проживающего составил 135,5 рубля.
В прошлом году правовой отдел «Магнита» направил в Арбитражный суд Омской области свыше тысячи исковых заявлений о взыскании задолженности с юридических лиц и предпринимателей на общую сумму 170 млн рублей. При этом 9 % от объема поступивших средств в 2023-м как раз результат работы по взысканию дебиторской задолженности.
ЕГОЯН настаивал: Омская область сохранила лидирующие позиции по показателям реализации мусорной реформы среди регионов Сибири. Впервые в истории региона, подчеркнул гендиректор «Магнита», построены два мусоросортировочных завода. В прошлом году собрано и транспортировано 8,5 млн куб. м, или 684 тыс. тонн ТКО. Из них 324 тыс. тонн прошло обработку, на которой было отобрано 12 тыс. тонн вторичных материальных ресурсов. Оставшаяся часть отходов была отправлена на свалки.
Также, на старте реформы в 2019 году, износ автопарка, задействованного на вывозе ТКО, по словам ЕГОЯНА, составлял 90 %. Транспортирование отходов производилось на 300 морально и технически устаревших машинах, не всегда предназначенных для вывоза мусора. За счет собственных средств предприятие полностью заменило автопарк спецавтомобилей на 220 современных мусоровозов – в 2023 году с «Магнитом» работало 25 транспортных компаний. Также без включения в тариф регоператор приобрел и передал в многоквартирные дома 20 тыс. контейнеров, всего же в 2024 году ежедневно отходы вывозятся из 37 909 контейнеров и баков:
– Остается проблема с оснащением частного сектора контейнерными площадками. К сожалению, сегодня до сих пор в регионе есть населенные пункты, к которым отсутствует подъездной путь, соответственно, они не оборудованы контейнерными площадками и не имеют возможность утилизировать свои отходы. Есть муниципальные районы, наоборот, с избытком контейнерных площадок. В Омске у нас собираемость платежей – порядка 98%, а в некоторых районах она составляет в лучшем случае 50%, например, Нижнеомском. Мусор, который так или иначе образовывается, в лучшем случае оказывается свален на окраинах, в оврагах, в лесополосах, вдоль дорог. А ведь можно было организовать контейнерные площадки, чтобы потом не тратить миллионы на уборку несанкционированных свалок.
Общая сумма необходимой валовой выручки на 2023 год, установленная РЭК Омской области, – 5,8 млрд рублей. Это сумма, необходимая регоператору, чтобы покрыть все свои затраты, плюс 5% прибыли, которую за пять лет, по заявлениям ЕГОЯНА, «Магниту» так и не удалось получить:
– Главный мешающий нам фактор – территориальная схема, которая определяет, как и куда нам возить отходы, сортировать или не сортировать, кому передавать. В 2019 году мы сами это определяли и, естественно, исходили из нашей главной цели – получения прибыли, все-таки это бизнес. Теперь государство нам в лице региона говорит, что делать. 60% наших расходов составляют как раз транспортные. Даже мусор Омска – 400 тысяч тонн – не умещается на наши заводы в Кировском и Ленинском округах. А места временного захоронения находятся только в районах области. Вот и представьте, мусоровоз разгрузился в Кировске, 5% полезных фракций мы выбрали, остальная часть отправляется большегрузами в Калачинск, Кормиловку, Тавричанку, Марьяновку. Причем эти объекты – старые несанкционированные свалки, которым 50-70 лет.
Слово общественников
После доклада председатель общественного совета при региональном операторе по обращению с ТКО Александр ЛИХАЧЕВ рассказал о предложениях по внесению дополнений в текст Кодекса об административных правонарушениях Омской области в части обращения с твердыми коммунальными отходами. По его словам, многие нарушения в данной сфере длительное время остаются безнаказанными просто потому, что требования есть, а мер пресечения нарушений нет в принципе – существенный правовой пробел имеет место на протяжении всех пяти лет мусорной реформы:
– Из 85 субъектов наказания нет только в семи, включая наш регион. Буду просить депутатов Заксобрания представить наш проект через Комитет по аграрной политике, природным ресурсам и экологии.
ЛИХАЧЕВ предложил не мудрствовать, а сформулировать текст основной правовой нормы полностью, как в Москве и ряде других субъектов Федерации. Среди распространенных нарушений, требующих наказания: создание помех для вывоза твердых коммунальных отходов и уборки территории, например, стоянка автомобилей на проезжей части дворовых территорий, засорение подземных инженерных коммуникаций и сооружений, нарушение порядка обращения с отходами строительства, сноса зданий и сооружений, в том числе грунтами:
– Еще в 2019 году мы должны были составить кадастр отходов: каждое предприятие предоставляет информацию, что, упрощенно говоря, выбрасывает десять банок олифы, десять бутылок, тридцать кирпичей. Все это суммируется и получается, сколько производится мусора в Омской области. Предлагается внести в статью обязательство выполнить это поручение всем хозяйствующим субъектам и предусмотреть наказание для тех, кто его проигнорировал. Это делается для того, чтобы вы не говорили, что тариф на вывоз ТКО очень большой, а Карен Грачьевич говорил, что маленький, но на самом деле никто не знает, сколько вывозится мусора.
В зале ожидаемо возмутились: тариф и правда высокий, поэтому пускай «Магнит» не снимает с себя обязанность вывозить в его рамках, например, строительный и растительный, древесный мусор. Если начать еще и штрафовать обывателей, то реформа станет финансово неподъемной. А если прибыли у «Магнита» действительно нет – зачем продолжать заниматься этим бизнесом?
Также была поднята проблема отсутствия актуальной базы потребителей ООО «Магнит», ООО «Омская энергосбытовая компания» и постоянных конфликтов в связи с этим. Общественный совет поддерживает позицию, что более правильным является использование норматива с квадратного метра, как это сделано в ряде субъектов Федерации, в частности, в Московской области. Как объяснил ЛИХАЧЕВ, действующий вариант взимания платы с человека провоцирует постоянные споры между администраторами коммунальной услуги и гражданами. Более того, никогда не удастся обеспечить актуальную базу данных в силу ограничений на получение персональных данных, также возникает необходимость содержания штата отслеживающих перемещения граждан:
– Людей загружают лишними хождениями по инстанциям для получения справок о составе семьи. К тому же такая схема оплаты выгодна богатым, имеющим большие площади на одного члена семьи, и невыгодна менее обеспеченным слоям населения. С каждым годом количество «оприборенных» квартир и домов, где число зарегистрированных неактуально для администратора, возрастает, только единственная услуга по обращению с ТКО рассчитывается с человека.
На мероприятие председатель РЭК Омской области Дмитрий РУССКИХ не пришел, как и отказался направить на него своих заместителей. Недоумение членов общественного совета этим фактом и возмущение нежеланием специалистов прояснять причины повышения норматива накопления отходов на одного человека в многоквартирных и жилых домах, отказа в формировании общественной группы наблюдателей за процессом взвешивания контейнеров отражено в протоколе.
Слово власти
Заместитель председателя комитета по аграрной политике, природным ресурсам и экологииЗаконодательного собрания Омской области Игорь КОЛОДЕЖНЫЙ признал, что количество жалоб жителей в области обращения с ТКО с момента начала мусорной реформы существенно сократилось. А вот по поводу предложений общественников выразил скепсис:
– То, что вы говорите, абсолютно правильно: нельзя закрывать доступ к бакам и так далее. У меня один большой вопрос: а кто все это будет исполнять? Кто будет следить, кто будет наказывать? Мы-то можем прописать и утвердить. А потом начинается: участковые отказываются это исполнять, а у других нет полномочий.
Депутат Законодательного собрания Омской области Константин ТКАЧЕВ заявил, что юбилей это прекрасно, но радоваться нечему:
– Более 90% отходов по-прежнему направляются на полигоны и свалки, которые зачастую не отвечают требованиям природоохранного законодательства. То, что реформа была необходима, факт. Но вот подход к ее реализации до сих пор вызывает большие сомнения и споры. Прошли выборы губернатора, выборы президента, а мусор, к сожалению, как лежал, так и лежит. По заявлениям федеральных властей, сортировка всех твердых отходов и вторичное использование четверти из них будет внедрена к 2030 году. То есть ждать еще 6 лет, и не факт, что эта дата не будет переноситься. Утвержденные во всех регионах территориальные схемы включают в себя несанкционированные, нелицензированные полигоны, то есть просто старые свалки, и исправить их при том количестве объектов на сегодняшний день просто невозможно.
Заместитель директора департамента городского хозяйства мэрии Омска Артур ФАЙКОВ сообщил, что на территории города 29 несанкционированных свалок, по которым вынесены судебные решения. Три из них удалось в прошлом году ликвидировать на субсидии Минприроды (16,6 млн рублей), в 2024-м планируется устранить еще 11 объектов (88,3 млн рублей).
Голос разума
Заместитель председателя общественного совета при региональном операторе по обращению с ТКО Мария ЗАЗДРАВНЫХ заострила внимание на том, что мусоровозы продавливают многострадальный асфальт, за ремонт которого потом омичи и жители районов бьются в рамках программы формирования комфортной городской среды:
– Какой смысл делать контейнерные площадки у каждого многоквартирного дома, если трудно вывозить мусор из-за припаркованных машин, из-за нечищенных дорог? В сельской местности вообще 8-, 16-, 24-, 36-квартирные дома. Зачем мусоровозу останавливаться четыре раза, если он может вообще не заезжать во двор? Мы отремонтировали проезд на пять домов в 2017 году. Угадайте, к кому подъезжает девятитонный мусоровоз. Нет, не к домам, наша контейнерная площадка стоит на выезде. Раз в месяц он обслуживает контейнер отдела полиции! Договоры с административными и коммерческими структурами заключены таким образом, что если в них нет столовой, вывоз можно осуществлять раз в неделю, а то и месяц. К тому же мусоровозы не соблюдают предложенную им схему подъездных путей. Предлагаю рассмотреть разумное расположение контейнерных площадок в сельской местности, в новых микрорайонах города.
ЗАЗДРАВНЫХ предложила ЕГОЯНУ активнее поднимать в соцсетях проблему использования ресторанами, банкетными залами и прочими организациями чужими контейнерами, задействуя институт репутации. Глава «Магнита» парировал: наказание за это пока не предусмотрено, поэтому юрлица ничего и не боятся.
Эколог, профессор ОмГУПС Сергей КОСТАРЕВ затронул тему полигонов. По его словам, решение этого острого вопроса с фантастическим упорством замалчивает региональное Минприроды:
– Весь мусор, образуемый в регионе – примерно 700 тысяч тонн за год, из которых на вторичную переработку идет всего 12 тысяч тонн, – куда-то девается. Говорят, что на 16 полигонов, которые полигонами не являются, так называемые места временного накопления. За пять лет мы накопили 3 млн тонн мусора. Не знаю, где они лежат. Заявленных размеров полигонов явно недостаточно, чтобы вместить такой объем отходов. В следующие пять лет накопим еще 3 млн тонн. Никакой переработки – больше 5% – ближайшие 10–15 лет не появится. В Кировске и Ленинске, извините за выражение, построена туфта. Это видимость обработки: привозят мусор, 1,5 – 4 % – смотря как манипулировать цифрами – перерабатывается, все остальное непонятно куда девается. Задаю вопрос Минприроды: если не будете делать полигоны, куда денется весь этот мусор? Все эти 7 млн тонн, накопленных за 5–8 лет?
Но так как высшее руководство регионального Минприроды наряду с РЭК Омской области своим присутствием мероприятие не почтило, вопрос повис в воздухе, горько заметили в аудитории. По проектам властей в регионе запланировано строительства трех перерабатывающих отходы комплексов – в Тарском, Таврическом и Омском районах. По первым из двух, по данным Минприроды, заключены концессионные соглашения, найдены инвесторы, проектно-сметная документация разработана и отправлена на экспертизу, по третьему объявлен конкурс – прием заявок завершится 19 апреля. Запуск первой очереди тарского комплекса запланирован на 2026 год, таврического – в 2025-м.
Ранее материал был доступен только в печатной версии газеты «Коммерческие вести» от 3 апреля 2024 года.
Фото Максим КАРМАЕВ.