Петр Драверт и Сибирь
Хоть и редко, но порой в жизни нам приходится встречать людей, которые заслуженно удостаиваются характеристики «талантливый человек талантлив во всем» или «за что ни возьмется – все получается». Такие личности, как правило, никого не оставляют равнодушными и вызывают полярные эмоции: зависть или восхищение. В истории нашего города тоже были и есть такие мощные фигуры. К ним, без всякого сомнения, можно отнести выдающегося ученого-минералога, поэта и коллекционера Петра Драверта.
Петр Драверт родился 16 января 1879 года в городе Вятке в семье чиновника (по одной из версий отец – Людвиг (Людовик) Драверт был потомком попавшего в плен и затем обрусевшего наполеоновского офицера). Школьное обучение Петр Драверт закончил в Казанской гимназии, высшее образование получал в Казанском университете на отделении естественных наук физико-математического факультета. Будучи студентом, он активно участвовал в геологических и минералогических экспедициях и получил должность консерватора минаралогического кабинета университета. Учеба шла легко, и на горизонте уже маячила карьера ученого-исследователя, но, видимо, столь простой путь был не для «дравертовского» темперамента. Будучи молодым человеком, Петр Драверт не избежал увлечения левыми взглядами. В феврале 1901 года он был арестован за участие в революционной демонстрации студентов и выслан в Пермскую губернию. И хотя уже осенью Петр вернулся в Казань продолжать учебу, к нему уже приклеилось клеймо неблагонадежного. Это клеймо, по сути, останется с ним на всю жизнь. В 1906 году Драверт «за красный флаг, за стрельбу из револьвера, за бросание камней в полицейских с балкона отцовского дома» был сослан на пять лет в Якутию (только фамилия отца, известного в Вятке юриста, спасла его от более серьезного наказания). Но жизнь в холодной Сибири вовсе не сломила молодого ученого-революционера, а совсем наоборот. Он искренне полюбил природу этого края с ее выразительной суровостью. Вся дальнейшая жизнь его будет связана с Сибирью.
Вернувшись в Казань в 1912 году, Петр Драверт продолжил обучение и спустя два года в возрасте 35 лет наконец-то получил университетский диплом. В это время он занимался обработкой данных, собранных в ходе минералогических исследований, которые он проводил, будучи в ссылке на территории Якутского, Олекминского и Вилюйского округов. В мае 1917 года Драверт был избран на должность ассистента кафедры геологии физико-математического факультета Казанского университета, но уже спустя год, получив приглашение от руководства Сибирского сельскохозяйственного института, отправляется на работу в Омск.
В октябре 1918 года Советом Сибирского института сельского хозяйства Петр Драверт избран ассистентом кафедры минералогии и геологии, с 1920 по 1930 годы он – профессор и заведующий этой кафедрой. Драверт был из той плеяды ученых, которых принято считать отцами-основателями Омского сельскохозяйственного института. В 1919 году он был одним из инициаторов создания биоинженерного факультета (ликвидированного советскими властями как «чуждого идеологии»), в 1920 – 1921 годах вместе с Никитой Грибановым организует Музей Леса и Охоты при кафедре лесного дела, создает геологический кабинет. В 1922 – 1924 годах Петр Драверт – президент ученого бюро института. В 1920-е годы он работает над масштабным геологическим трудом – «Определитель важнейших минералов Сибири с указателем их месторождений». В Горьковском районе Омской области существует место, названное именем ученого – Берег Драверта. Это уникальный геологический памятник, представленный породами неогенового и палеогенового возрастов.
Но жизнь Петра Драверта в это период была полна и драматических событий. Новой власти он тоже оказался неугоден. Еще в 1921 году профессор на некоторое время подвергся аресту за поддержку мятежа крестьян, протестующих против продразверстки, и вышел на свободу благодаря ходатайству студентов своего вуза. Эсеровское прошлое ему припомнили и когда пошла новая волна гонений на интеллигенцию в начале 1930-х годов. В 1930 году Драверт был уволен из института как «классово чуждый элемент». В вину ему также было поставлено, что он игнорировал общественные мероприятия и демонстрации в пользу научных экспедиций. Для профессора Драверта наступили трудные времена. В 1937 году в Москве по делу о левых эсерах был осужден и расстрелян его старший сын Леонид. По воспоминаниям Галины Зезиной, в 1939 году Петр Людовикович посетил свой бывший кабинет и«под влиянием чувств разрушил собранную им коллекцию минералов». Частично коллекцию удалось сохранить стараниями сотрудников Омского краеведческого музея, в котором Драверт проработал последние годы жизни. Интереса к науке он не потерял и старался никогда не прерывать исследовательскую практику: переписывался с Вернадским и Циолковским, работал над составлением единственной в Советском Союзе библиографии по метеоритике, составлял сводки по полезным ископаемым Омской области.
Всю жизнь Петр Драверт писал стихи. Занимался он литературной работой вполне профессионально: входил в Омское отделение Сибирского союза писателей. Несколько поколений студентов на всю жизнь запомнили дравертовские «театрализованные» чтения стихов в студенческих аудиториях и общежитиях. Поэтому до сегодняшнего дня не утихают споры на тему, кто же Драверт больше? Ученый, собиратель или поэт. Омские литераторы считают его своим в равной степени с минералогами, геологами, педагогами и коллекционерами.
Спокойной жизнь Петра Драверта не стала даже на своем финальном этапе. В годы Великой Отечественной войны некоторые недоброжелатели находили подозрительную «немецкость» в его фамилии. И даже после смерти ученого и поэта в декабре 1945 года его злоключения не закончились. В 1983 году, когда активно застраивалось Левобережье, одной из улиц в новом микрорайоне было присвоено имя Петра Драверта. А через год советская власть вспомнила о «классовой чуждости» и улица Драверта стала бульваром Архитекторов. Имя Петра Драверта появилось на карте Омска только в 2008 году. Но все же лучше поздно, чем никогда. Остается надеяться, что Сибирь не забудет человека, столь много для нее сделавшего и, несмотря на все жизненные испытания, никогда не перестававшего признаваться ей в любви:«Лучась на сопках охлажденных, / Гори небес полярных ширь. / Сквози в строках, тобой рожденных, / Моя великая Сибирь».
Сергей НАУМОВ
При подготовке полосы использованы материалы публикаций Юрия Деревянченко, Олега МИЛИЩЕНКО
При поддержке передачи "Удивительное рядом. Омская версия" телеканала "Продвижение".