Археологические раскопки острога в центре Омска продолжатся в 2025 году (полный текст).
В Доме журналистов в конце января прошла пресс-конференция «Итоги археологических исследований Омского каторжного острога».
Кандалы в траншее
Руководитель Омского музея просвещения Игорь СКАНДАКОВ рассказал историю, связанную с определением местонахождения острога. Его в 70-е годы искал санкт-петербургский (тогда еще, конечно, ленинградский) музей Достоевского.
— Один из наших краеведов указал на эту территорию. Дама осмотрела ее, увидела, что вдоль техникума роют траншею для коммуникаций, заглянула и обнаружила торчащее железо. Попросила рабочего выдернуть. Оказалось, что это кандалы! – поведал Игорь СКАНДАКОВ и пояснил: – Она увезла их в музей. Они и сейчас там – «кандалы из Омского острога».
Затем на много лет о территории забыли. Но в недалеком прошлом, одна из ресурсных организаций города копала траншею и пересекла фундамент казармы недалеко от ул. П. Некрасова. Председатель совета дома на ул. Ленина, 8 увидел старинную кирпичную кладку и забил тревогу: позвонил в ВООПИК (Омское областное отделение Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры), археологам. В итоге первая яма на раскопе появилась благодаря волонтерам ВООПИК.
Заведующий Лабораторией историко-культурных экспертиз Омского научного центра СО РАН кандидат исторических наук Михаил КОРУСЕНКО рассказал историю оформления памятника археологии. В частности, в 2021 году, чтобы придать объекту законный статус, которого он на тот момент не имел, сначала пришлось установить его границы:
— Есть тезис, что археолог, раскапывая памятник, его уничтожает. Это так, но профессиональные археологи порождают в процессе работы исторический документ – полевую археологическую документацию. Это система фиксации – текстовые описания, графические зарисовки, фото, видео. И все четыре года, которые мы ведем работы, заказчику – министерству культуры Омской области в лице Омского музея Просвещения – предоставляем эти документы.
Он пояснил, что к раскопкам допускаются только профессионалы.
Консультант управления по сохранению и государственной охране объектов культурного наследия Министерства культуры Омской области Альберт ПОЛЕВОДОВ подчеркнул значимость работ:
— Следов Омской крепости сейчас нет, а уж Степного бастиона – точно. Появился объект археологии – и наполнился содержанием объект культурного наследия, то место, которое раньше было растворено в воздухе. В этом заслуга археологов. Теперь можно наглядно показать людям фундаменты тех самых сооружений, остатки объектов, зданий, рядом с которыми когда-то ходил Достоевский и множество людей – каторжан, офицеров, солдат и даже простых жителей.
Альберт ПОЛЕВОДОВ подчеркнул, что от каторжного острога, где содержался великий русский писатель, сегодня остались только рисунки, воспоминания и планы, поэтому современный человек слабо себе представляет, как он выглядел. А археологические работы позволят визуализировать объект. Кроме того, планируется сделать сайт, где будут представлены виртуальные экскурсии, реконструкция объектов, зданий, не дошедших до наших дней.
Караульная тропа
Научный сотрудник Омского научного центра СО РАН кандидат исторических наук Юрий ГЕРАСИМОВ подробно рассказал о ходе раскопок:
— Остатки фундамента острога были обнаружены еще в 2015 году, и к моменту захода археологов на объект волонтерами уже были разрыты фундамент жилой казармы и часть фундамента кухни острога с двумя углами. В 2021 году нашей главной задачей было определение перспективности и масштабов работ. Заложили серию шурфов, которые показали, во-первых, местоположение опорных столбов внешней ограды каторжного острога, во-вторых, степень сохранности фундамента. В том числе удалось выявить третий угол фундамента кухни-столовой. В результате были установлены границы объекта археологического наследия, который получил наименование «Культурный слой Второй омской крепости. Степной бастион и каторжный острог.
В 2022 году основным объектом исследования омских археологов стал фундамент жилой казармы. Тогда раскоп расширился до 30 кв. м. Удалось расчистить часть фундамента кухни-столовой, казармы, были обнаружены остатки строительных траншей и зафиксирован сплошной слой кирпичной массы на поверхности вокруг здания.
– Что этот слой представлял, мы тогда еще не понимали, – отметил Юрий ГЕРАСИМОВ. – В 2023 году площадь раскопа была увеличена до 300 кв. м. Упомянутый слой кирпичной массы был зафиксирован на большой площади между зданиями, но, к сожалению, в результате предшествующих раскопок с нарушением методики археологических работ была полностью уничтожена зона, где можно было бы посмотреть соотношение фундаментов и этой кирпичной массы. И буквально в конце этого сезона нас ожидал сюрприз – мы обнаружили остатки мощеной пешеходной дорожки, которая проходила параллельно ленте фундамента по внешнему периметру. Это так называемая караульная тропа. Для ее мощения была использована кирпичная плитка квадратных очертаний, т.е. не кирпичи, а специально изготовленная из кирпичной массы плитка, уложенная на технологическую подушку. Эта находка позволила предположить, что участки, покрытые кирпичной массой, представляют собой остатки разбитой кирпичной вымостки дворика острога.
О состоятельности данной гипотезы говорит и тот факт, что все находки располагаются выше уровня кирпичного слоя. Под ним были обнаружены только единичные предметы, не связанные с острогом.
В 2024 году работы продолжились – общая площадь раскопок достигла 500 кв. м. Для ее расширения вручную были удалены пни старых кленов, которые перекрывали исторический фундамент. На старинных кирпичах, по словам Юрия ГЕРАСИМОВА, была найдена довольно любопытная коллекция клейм, раньше не встречавшихся ученым. На фундаменте кухни-столовой археологи обнаружили следы капитального ремонта здания, а в архивах нашли документы, подтверждающие это. В частности, благодаря директору Омского государственного литературного музея имени Ф.М. Достоевского Виктору ВАЙНЕРМАНУ был обнаружен чертеж для перестройки здания в 1847 году. И археологи подтвердили, что такая реконструкция производилась.
На данный момент в ходе раскопок вскрыто около 80% фундамента кухни-столовой и все сохранившиеся в границах сквера части фундамента жилой казармы острога. Обнаружена обширная коллекция предметов – более тысячи, среди которых есть уникальные, например, кошелек с монетами второй половины 18 века, фарфоровая статуэтка начала 19 века, фрагмент слюдяного окна. Наиболее интересные находки сегодня экспонируются в выставочном зале Омского музея просвещения.
Коммуникации
Летом 2025 года планируется продолжить работы в восточной зоне раскопа и в южной. Для этого предстоит убрать кусты сирени, перекрывающие фундамент, и перенести кабель Ростелекома.
Игорь СКАНДАКОВ отметил, что в 2025 году планируется завершить работы и полностью раскрыть фундамент:
— Мы теперь знаем его контуры, но не можем действовать быстро. Работаем по правилам благоустройства в Омске, т. е. когда встречаются любые зеленые насаждения, проходим зеленую комиссию. Через нее происходил и вынос старых сухих кленов, к ней обратимся и чтобы убрать старую сирень.
Михаил КОРУСЕНКО подтвердил, что участок, где ведутся раскопки, буквально нафарширован коммуникациями. Среди них есть действующие, а есть нерабочие. И те, и другие мешают изысканиям.
Археологи установили, что степной бастион и каторжный острог начали строиться с момента возведения Омской крепости. Игорь СКАНДАКОВ считает, что археологам сопутствовала удача, поскольку при реконструкции улицы Ленина территорию, на которой находится острог, СК «ИдеалСтрой» не стала благоустраивать:
— Ее должны были закатать, выровнять землю. И мы бы уже не увидели и не смогли изучать. Именно в этой северо-западной части оказались фундаменты двух зданий, построенных в 1768 году. И в нижней кладке сохранились кирпичи с маркировкой 18 века.
Эффект подлинности
Больным вопросом является сохранность памятника. Археолог-реставратор Омского научного центра СО РАН Дмитрий ПАВЛОВ отметил, что на момент начала реставрационных работ было утрачено около 90% обнаженного фундамента казармы – на его поверхности прорастала трава, что привело к растрескиванию и крошению кладки:
— На сегодняшний момент полностью расчищен и законсервирован участок фундамента казармы 11 кв. м и около 50 кв. м кладки кухни. Консервация включала насыщение кладки закрепляющим раствором с последующим покрытием концентрированным лаком. Из-за разной плотности кладки каждый кирпич пропитывался индивидуально. Часть кирпича в фундаменте кухни, состояние которого не позволяло сохранить оригинал, была заменена на кирпич 19 века. Замене подлежал только кирпич, расположенный с краю и не имеющий хорошей опоры. Кладка кухни была открыта относительно недавно, и ее состояние было значительно лучше той, что открыли в 2016 году. Особенно хорошо это показывает количество кирпича, замененного на кладке кухни, – не более 5%.
Сегодня задача археологов не только раскопать памятник, но и сохранить кирпичную кладку. Сложность в том, что методика ее консервации все еще дорабатывается. Между тем от варианта закрыть раскоп стеклом, похоже, решили отказаться. Игорь СКАНДАКОВ пояснил, что он был отвергнут, поскольку внутри может создаваться неблагоприятная для сохранности кирпича влажная среда, плюс будет утрачен эффект подлинности. А этому придается особое значение. Михаил КОРУСЕНКО отметил, что сегодня в мире наметилась тенденция к сохранению исторических объектов в их подлинном виде, т. е. такими, какие они есть, без доработки.
Ранее репортаж был доступен только в печатной версии газеты «Коммерческие вести» от 5 февраля 2025 года.
Фото © Александр ТРУШ, vk.com/domjour55