Прошу считать данную публикацию обращением в прокуратуру Омской области
Александр ЛИХАЧЕВ,
председатель Омского областного общества потребителей в сфере ЖКК:
Сегодня мы завершаем серию материалов с оценкой сегодняшней ситуации в организации капитального ремонта многоквартирных домов в Омской области. Ситуации неудовлетворительной, но пока еще не критической. Критической она станет, если не принять неотложных мер. Напомним, что в первом материале мы описали «странности» при проведении конкурсов Фонда капитального ремонта многоквартирных домов, во второй – как минстрой Омской области пытается предложить собственникам новую Программу капитального ремонта, собирая с жильцов деньги без указания сроков проведения самого ремонта. Сегодня мы расскажем о том, что ждет жителей областного центра, обсудим правовое регулирование процесса капитального ремонта и попробуем внести некоторые предложения.
5. Вместо ремонта в Омске теперь будут проекты
Как мы поясняли в прошлой публикации, технологически ремонт основывается на двух документах – 30-летней Программе и Краткосрочном плане, который может приниматься на срок от 1 года до 3 лет.
По закону Краткосрочные планы составляются в каждом муниципальном образовании, а потом формируется общий областной Краткосрочный план. Говоря объективно, в федеральном законодательстве есть пробел – не определено, что делать, если между областным и городским (районным) уровнем есть разные воззрения на Краткосрочный план. Но несовершенство закона вряд ли есть основание не исполнять закон.
К сожалению, для новых руководителей минстроя Омской области закон не писан, а коль писан – то не читан. Заместителем министра г-ном ЗЕНКОВИЧЕМ, на мой взгляд, при подготовке распоряжения министерства строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области от 27 октября 2016 года № 244-рп «Об утверждении краткосрочного плана реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Омской области, на 2017 год» закон нарушен. Да и немудрено – где бы он прочитал законодательство, поскольку компьютером почти не владеет.
Прошу считать данную Публикацию обращением в прокуратуру Омской области с просьбой проверить законность данного документа и в случае, если мои утверждения справедливы, принять меры прокурорского реагирования, поскольку данный документ – обман жителей областного центра и должен быть отменен.
Сразу конкретно выдвигаю следующие обвинения: во-первых, заместитель министра не имел права переделывать на свой манер принятый мэром города Омска Краткосрочный план капитального ремонта, во-вторых, принятый Краткосрочный план в части перечня работ идет вразрез с действующей областной Программой (чего по закону быть не может даже теоретически), да и даже формально неправомерен – он принят на один год, а согласно пункту 2 постановления Правительства Омской области от 30 декабря 2013 года № 369-п Краткосрочный план формируется на три года.
Ясно, формально министра обвинить мы не можем – распоряжение подписывал заместитель министра. Но министр был жив и здоров, не в отпуске, трудно предположить, что он был не в курсе или просто поленился подписать распоряжение. Как я понимаю, они прекрасно понимали неправомерность издания этого документа и как шахматисты пошли на жертву: пройдет – хорошо, а не пройдет – ну и ладно, пожертвуем слоном или как там – ладьей, а ферзь останется на доске. (Для справки – до 27 октября всего два из нескольких десятков публичных распоряжений минстроя были подписаны Богданом МАСАНОМ, все остальные – министром, причем через день – 28 октября – министр сам подписал ну очень важное распоряжение «Об отсутствии необходимости проведения работ по капитальному ремонту крыши многоквартирного дома № 371 по ул. 16 Военный городок в городе Омске». Выводы делайте сами.
Что же вызвало резкую реакцию на данный документ? Давайте откроем приложение № 20 – это Краткосрочный план капитального ремонта многоквартирных домов в Омске на 2017 год. Поскольку данный документ вообще не обсуждался на рабочей группе, я с удивлением увидел его на сайте минстроя и стал изучать, и с каждой строчкой возрастали недоумение возмущение.
Естественно, стал проверять дома управляющих организаций, где являюсь соучредителем, поскольку мы проводим ремонт в плановом порядке – уже в январе с участием Фонда собираем всех представителей собственников и даем необходимые разъяснения, чтобы успеть сделать работы в летний период (а для этого, как известно, сначала необходимо провести общее собрание собственников и сдать в Фонд протокол).
Смотрю один дом: вместо ремонта – только проектирование, смотрю следующий, затем третий – то же самое. Любой может проверить – ни на один из 1107 домов 2017 года не спланированы средства ни на одну работу по капитальному ремонту – только проектирование и технический паспорт. Все остальные столбцы по нулям. Всего запланировано работ на 231 миллион 726 тысяч рублей при том, что ежемесячный сбор по городу составляет 77 миллионов рублей, то есть за год 923 миллиона рублей – куда заместитель министра заначил остальные 700 миллионов рублей?
Как мне пояснили в минстрое, ремонт, может быть, на некоторых домах все же будет – для этого после перечня домов указано примечание: «Стоимость капитального ремонта в краткосрочных государственных и муниципальных планах реализации Региональной программы корректируется на основании локальных сметных расчетов и изменений объемов расходов на оказание услуг и (или) выполнение работ по капитальному ремонту, сведений, представленных некоммерческой организацией «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов», о понесенных расходах на оказание услуг и (или) выполнение работ по капитальному ремонту». Пусть любой читатель мне скажет – разве такой текст означает, что на данном конкретном доме ремонт будет произведен в 2017 году? По-русски, здесь указано следующее: будут в Фонде деньги – сделаем ремонт, а не будет – не будем делать. Но в Федеральном законе № 271-ФЗ и областном законе № 1568-ОЗ нет такого. Законодательство требует по каждому дому указать в Плане конкретный год ремонта и размер средств на ремонт, который по практике закладывается на основании ранее утвержденных предельных расценок по видам работ. Опять наперсточники пытаются нас надуть. Очень надеюсь, что прокурор не даст этого сделать.
Переложить вину на департамент городского хозяйства опять никак не получится. Департаментом своевременно разработано и еще 30 марта 2016 года принято постановление мэра города Омска № 398-п «Об утверждении краткосрочного муниципального плана реализации Региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Омской области, на 2014 – 2043 годы по муниципальному образованию городской округ город Омск Омской области на 2017 – 2019 годы». Да, чтобы быть объективным, в городском плане по ряду домов согласно полученным департаментом решениям общих собраний жильцов планируется по две работы, что нереально по собираемости. Но раз так сформулировал закон – департамент все сделал ровно по закону, два года я лично говорил, что в областной закон № 1568-ОЗ нужно внести дополнение, что в один период выполняется только проектирование и один соответствующий вид работ, все согласны, но бумажку из трех строк до сих пор не приняли, с февраля она пылится в минстрое и в Заксобрание не внесена. Вот и дождались. Отказывать жильцам правовых оснований нет. Сами виноваты, что легкомысленно никак не реагировали два года.
Это пока не знают жильцы, поскольку ясно, никто не смотрит сайт минстроя, а когда начнется год и люди узнают, что ремонт им не запланирован, – не завидую авторам, если прокуратура не отменит данный неправомерный документ и сами руководители минстроя будут еще к тому моменту в своих должностях.
Как председатель правления Общества потребителей в сфере ЖКК, за спиной которого стоят почти 1000 членов Общества потребителей, я не могу согласиться с тем, что вообще не запланирован ремонт домов в городе, где собирается 85% всего сбора средств Фонда капремонта. Не нужно обирать горожан, господа руководители минстроя.
Хотя мы не согласны с распоряжением по сути, не менее занимательно посмотреть его изнутри. Опять та же безграмотность, небрежность и несоответствие одного документа другому.
В прошлом материале я с возмущением писал, что согласно проекту Программы для дома по ул. Орджоникидзе, 270А (№ 4332 в Программе и № 775 в Плане) с дырявой крышей и двумя еще доверяющими чиновникам чудесными бабушками во главе минстрой за 10 лет планирует только технический паспорт. Но если посмотреть распоряжение – то не верю глазам своим. Документы разрабатывались минстроем в одно и то же время, визировались одним и тем же человеком – заместителем министра Николаем ЗЕНКОВИЧЕМ, но в Плане он добрее, чем в Программе, – запланировано 162 тыс. руб. на проектирование ремонта крыши. Вот я и озадачен: если крышу делать будут, то вранье в проекте Программы, а если крышу делать не будут, а будут изготавливать технический паспорт – зачем тратить средства на проектирование ремонта крыши?
Интересная ситуация с упоминавшимся мною домом по ул. Красный путь, 79 (№ 3566 в Программе, № 647 в Плане). Напомню, что там собственники провели общее собрание и решили к 300-летию Омска сделать ремонт фасада, целый первый заместитель мэра города обратился в минстрой с письмом сделать ремонт фасада в 2016 году, такое же поручение дал губернатор. Ладно, не сделали в 2016 году, наплевали на губернатора. Так на 2017 год в Плане стоит ремонт крыши (а не фасада), а в Программе – так вообще технический паспорт. Так чего мне жильцам-то этого дома говорить – что вы делать собрались, господа чиновники: крышу, фасад или технический паспорт или вообще ничего – только денежки собрать?
Больше продолжать не вижу смысла – таких домов, где в Плане написано одно, а в Программе другое, много, читать будет неинтересно.
Приведу еще лишь один пример, поскольку аналогичных примеров тоже есть несколько, где министр со своим курирующим заместителем решили загадать жильцам ребус. По дому по ул. Добровольского, 13 (№ 3018 в Программе, № 543 в Плане) в Плане стоят «другие виды работ». Так как читатели не видят перед собой таблицу – она построена так: перечислены крыша, фасад, лифт, инженерные сети, подвал, а здесь – «другие виды работ». Вот я и думаю – а чего еще такое в доме есть, что стоит ровно 494 630 рублей и еще 80 копеек? И посчитал г-н Николай ЗЕНКОВИЧ же до копеек. Вот стоимость ремонта для домов без проектной документации якобы указать вообще не смогли, 0 поставили, а тут даже про 80 копеек указано, так и не знаю – что это за элемент дома такой? А как жильцам собрание проводить, если вид работ в Плане не указан? (кто не в теме – в протоколе положено указать вид работ и утвердить стоимость). Им что, так и писать в протоколе «другие виды работ»? И вы, господин министр, правда считаете, что за такого «кота в мешке» жильцы проголосуют?
Ну, точно, после тяжелой рабочей недели сидели и в крестики-нолики играли руководители минстроя – кому крестик – крыша, а кому – нолик – техпаспорт. А на следующую неделю, видимо, забыли, кому чего писали, потому План резко отличается от Программы по конкретным домам. Честно, жалею, что Сталина нет и статьи 58 – ну, есть предел недобросовестности и безответственности.
И после этого Виктор Иванович чего-то рассказывает по телевизору про эффективность руководителей. Им бы русский язык и математику поправить, да компьютер изучить – чего уж тут про эффективность, когда простой грамотности нет. В целом минстрое не стало одного ЗАХАРЧЕНКО – и не могут простую бумажку со списком домов и работ правильно написать. Так хоть бы собрали рабочую группу и посоветовались, направили проект для внесения замечаний – так и этого не сделали.
Найти чего-то в этом документе жильцам просто невозможно. Ну как чего найдешь в этой папке, если улицы начинаются сразу с 10-летия Октября (кто помнит нужно с 1-й Поселковой, 2-й Барнаульской и т.д.), а, например, после 14-й Чередовой идет 1-я Поселковая, а 5-й Армии после 50 лет Профсоюзов.
Так же и с остальными названиями улиц, кроме числительных, которые указаны не в порядке русского алфавита. Почему-то одних уважаемых людей авторы указывают с именами и отчествами (например, В.А. Силин, В.Ф. Маргелов), а другие, не менее уважаемые люди (как Герой Советского Союза генерал М.И. Кучерявенко, поэт Тимофей Белозеров и др.) такой чести не удостоились. Если бы господин заместитель министра писал так в своей записной книжке – это говорило бы только о его безграмотности, но это областной документ – людям-то как свои дома искать – там 50 листов мелким шрифтом все-таки? Логики нет никакой: вот улица Академика Павлова стоит на букву «А», но улица И. Броз Тито – на букву «Б».
Надеюсь, что данный документ будет отменен, и рабочая группа совместно с департаментом городского хозяйства сможет сформировать грамотный Краткосрочный план.
Причина этой нестыковки мне очевидна – некомпетентность руководства минстроя. Ведь не случайно по законодательству сначала пишется Региональная Программа, а уже на ее основе – Краткосрочный план. А минстрой поставил телегу впереди лошади, вот и получилось как в русской поговорке: «Поспешишь – людей насмешишь», когда в одном документе одни виды работ, а в другом – иные.
6. Без закона может быть только беззаконие, или Что предлагается сделать
Помимо отсутствия должной квалификации в профессиональных вопросах организации капитального ремонта у г-на министра и полного ее отсутствия у курирующего заместителя, причиной сложившейся печальной ситуации является длительная нерешенность ряда правовых вопросов, связанных с законодательной базой.
Не буду поднимать тему федерального законодательства – это тема другого материала (хотя и там есть большие проблемы, например, что нельзя передвинуть дом, где люди не платят, на более поздний срок ремонта, поставив вперед дом, где хорошая собираемость).
Сегодня мы обсуждаем то, что сами можем сделать. 26 января на рабочем совещании у губернатора Омской области было принято решение о необходимости внесения изменений в Областной закон № 1568 – ОЗ от 18 июля 2013 года «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Омской области», вскоре такой проект был разработан, принят рабочей группой с участием депутатов всех фракций Законодательного собрания Омской области 12 февраля и одобрен на совещании у курирующего заместителя председателя правительства Омской области 19 февраля. И с тех пор пылится в минстрое Омской области.
Одно уже нам аукнулось – то, что предлагалось ограничить ремонт в рамках минимального взноса одной работой за один период (иначе возникает явная несправедливость и нестыковка: жильцы одного дома заявят одну работу, а жильцы соседнего – три, и денег на всех просто не хватит).
Кроме того, сущностная часть документа состоит из трех не менее важных вопросов:
– уменьшить обязательный минимум средств, которые должны всегда остатком находиться на счете регионального оператора (там необоснованно указано сейчас 20% от поступающих средств, деньги лежат на счете мертвым грузом – а это 400 миллионов рублей, а люди ждут ремонта) – достаточно и пяти процентов – кто не в теме, это так называемая финансовая устойчивость, типа если Фонд кредит брать будет, что на практике вряд ли целесообразно;
– официально разрешить взаимозачет на спецсчетах или назвать это другим словом «признать отсутствие необходимости проведения капитального ремонта такого-то элемента (сети»)» – суть не в названии – абсурд, работы выполнены за три года на сотнях домов, Омская область плетется в хвосте по выполнению Программы капремонта (количеству отремонтированных домов), а мы не можем поставить себе в выполнение данные дома по причине отсутствия бумажки;
– дополнить полномочия Фонда печатанием квитанций на спецсчета, о чем губернатор Омской области дважды давал письменные указания минстрою и Фонду, а затем даже лично звонил руководителю Фонда капремонта.
Здесь тоже все как обычно. Чиновники же, они чуткие к аппаратным движениям. После всех поручений Виктора Ивановича квитанции печатали, а я контролировал. А как в середине сентября я перестал быть советником губернатора, так и квитанции для домов на спецсчетах печатать перестали сразу – как для смеха – одним домам за сентябрь отпечатали, а другим нет. Ясно – теперь же я не могу пойти доложить о невыполнении поручения. Другое дело, объективно Фонд я понимаю – год стоит вопрос про несчастные 500 тысяч рублей в год на бумагу и краску в смете Фонда, и опять серьезный вопрос не решен из-за отсутствия бумажки – финансисты справедливо не дают смету, поскольку данное полномочие сначала нужно прописать в законе. Причем уже извинился перед министром финансов г-ном Вадимом ЧЕЧЕНКО, который проект закона завизировал еще в марте и сказал мне, что я зря обольщаюсь (а я просил побыстрее его рассмотреть) – минстрой не донесет бумагу до Законодательного собрание еще долго. И оказался прав.
Общаясь с депутатами, знаю, что они все эти вопросы готовы поддержать, тем более что разрабатывалось все при их участии, но никто не берет на себя смелость внести документ.
Помимо правовой базы, не менее важно организационное и кадровое обеспечение.
Пока сидел «на хозяйстве» Станислав ГРЕБЕНЩИКОВ – не возникало никаких проблем организационного характера, все вопросы решались открыто, гласно, коллегиально. Два раза в месяц собиралась рабочая группа по организации капитального ремонта и разработке правового обеспечения, в которую, наряду с должностными лицами минстроя, входят ряд депутатов и представители, как принято называть «заинтересованных» органов и организаций.
Как ушли Богдан МАСАН и Дмитрий ШИКАЛОВ – рабочая группа прекратила собираться. В 2016 году она собиралась считаное количество раз. А после назначения действующего министра и курирующего заместителя – вообще решения стали приниматься помимо рабочей группы. Результат налицо.
Вопрос-то – он более широкий. Не просто так сам президент РФ подписал соответствующий указ № 601 от 07 мая 2012 года «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления», в котором ведь не только пункт о создании общественных советов. Есть там, например, и такое поручение:«установитьобязательныйдля федеральных органов исполнительной власти порядок, предусматривающий проведение ими оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и их публичного обсуждения на всех стадиях подготовки указанных проектов». Но вот наши местные чиновники «совершенствовать» государственное управление в сфере жилищно-коммунального комплекса не хотят, напротив, с уходом Станислава ГРЕБЕНЩИКОВА в другое здание потеряли все традиции, заложенные в минстрое с момента его создания в 2004 году еще при Валерии БОЙКО, – все такого рода вопросы, затрагивающие значительную часть населения области, решать коллегиально и публично. Ясно ведь – если бы нам раздали проекты этих трех документов – Плана, Программы и Положения о комиссии по отбору подрядчиков – на рабочей группе, как всегда это делалось, я бы лично, да, полагаю, и другие члены, выразили бы несогласие, внесли предложения, документы были бы доработаны, а так упущено дорогое время.
Что касается кадрового обеспечения, скажу прямо – министерство строительства и жилищно-коммунального комплекса стало проходным двором для малоквалифицированных людей, которых нужно куда-то пристроить. Сначала устроили непонятный конкурс, тем более среди партий. Почему я должен из своих налогов платить зарплату министру Александру Бирюкову? Он же не знает даже большинство правовых актов в сфере ЖКХ, как тогда он может руководить сферой, чего-то указывать подчиненным? Валерий БОЙКО знал, а он не знает, а зарплата одинаковая. Ну, смешно же – как идти к Станиславу ГРЕБЕНЩИКОВУ – этому бедному министру несут бумажки, чтобы он озвучил. Потому они все и боятся потерять теплые места: в бизнесе они бы прогорели, там не знаешь тему – ты аутсайдер. Бумажкой не спасешься, или правду пишут в Интернете, что эта должность нужна для одного – подписывать бумаги и нести потом соответствующие риски. Время показало, что изменения структуры правительства Омской области после выборов губернатора с введением должностей заместителей, которые юридически ни за что не отвечают, себя не оправдала, какая уж тут эффективность и экономия средств! Если бы вернули Станислава ГРЕБЕНЩИКОВА на хозяйство – все нормализовалось бы за квартал. Всегда заместитель председателя правительства совмещал должность министра. Практика – критерий истины. Это еще Энгельс писал. И на последних местах в федеральном рейтинге тогда не были.
Что касается курирующего заместителя министра, то скоро не хватит пальцев на руке, чтобы посчитать, сколько их было за три года – с момента начала реализации Программы капремонта – с сентября 2014 года. Сначала некий питомец деревообрабатывающей промышленности Юрий ГАВРИЛЕНКО (кто забыл – это который на народ кричать стал, когда люди сказали, что не желают платить в «общий котел»), потом Дмитрий ШИКАЛОВ – единственный, кто знал тему и не чурался выезжать на места, потом по просьбе одной уважаемой организации взяли дяденьку с нефтезавода Евгения СКРУДЗИНА, который просто скучал и вскоре написал заявление, теперь прислали главного инженера из не самой крупной и далеко не самой лучшей в городе (что просто выяснить в ГЖИ Омской области) компании «Еврокомфорт» г-на ЗЕНКОВИЧА.
Тот, по-моему, вообще еще не понял, что он уже работает не в «Еврокомфорте», а в минстрое. Не знаю, что такое коррупция, но вот в ноябре подчиненный данному господину Фонд капремонта провел 12 семинаров в «Еврокомфорте» по вопросам организации капитального ремонта и ни одного в других 100 управляющих организациях города. Мне не нужно – я сам любой семинар проведу. Но как это понять? Там домов столько нет. Скажу прямо – это помогает создать для руководства данной компании положительный имидж и переманивать дома от «Управдомов», «ЖКХ «Сервис» и «Левобережья».
Сейчас не 1918 год, когда Аркадий Гайдар в 16 лет полком командовал. Не может главный инженер небольшого ЖКО перепрыгнуть несколько ступенек и стать замом министра, как Афганистан не смог от феодализма перейти к социализму. Приведу только один пример, показывающий, что человек вообще не знает нормативные акты и не понимает организацию этой работы, – его учить уже поздно. Как можно было удумать принимать краткосрочный План на 1 год, а не на 3 года, как другие регионы и как это было у нас и как принял Омск?!! Вот текст части 3 статьи 189 ЖК РФ: «Не менее чем за шесть месяцев до наступления года (в Омской области – 1 месяц), в течение которого должен быть проведен капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с региональной программой капитального ремонта, региональный оператор представляет собственникам предложения о сроке начала капитального ремонта, необходимом перечне и об объеме услуг и (или) работ, их стоимости, о порядке финансирования капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме и другие предложения, связанные с проведением такого капитального ремонта». Ну чего тут непонятного – если План на 1 год – как заранее можно представить предложения, а когда План с «нулями» – как можно стоимость указать?
Увольнение Александра ЗАХАРЧЕНКО было показательно, поскольку ЗАХАРЧЕНКО грамотный чиновник и пытался пояснить, что так делать нельзя. Как нельзя подбирать кадры по личным мотивам. Если нужно наладить работу – есть готовый специалист Дмитрий ШИКАЛОВ, а если твердые коммунальные отходы важнее – мною не раз предлагались кандидатуры грамотных людей, которые прошли школу работы в аппарате: Владимир СВИРИДОВ, Галина ЗУРНАДЖАН, если нужен молодой специалист – вот они, тоже предлагались – Дмитрий КОТОВ и Дмитрий ЗЯРКО. Данного заместителя министра вы все равно в итоге выгоните, так лучше раньше, чем позже. Работать же пора!
Уважаемые господа чиновники! Как мне сообщают, обсуждение идет не сути материалов, а кто меня научил (попросил) это написать. Никто меня не просил, я всегда пишу только то, что считаю нужным, и написал по одной простой причине – что мне понятны пагубные последствия принятия трех документов, которые сейчас пытаются принять или приняли, как понятны последствия отсутствия кадровой политики в минстрое. Много чего не написал, оставил про запас, если кто будет оппонировать. Одно – так, на закуску. В других регионах уже в полный рост идут конкурсы подрядчиков по работам на 2017 год, а у нас еще даже не объявлен отбор «квалифицированных» подрядчиков по ремонту лифтов, по проектированию. Видимо, кому-то так не терпелось дорваться до строительно-монтажных работ, что сначала объявили конкурс на СМР, а по проектированию еще даже не начинали. Опять двойка – сами не можете, хоть у соседей списали бы, пока учитель не видит.