Остановка царского поезда на омской земле
В последний раз члены императорской семьи оказались в Сибири в качестве особо важных… арестантов. Весной 1918 года, когда уже шла Гражданская война, большевистское руководство на случай непредвиденных обстоятельств решает перевезти бывшего царя и его семью из Тобольска поближе к железной дороге. Изначально Николай нужен был большевикам живым, поскольку он мог стать важным козырем в политической игре. Комиссар Василий Яковлев, личный представитель председателя ВЦИК Якова Свердлова, повел себя весьма странно. Предъявив мандат, он заявил тобольским чекистам, что должен увезти царя одного. Супруга Николая Александра Федоровна, скорее всего понимая, что больше они уже не увидятся, попросила о том, чтобы членам семьи позволили ехать всем вместе. В итоге было решено, что с царем поедет Александра Федоровна и их третья дочь Великая княжна Мария Николаевна. Венценосных особ с трудом удалость переправить через Иртыш в Тюмень. В то же время члены Уралоблсовета, располагавшегося в Екатеринбурге, направили телеграмму Свердлову, в которой требовали передать арестантов в свое распоряжение и говорили о том, что комиссар Яковлев – изменник. В сложившейся ситуации и сам Свердлов вел себя крайне непоследовательно. С одной стороны, он подтверждает полномочия Яковлева, а с другой – не дезавуирует требования Уралоблсовета.
В этих условиях Яковлев, то ли преследовавший собственные цели, то ли подчинявшийся приказу из Москвы, садится с царем на поезд и везет его в сторону Омска. Это был весьма хитрый маневр. Сначала был осуществлен один переход в сторону Екатеринбурга, но затем поезд было приказано развернуть. После того как паровоз проехал Тюмень, по называевской дороге ехали с потушенными огнями. Не доезжая до станции Любинская, Яковлев по телеграфу просит Омск принять поезд с царем, но ему отказывают.
Проснувшиеся утром 28 апреля, царь и царица с удивлением обнаружили, что их поезд идет в обратную сторону. Доехав до станции Куломзино (ныне – ст. Карбышево), поезд встретил плотный заслон из омских красногвардейцев. Переговоры с омскими большевиками так ни к чему и не привели. Не помогло даже знакомство Яковлева с председателем омского совдепа Владимиром Косаревым.
Тем временем в Екатеринбурге продолжали требовать передать им царский «багаж» (именно так они называли царя и членов его семьи). В итоге Свердлов уступает, даже несмотря на заявления Яковлева о том, что он «не гарантирует сохранность членам семьи», Николая Второго передают в распоряжение Уралоблсовета. Это произошло 30 апреля 1918 года. Станция Любинская стала последней остановкой царя на пути в Екатеринбург, где он и вся его семья спустя несколько месяцев будут расстреляны.
До сих пор остаются непонятны причины, которые побудили комиссара Яковлева (настоящее его имя Константин Мячин) столь долго сопротивляться настойчивому желанию «товарищей» из Екатеринбурга заполучить членов царской фамилии под свою опеку. Есть версия, что Мячин-Яковлев, позднее перешедший на сторону белых и эмигрировавший после окончания Гражданской войны в Харбин, хотел таким образом спасти государя и его семью от возможной гибели. По другой версии, неясность сохранялась столь длительное время из-за того, что в Москве большевистские вожди сами не знали, как поступить с бывшим императором. В любом случае этот исторический эпизод показателен. Казалось если бы омские большевики проявили «самоуправство» и приняли царский поезд в Омске, то у семьи Романовых остался бы реальный шанс на спасение. Но этому не суждено было сбыться.
Императору Николаю II пришлось побывать на омской земле дважды в разных статусах. В первый приезд он был почетным гостем, которого с ликованием встречал весь город. Второй приезд в качестве «багажа» до недавнего времени был почти никому не известен, кроме историков. Однако в последние несколько лет в Любинском районе о высокопоставленном госте вспоминают все более торжественно. Посыл организаторов «Царских дней в Любино» видится таковым: уж если не удалость тогда уберечь царя и его семью от страшной казни, то хотя бы сейчас отдать им дань памяти. На мемориальной доске в Любине надпись: «28 апреля 1918 г. Станция Любинская стала судьбоносной остановкой семьи императора НИКОЛАЯ II перед трагической кончиной в Екатеринбурге. ГОСПОДИ, СПАСИ И СОХРАНИ РОССИЮ!»
Сергей НАУМОВ
При поддержке передачи "Удивительное рядом. Омская версия" телеканала "Продвижение".