Все рубрики
В Омске пятница, 22 Ноября
В Омске:
Пробки: 4 балла
Курсы ЦБ: $ 100,6798    € 106,0762

«Неизменно одно – моя любовь к музыке»

27 июля 2016 11:22
1
4411

Дебора Пантофель-Нечецкая. Пение «сибирского соловья»

Во времена существования СССР во всех крупных городах имелись отделения творческих союзов. Как правило, филиалы этих организаций занимали какой-нибудь старый особняк или располагались в специально построенных для них зданиях. Гуляя по центру Омска, каждый легко найдет Дом художника, Дом актера, Дом журналиста. Некоторые творческие объединения потеряли свои помещения, но старшее поколение еще помнит, где в нашем городе были Дом архитекторов и Дом писателей. А вот о том, что по адресу: ул. Ленина, 20 располагалось Омское отделение Союза композиторов РСФСР, помнят единицы. Это странно (а может, и, наоборот, естественно), ведь Омск славен своими музыкальными традициями. Омское общество любителей музыки возникло еще в 1870 году. Любой омич знает, где находится Музыкальный театр, Концертный и Органный залы Омской филармонии, музыкальное училище имени Шебалина. Наш город подарил миру музыки много блистательных звезд. Без всякого сомнения, в их число входит Дебора Пантофель-Нечецкая.

Дебора Пантофель-Нечецкая родилась 30 декабря 1904 года в Омске. Ее дед Абрам Пантофель был отдан в рекруты и много лет отдал армейской службе. После увольнения в 1870 году он переехал в Омск и вскоре женился. В нашем городе Абрам Пантофель участвовал в достройке Сибирского кадетского корпуса, за что в награду получил деревянный сруб из трех комнат на постройку дома. Семья Абрама Пантофеля поселилась в доме на пересечении улиц Слободской и Новой (ныне – ул. Чкалова). В этом же доме прошли и детские годы Деборы Пантофель.

Отец Деборы, сын Абрама Марковича, Яков Пантофель был гравером и владел небольшой ювелирной мастерской. Его жена Софья была домохозяйкой. У супругов было трое детей: две сестры, Песя и Дебора, и брат Алик. В дружной интеллигентной семье Пантофелей читали вечерами русских классиков Тургенева, Толстого, Чехова. Дети с ранних лет пели на домашних концертах вместе с родителями, а вскоре стали брать уроки игры на фортепиано.

Яков и Софья Пантофели стремились дать своим детям хорошее образование. Дебора Пантофель окончила гимназию (которая позднее стала школой № 37), параллельно учась в музыкальной школе. В 1919 году Дебора поступила в Омский музыкальный техникум, где в это же время учился и Виссарион Шебалин, имя которого спустя несколько десятилетий будет присвоено техникуму. Изначально будущая солистка училась по классу фортепиано, но потом стала параллельно обучаться еще и на отделении вокала. Учебу она совмещала с работой пианистки в Драматическом театре, была тапером в кинотеатре «Луч». Вскоре Дебора понимает, что ее главное призвание петь, и в 1926 году поступает в Ленинградскую консерваторию в класс сольного пения профессора Евгении Бронской. Все консерваторские годы Дебора Пантофель, также как и в Омске, была вынуждена работать: дочь кустаря-одиночки не имела права ни на стипендию, ни на общежитие. Вечером после занятий она спешила в клуб макаронной фабрики, где была пианисткой в знаменитой «Синей блузе» — бригаде художественной самодеятельности рабочей молодежи.

Вернувшись однажды в Омск на зимние каникулы, Дебора Пантофель, будучи в гостях, познакомилась с инженером Давидом Нечецким, и вскоре они поженились. Через некоторое время у супругов родился сын Борис, и молодая семья переехала в Новосибирск. В столице советской Сибири Давид Нечецкий участвовал в строительстве оперного театра. Муж начинающей певицы оказался необычайно чутким человеком и, несмотря на собственную напряженную работу, взял на себя почти все домашние хлопоты, чтобы жена могла посвящать все время любимой профессии. Пока новый оперный театр строился, Дебора Пантофель пела в театре музыкальной комедии ведущие партии в опереттах Джонса, Кальмана, Миллёкера.

Но семейное счастье, в отличие от удачно складывающейся творческой карьеры, оказалось недолгим. Группу инженеров и строителей, среди которых был и Давид Нечецкий, арестовывают как «врагов народа», решивших якобы разорить городское народное хозяйство путем создания «неправильного», слишком дорогостоящего проекта театра. Из тюрьмы в конце концов Давида Нечецкого выпустили, и семья переехала в Свердловск. Но здоровье уже было сильно подорвано, и в 1938 году муж певицы умер, не дожив и до сорока лет.

Сама Дебора Пантофель-Нечецкая вспоминала этот период своей жизни так: «Я думала, что смерть его не переживу. Знаете, вдруг солнце померкло – зачем жить? Но мама, сын, им я была нужна. Та утрата так и осталась во мне до сегодняшнего дня. Так что, наверное, я не очень радостный человек, мне это ощущение – радости – дается трудно».

От апатии, вызванной личным горем, певицу спасли необходимость заботиться о маленьком сыне и музыка. В 1939 году Свердловский театр возвращался с гастролей, и Деборе Пантофель-Нечецкой сообщили, что в новом сезоне ее колоратурное сопрано не потребуется. Чтобы смягчить удар от такой новости, в театре решили отправить Дебору Яковлевну на Первый Всесоюзный конкурс артистов эстрады в Москву. Певица отнеслась к этой поездке как к будничному выходу на сцену, спела свою конкурсную программу: «Колыбельную» Крюкова, вальс Ардити «Чаровница» и знаменитый романс «Соловей» Алябьева. Никто, включая саму исполнительницу, не мог подумать, что жюри эстрадного конкурса присудит первую премию не известной в столице оперной певице из Сибири. На Дебору Пантофель-Нечецкую обрушилась мгновенная оглушительная слава. Московская публика скупала билеты, чтобы послушать «сибирского соловья», как назвали Дебору Пантофель-Нечецкую меломаны. А она, отработав очередной сольный концерт в Большом зале Московской консерватории, возвращалась в Свердловск, ведь в столице не было ни жилья, ни прописки.

На сцене Большого театра Дебора Пантофель-Нечецкая дебютировала 2 июня 1941 года, исполнив партию Джильды в «Риголетто». Согласно легенде Сталин во время концерта спросил у кого-то из своего окружения: «Это новая солистка Большого театра?». Этого было достаточно, чтобы певице выделили квартиру в Москве.

Затем была долгая и счастливая жизнь в искусстве. Во время Великой Отечественной войны Дебора Пантофель-Нечецкая ездила в составе артистических бригад, выступала на фронте и в госпиталях. Именно ее голосом пела звезда советского кино Людмила Целиковская в фильме «Антон Иванович сердится». Композитор Рейнгольд Глиэр посвятил свой «Концерт для голоса с оркестром» именно Пантофель-Нечецкой. Последний раз Дебора Пантофель-Нечецкая вышла на сцену 11 апреля 1965 года в Концертном зале Академии имени Гнесиных, после чего преподавала в Московской консерватории и ГИТИСе вплоть до последних лет жизни. Умерла заслуженная артистка РСФСР, лауреат Государственной премии СССР Дебора Пантофель-Нечецкая 16 февраля 1998 года.

Парадоксально, что в музыкальном Омске имя Пантофель-Нечецкой не на слуху. Мы говорим как о наших земляках о многих знаменитых людях, которые порой не прожили в Омске и года. А Дебору Пантофель-Нечецкую, прожившую в Омске 25 лет, окончившую здесь школу и Музыкальное училище, вспоминают редко. Все-таки как избирательна и непредсказуема историческая память.

Сергей НАУМОВ

При подготовке полосы использованы материалы публикаций Виктории ЛУГОВСКОЙ

При поддержке передачи "Удивительное рядом. Омская версия" телеканала "Продвижение".

Комментарии
о. обыватель 27 июля 2016 в 12:25:
... жаль, что в титрах фильма «Антон Иванович сердится» её фамилия не указана... Но память о замечательной певице, нашем земляке, конечно должна быть отмечена памятной доской на здании музыкального училища!
Показать все комментарии (1)

Ваш комментарий


Наверх
Наверх
Сообщение об ошибке
Вы можете сообщить администрации газеты «Коммерческие вести»
об ошибках и неточностях на сайте.