Есть старая байка, как компания Mercedes-Benz пыталась собирать на заводе «АвтоВАЗ» в Тольятти свои автомобили. Перенастроили оборудование, запустили конвейер, а на выходе получили «Ладу Калину». Стали разбираться, уволили директора, демонтировали оборудование, поставили абсолютно новое, которое привезли из Германии, опять запустили конвейер, а на выходе опять она. Менеджеры из Штутгарта в панике, уволили весь русский персонал, даже рабочих привезли турецких из Германии, запустили конвейер – тот же результат. В итоге пошли за советом к слесарю дядя Васе, который всю жизнь конвейер кувалдой ремонтировал. Спрашивают: почему у нас выходит «Лада Калина». Он все оборудование проверил, кувалдой постучал, и только руками развел. Говорит: «А что тут поделаешь, если место проклятое!»
Именно эта байка мне вспомнилась, когда слухи об отставке главного омского полицейского Юрия ТОМЧАКА стали фактом. Вот ведь жил-поживал Юрий Иосифович, добра наживал, карьеру строил на Кавказе, возглавлял милицию города Майкопа, стал заместителем министра внутренних дел Республики Адыгея, в марте 2006 года, будучи полковником милиции, возглавил МВД Кабардино-Балкарии, где всего за четыре года из полковника дослужился до генерал-лейтенанта. И все у него было бы хорошо, не попадись ему на дороге наш славный город Омск. То самое место, где можно пытаться делать что угодно, но результат все равно будет один. К нам ТОМЧАК приехал в середине ноября 2010 года, а 2 июня 2016 года указом президента был освобожден от должности. Пять с половиной лет – и карьере конец. И знаете, что самое обидное? Подавляющему большинству омичей на это совершенно наплевать.
Да, я понимаю, что простому журналисту без роду-племени глупо сочувствовать заслуженному генералу с двумя звездами на погонах. У нас и пересечений с ним никаких не было. Мне даже побеседовать с Юрием Иосифовичем тет-а-тет не удалось ни разу (он не особо любил интервью давать, а я как-то не особо стремился интервьюировать полицейское начальство). Но все равно как-то на сердце нехорошо. Ну откуда он мог знать, что здесь всех накрывает черная непруха? Конечно, ТОМЧАК не идеал. Говорят, проявлял излишнюю строгость к своим подчиненным, отчего из всех его замов в наличии на сегодняшний день остался только один – начальник следственного управления, полковник юстиции Любовь АКСЕНОВА. Но давайте хотя бы признаем, что на фоне своего предшественника он смотрелся молодцом.
Существует вероятность, конечно, что Юрию Иосифовичу найдут другое место в органах внутренних дел. Но вряд ли его новая должность будет влиятельной. Скорей всего уже через полгода-год его звучную фамилию смогут вспомнить лишь редкие юристы да правозащитники. Увы, Омск беспощаден. И одновременно прекрасен в этой своей беспощадности. Это город, где живут душевные люди и умирают карьеры. Омску только везения чуток не хватает. Вот если бы референдум об обязательных ежемесячных выплатах из бюджета в размере 2,5 тысячи швейцарских франков (168 тысяч рублей) каждому гражданину страны проводился не в буржуазной Швейцарии, а в высокодуховной России, то омичи бы свой шанс точно не упустили, проголосовали бы, я думаю, с результатом в 102%.