Все рубрики
В Омске понедельник, 25 Ноября
В Омске:
Пробки: 4 балла
Курсы ЦБ: $ 102,5761    € 107,4252

Спрос на символы

22 июня 2016 11:04
0
2444

О памятниках и скульптурах Омска

На протяжении текущего юбилейного года на самых разных уровнях и площадках обсуждается многострадальный проект памятника «К 300-летию Омска». Большинству жителей Омска так и не понятно, что это должен быть за монумент. Исходя из того факта, что до юбилея осталось чуть больше полутора месяцев, торжественного открытия памятника основателям города в августе мы не увидим. Эта «эпопея» напоминает еще недавно так горячо обсуждаемую инициативу по увековечению в культурном пространстве Омска образа адмирала и Верховного правителя России Александра Колчака. Как ни печально, но ситуация вполне традиционная. Больше ста лет назад точно так же планировались в Омске памятники Петру Первому, Александру Второму, но этим начинаниям не суждено было осуществиться.

В 1911 году, когда в столице Западной Сибири проходила Первая сельскохозяйственная, лесная и торгово-промышленная выставка, город заметно преобразился. Есть упоминания о том, что на территории выставки летом 1911-го были установлены скульптурные изображения Ермака, Менделеева, Казнакова, но дальнейшая судьба этих изваяний окутана завесой тайны. В итоге сегодня в Омске нет ни одного монументального памятника дореволюционного периода. Уже в советское время были сооружены значимые скульптуры. Все они связаны с «героическим революционным прошлым» или с образами вождей партии и мирового коммунистического движения, видных местных большевиков. Центральным элементом городской среды, разумеется, были скульптуры Владимира Ленина (как талантливые авторские проекты, так и бесчисленное множество тиражированных копий, которыми «украшались» участки рядом с административными и общественными постройками, заводские территории, сады и скверы). Было в нашем городе и несколько памятников Иосифу Сталину, главный из которых располагался на месте нынешней стелы почетных горожан. Уже после Великой Отечественной войны на городских площадях появились: памятник Карою Лигети (печальная судьба этой скульптуры обсуждается уже 15 лет), бюсты Валериану Куйбышеву (который сейчас находится на парковой территории возле СКК им. Блинова) и Дмитрию Карбышеву (установлен в сквере им. Карбышева за Музыкальным театром). Всегда несколько обособленно выглядел мемориал в парке Победы. Почитание подвига воинов Великой Отечественной войны долгие годы было отражено в нескольких крупных памятниках (мемориал на бульваре Победы, памятник омским речникам на ул. Красный Путь) и памятных знаках, мемориальных досках. А вот памятник «Труженикам тыла» тыловой Омск ждал в течение 65 лет после Победы.

Долгие десятилетия в Омске попросту не было памятников, хоть как-то связанных с выдающимися деятелями науки и культуры. Прорыв произошел только во второй половине 1980-х годов, когда в Омске велось строительство нового здания Областной научной библиотеки им. Пушкина. Председатель Омской организации Союза художников Станислав БЕЛОВ посетил Ленинградское художественно-промышленное училище им. Мухиной и предложил нескольким выпускникам посетить Омск, чтобы выбрать объекты для реализации дипломных проектов. Начинающий скульптор Василий ТРОХИМЧУК избрал для воплощения своих творческих намерений фасад омской «Пушкинки». По замыслу скульптора, облик будущей библиотеки должны были украсить восемь скульптур, олицетворяющих тысячелетнюю историю России. Ярослав Мудрый – как основатель русской государственности. Сергий Радонежский и Андрей Рублев – как символы духовного начала. Николай Карамзин должен был символизировать историю итогов прошлого и предпосылок будущего. Расцвет отечественной науки и искусства должны были отразить скульптуры Михаила Ломоносова, Михаила Глинки и Константина Циолковского. Центральной доминантой композиции должен был стать образ Александра Пушкина.

Проект тогда вызвал не менее ожесточенные споры, похожие на сегодняшние разногласия по поводу того, кто должен быть изображен на памятнике основателям Омска. Так, писатель и краевед Иван Петров протестовал против утвержденного проекта на страницах «Вечернего Омска»: «Союз художников, не считаясь с пожеланиями заказчиков, их пониманием предмета, предложил свой ряд деятелей прошлого… Однако ни один из этих великих людей в Сибири не был и никак не связан с ее историей». В качестве альтернативы ПЕТРОВ предлагал увековечить на фасаде библиотеки людей, связанных с сибирской историей и культурой: Петра Ершова, Семена Ремезова, Чокана Валиханова, Федора Достоевского. Порой дискуссии доходили до курьезов. Так, например, прозвучало предложение отобразить в облике будущей библиотеки сибирских писателей Виктора Астафьева, Валентина Распутина, Сергея Залыгина (все эти три «глыбы» советской литературы на тот момент вполне здравствовали). В итоге все же победил изначальный проект ТРОХИМЧУКА, которого немало упрекали в том, что, реализуя в Омске свою дипломную работу, он попросту «пошел по пути наименьшего сопротивления». В городе появилось сразу восемь памятников выдающимся деятелям русской культуры. Также за двадцать постсоветских лет были установлены сразу два памятника Достоевскому, памятник Врубелю, Чокану Валиханову и др.

Любопытен и тот факт, что пока длилось строительство библиотеки, Василий ТРОХИМЧУК успел реализовать в Омске еще несколько интересных проектов. Судя по всему, именно ТРОХИМЧУКУ было в 1987 году поручено создание памятника Бухгольцу, который потом трансформировался в памятник основателям Омска. Так, на заседании Омского отделения Всероссийского общества охраны памятников архитектор Михаил ХАХАЕВ, отвечая на вопрос о памятнике, заметил: «К нашему стыду этот вопрос решается долго, хотя работает грамотный скульптор. Еще раз обсудим этот вопрос на своем собрании». По крайней мере, мы можем предполагать, что именно ТРОХИМЧУК изначально отвечал за этот монумент, ведь «временный» памятник-«шар», официально именуемый «Держава» и установленный на площади Бухгольца в 1997 году, создан по его эскизам.

Конечно, по сравнению с советским периодом Омск значительно обогатился в плане монументальных памятников, но наибольшей популярностью у омичей и гостей города пользуется незамысловатая городская скульптура. Хитро прищурившийся слесарь Степаныч, поэтичная и воздушная Любочка простым людям ближе и понятнее, потому и в полку желающих сфотографироваться с ними не убывает уже почти 20 лет. Даже несмотря на масштабные предъюбилейные реконструкции.

Сергей Наумов

При подготовке полосы использованы материалы публикаций Татьяны НАЗАРЦЕВОЙ

При поддержке передачи "Удивительное рядом. Омская версия" телеканала "Продвижение".

Комментарии
Комментариев нет.

Ваш комментарий


Наверх
Наверх
Сообщение об ошибке
Вы можете сообщить администрации газеты «Коммерческие вести»
об ошибках и неточностях на сайте.