Легендарное название городской площади
В наши дни место, которое на карте Омска долгие десятилетия официально обозначено как площадь Серова, мало напоминает площадь в классическом представлении. Между двумя параллельно идущими дорогами расположен небольшой, но уютный сквер, в котором зимой проходит главная елка Ленинского округа, а летом возле незамысловатого фонтана гуляют молодые мамы с колясками – жительницы близлежащих домов. Бойкой уличной торговли, наблюдавшейся здесь еще пару лет назад, уже нет, а вот движение на перекрестке проспекта Маркса и дороги из Привокзального поселка с каждым годом все более напряженное: автомобильный поток растет с каждым годом. Однако не всегда проспект Маркса был главной и единственной улицей, ведущей от железнодорожного вокзала к центральной части города.
Омский железнодорожный вокзал и сегодня находится достаточно далеко от центра, а в годы его строительства эта территория и вовсе была за городской чертой. Такое расположение «ворот в город» было обусловлено тем, что помимо строительства самой железной дороги необходимо было построить и всю железнодорожную инфраструктуру. Создать ее на пустом месте было, разумеется, проще, чем вписывать локомотивные и вагонные депо, мастерские, сортировочные станции в уже сложившуюся городскую сеть. А для удобства горожан в 1903 году была проложена отдельная городская железнодорожная ветка, которая на всем протяжении была огорожена деревянным забором от дороги с одной стороны, а с другой сходила на берег Иртыша. По проложенным рельсам ходили составы, груженные углем и дровами, промышленными и продовольственными товарами. Ходил и пассажирский состав, на котором люди ездили из центра на вокзал и наоборот (ветка заканчивалась на территории, где сейчас стоит знаменитый «золотой зуб» — жилой дом на Иртышской набережной, 10 корпус 1).
История омской городской железнодорожной ветки сохранила для нас забавную легенду. Изначально, для удобства приезжающих – уезжающих, пассажирский состав ходил без промежуточных остановок. Однако вскоре, по инициативе начальника станции Омск, расписание изменилось. Согласно легенде, сын начальника по имени Карл ездил в гимназию на пассажирском составе, и, чтобы добраться от дома до остановки, ему требовалось каждодневно преодолевать более километра, хотя дом начальника станции располагался всего в полусотне метров от ветки вокзала по ее северную сторону. Тогда заботливый папаша подал рапорт вышестоящему начальству о том, что жители пристанционных поселков нуждаются в том, чтобы городская железнодорожная ветка имела промежуточные площадки. Ответ из Управления железной дороги был дан положительный, и на территории, где как раз располагается современная площадь Серова, появился остановочный пункт. Каждое утро идущий в город поезд делал остановку, чтобы принять на борт гимназиста Карла, а вечером подобным же образом ученик доставлялся домой. Пассажиры так и говорили: «У Карлуши останавливаемся». Так, с подачи пассажиров и местных жителей, промежуточную остановку на городской ветке нарекли «Карлушкой», а вскоре название перенеслось на всю площадь вокруг станции. Вплоть до середины ХХ столетия старожилы называли это место «площадь Карлушка», хотя к тому времени она уже успела пережить несколько переименований.
До конца 1950-х годов ул. Маркса не имела технического выхода к вокзалу, поскольку упиралась в железнодорожный тоннель возле станции Карлушка, и главной улицей, ведущей к центру, была улица Серова. В годы, когда Ленинский округ не входил в состав Омска, а был отдельным городом, эта улица называлась Шпрингеровской (как и часть улицы современной Партизанской в Омске), а в 1920 – 1930-е годы поочередно улицей Рассохина и Куйбышева. В 1938 году улица и площадь получили имя «железного наркома» Николая Ежова, но носили его совсем недолго. В 1939 году, после опалы наркома, улица и площадь были названы в честь погибшего в этом же году летчика, мастера высшего пилотажа Анатолия Серова.
По меркам середины прошлого века улица была достаточно широкой, чистой и благоустроенной. Архитектурный ансамбль нынешней улицы Серова начал формироваться в 1930-е годы. Строительство двух- и трехэтажных кирпичных домов было прервано войной и с новым размахом продолжено в 1950-е годы. Массовое жилищное строительство почти не затронуло ул. Серова, и отдельные «хрущевки», расположившиеся в самом начале улицы, не смогли разрушить целостность ансамбля (похожий ансамбль был в те же годы сформирован на ул. Б. Хмельницкого).
Современный вид площадь Серова обрела еще позже. В конце 1950-х годов площадь оказалась ограниченной с восточной стороны врезанным до вокзала продолжением проспекта Маркса, по правую сторону которого в начале 1960-х были построены типовые жилые пятиэтажки. Еще в 1950-е годы на площади с северной стороны был возведен жилой дом по адресу: Маркса, 60 / Серова, 13. Дом по проекту архитектора Евгения Степанова, построенный при участии бригады знаменитого омского строителя Берко Цемента, отличался от соседей масштабом и нарядностью и стал одним из образцов стиля «сталинский классицизм», каких в Омске по большому счету немного. После того как в 1970-е годы на южной стороне площади Серова был построен Ленинский райисполком (ныне – администрация ЛАО), формирование нынешнего архитектурного ансамбля площади завершилось. О том, в честь кого названа площадь Серова, свидетельствует мемориальная доска. А вот материальных свидетельств жизни гимназиста Карлушки не сохранилось, но, несмотря на это, о нем многие помнят и сто лет спустя.
Сергей НАУМОВ
При поддержке передачи "Удивительное рядом. Омская версия" телеканала "Продвижение".