Прокурор требует прекратить выплаты пенсий за выслугу лет ПОЛЕЖАЕВУ, СТЕРЛЯГОВУ, МИШКИНУ, ФОМИНОЙ, ИЛЮШИНУ и другим.
В четверг, 17 марта, на очередной сессии Законодательного собрания будет рассмотрен протест прокурора на отдельные положения Закона Омской области от 22 декабря 2004 года № 601-ОЗ "Кодекс о государственных должностях Омской области и государственной гражданской службе Омской области". Речь идет о тех пунктах закона, которым установлены гарантии пенсионного обеспечения лиц, замещавших государственные должности, и государственных гражданских служащих в виде пенсии за выслугу лет.
Согласно закону бывший губернатор или экс-председатель Законодательного собрания после выхода на пенсию получают помимо обычной пенсии добавочно еще и 85% от месячного денежного вознаграждения нынешнего губернатора или председателя ЗС. К таковым пока относится лишь один Леонид ПОЛЕЖАЕВ. Помимо него пенсию за выслугу лет, выплачиваемую из бюджета Омской области, получают бывшие министры, зампреды правительства, уполномоченный по правам человека, работавшие на постоянной основе депутаты Законодательного собрания.
Пенсия за выслугу лет устанавливается в таком размере, чтобы сумма обычной федеральной пенсии и областной пенсии за выслугу лет составляла: при замещении госдолжности сроком до одного года – 55% месячного денежного вознаграждения по соответствующей госдолжности, при замещении госдолжности сроком от одного до трех лет – 65%, при замещении госдолжности сроком три года и более – 75%.
Судя по ежегодно публикуемым декларациям о доходах, министр Омского правительства получает более 200 тысяч рублей в месяц, так что нетрудно подсчитать, в какие выплаты выльются даже 55% в месяц от его денежного вознаграждения. Причем, согласно Кодексу, он их будет получать даже в случае, если он проработал министром лишь два месяца, как Богдан МАСАН. Или пять с половиной месяцев, как экс-министр экономики Александр ТРЕТЬЯКОВ. Впрочем, им до пенсии еще далеко. А вот проработавшие министрами ровно год и три месяца Борис МИШКИН (министерство природных ресурсов и экологии – 2011–2012 гг.) и Алексей ГЛАДЕНКО (министерство промышленной политики, связи и инновационных технологий – 2012–2013 гг.), получая 65% от оклада действующего министра Омской области, уже могут не беспокоиться о других источниках доходов. Как и проработавший чуть больше года министром развития транспортного комплекса Олег ИЛЮШИН, в отношении которого возбуждено уголовное дело. Согласно закону должен получать такую пенсию по выслуге лет и находящийся в местах не столь отдаленных экс-министр имущественных отношений Александр СТЕРЛЯГОВ.
В отличие от лиц, замещавших государственные должности, условия выплаты пенсии за выслугу лет у более мелких чиновников (от замминистра и ниже) гораздо жестче: стаж государственной гражданской службы должен быть не менее 15 лет – в этом случае они могут в совокупности с обычной пенсией поучать 45 процентов денежного содержания государственного гражданского служащего. И далее 3 плюсом за каждый последующий полный год стажа.
Таким образом, как утверждает прокурор Анастас СПИРИДОНОВ, только в 2016 году из областного бюджета на выплату пенсий за выслугу лет запланирован 161 миллион рублей. Причем таких выплат федеральное законодательство не требует: это самостоятельное решение региональных властей. С которыми уже начали разбираться прокуроры. Например, прокурор Брянской области обратился в суд с заявлением о признании противоречащим федеральному законодательству и не действующим со дня его принятия (!!!) закона Брянской области от 28 декабря 2005 г. N 102-З «О пенсионном обеспечении лиц, замещавших государственные должности Брянской области». То есть заявил о том, что чиновники должны вернуть свои доплаты к пенсии, которые получали с 2005 года! Брянский областной суд ему отказал, но Верховный суд РФ 2 декабря 2015 года отменил закон о дополнительном пенсионном обеспечении брянских чиновников, правда, не со дня его принятия, а с момента вступления решения суда в силу.
Именно это определение Верховного суда и взял в основу своего протеста прокурор Анастас СПИРИДОНОВ. Как сказано в документе, экземпляр которого имеется в редакции «КВ», да – субъект Федерации имеет право самостоятельно устанавливать собственные расходные обязательства, но только за счет собственных доходов.
Прокурор проанализировал областной бюджет за последние десять лет: он оказался дефицитным. В соответствии с региональным Законом «Об областном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» предельный объем госдолга Омской области на 2015 год установлен в – размере 56,2 млрд руб., на 2016 год – 56,7 млрд руб., на 2017-й – 59,1 млрд руб.: «В связи с этим Омская область ежегодно получает из федерального бюджета дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности. Помимо дотаций существенную долю доходной части бюджета также составляют федеральные субсидии».
При этом, как утверждает прокурор, в регионе «остается нерешенной существенная часть социальных проблем, обязанность по решению которых возложена на Омскую область. Так, на начало 2016 года количество лиц из числа детей-сирот, учтенных в качестве нуждающихся в предоставлении жилого помещения, составило 5 295 человек (4 903 на 1.01.2015), лиц, имеющих право на такое помещение, которое им не предоставлено, – 3 645 человек (3 239 на 01.01.2015)… Несмотря на данные обстоятельства, финансирование мероприятий по обеспечению жильем граждан данной категории на 2016 год из областного бюджета существенно сокращено и в настоящий момент предусматривает 55,77 млн руб. (в 2015 году освоено 288 млн руб., 2014 году – 377,6 млн руб.)».
Как далее сказано в протесте прокурора, сохранение выплат чиновникам пенсий за выслугу лет вступает в противоречие с «принципами самостоятельности и сбалансированности бюджетов, не обеспечивает баланс частных и публичных интересов и противоречит требованиям федерального законодательства».
При этом, как сказано в протесте, отмена гарантий омским чиновникам «не приведет к ухудшению их положения по сравнению с иными гражданами РФ, поскольку они останутся получателями страховых и иных пенсий, назначаемых в соответствии с федеральным законодательством исходя из размеров доходов, получавшихся в период осуществления трудовой деятельности».
Исходя из всего вышесказанного, Анастас СПИРИДОНОВ потребовал соответствующие пункты «Кодекса о государственных должностях Омской области и государственной гражданской службе Омской области» отменить.
В повестке дня Законодательного собрания на 17 марта данный вопрос стоит. И даже подготовлен проект решения. Но не то, которое потребовал прокурор, депутатам предлагается не отменить, а приостановить действие соответствующих пунктов Кодекса до 1 января 2017 года. Если ЗС проголосует за это сразу в трех чтениях, то с 1 апреля (или с 1 мая – это зависит от срока публикации документа) дополнительные пенсии бывшим чиновникам платить уже не будут. Пока временно – до конца года. А там будет видно.