Кругосветное путешествие омских яхтсменов
Однако и в 1990-2000-е годы омичи сумели внести свой весомый вклад в развитие мирового судоходства. Началось все в 1987 году, когда старейший яхтсмен «города на слиянии Оми и Иртыша» Том Барабанов предложил построить в Омске яхту для Северного морского пути. Обошедшим весь Иртыш от истоков до устья членам омского яхт-клуба «Водник» стало тесно на просторах родной реки. На подготовку всей акции ушло десять лет. В 1997 году яхтсмены Омска на построенной своими руками яхте «Сибирь» дошли до Санкт-Петербурга, после чего начали подготовку к переходу Северным морским путем без зимовок и проводки.
В назначенный срок, 1 июля 2000 года, жители города проводили в путешествие с Омского речного вокзала яхту «Сибирь», а 30 октября 2001 года там же состоялась торжественная встреча героического экипажа в составе капитана Сергея Щербакова, старшего помощника капитана Сергея Кикотя, второго помощника капитана Александра Чулкова, боцмана Владимира Шельменкова, матроса и врача Евгения Федорова, матросов Александра Щербинина и Алексея Декельбаума.
Капитан яхты «Сибирь» Сергей Щербаков рассказывает о том путешествии: «Специальное судно — яхта «Сибирь» – было сконструировано таким образом, чтобы у него был подъемный киль (Прим.: Киль – нижняя балка, проходящая посередине днища судна от носовой до кормовой его оконечности)…Мы стремились идти по свободной воде, вдоль берега. Но это не было чистым авантюризмом. Мы были готовы к любым неожиданностям. В ледовую ловушку попадали… Мы развернулись назад, но перед нами тоже лед сомкнулся, то есть мы оказались в озере с ледовыми берегами, и все эти берега двигались… После того как мы выскочили через Берингов пролив и десятиметровая волна нас просто опрокинула, поставила на ровный киль, снесло все парусное вооружение. В этой ситуации мы самостоятельно дошли до берега, отремонтировались и все-таки закончили кругосветку».
Кругосветное плавание яхты «Сибирь» открыло новую страницу в истории парусного спорта в Омске. В 2002 году был учрежден «Губернаторский яхт-клуб», объединивший все яхт-клубы города, парусный спорт в городе стал получать государственную поддержку.
В 2004 году яхта «Сибирь» провела еще одно уникальное плавание, соединив своим маршрутом Сибирь с Европой, побывала на летней Олимпиаде в Греции, затем через Средиземное море дошла до Британии и вновь Северным морским путем вернулась домой.
В 2009 году «Сибирь» совершила новое большое плавание в рамках программы «Сибирские парусные экспедиции». После зимней стоянки в Астрахани, в навигацию 2010 года, яхта обошла по периметру Каспийское море, с миротворческой миссией посещая расположенные по его берегам страны (Казахстан – Туркмения – Азербайджан – Россия) и завершила навигацию уже на Черном море, в Сочи.
В октябре 2015 года «Сибирь» вернулась из похода под парусами по маршруту Омск — Диксон — Омск. Судно, стартовавшее от причала 1 августа, завершило переход почти два с половиной месяца спустя.
В августе 2016 года, в дни празднования 300-летия Омска, яхта «Сибирь» приняла участие в Международной историко-экологической экспедиции «Дорогами Бухгольца» по маршруту Омск – Ямышево (Казахстан), таким образом повторив путь основателей первой Омской крепости три века спустя.
Сергей НАУМОВ
При подготовке полосы использованы материалы публикаций Розы АЛИМОВОЙ, Ивана ЯНОВСКОГО
При поддержке передачи "Удивительное рядом. Омская версия" телеканала "Продвижение".