Все рубрики
В Омске четверг, 28 Марта
В Омске:
Пробки: 4 балла
Курсы ЦБ: $ 92,5919    € 100,2704

Сложный рынок здоровой еды

30 ноября 2016 10:06
0
4566

Кто зарабатывает в Омске на рационах с доставкой

Порой все попытки начать питаться здоровой пищей и, наконец, похудеть разбиваются вдребезги из-за отсутствия времени на походы в магазин, поиск и приготовление полезной еды. А если прибавить сюда необходимость самостоятельного подсчета килокалорий ежедневного рациона... Для занятого городского жителя все это сложно выполнимо. Рынок услуг по ежедневной доставке свежеприготовленных блюд, калорийность которых строго подсчитана, по оценкам экспертов, в российских городах растет на 15–20% ежегодно, при этом в Омске за последний год он прибавил все 300%, но только за счет состоятельных клиентов. Сделать услугу доступной среднему классу в наших реалиях пока невозможно.

Как близнецы

Пионером диетического сегмента в Омске по праву считают ресторан «Шато» с его отдельно развиваемым направлением «Диет-сервис». По словам руководства, в январе 2017-го оно отметит свое пятилетие, но наиболее активную динамику прироста компания показала в последние два года, когда доставку блюд стали осуществлять не только по знакомым и друзьям, но и перевели услугу на коммерческие рельсы.

– Мы, наверное, одними из первых в стране запустили этот сервис. Как и у всех остальных, первые приготовления и доставки делали по знакомым, помогая в борьбе с лишним весом. Пять лет назад у нас было три клиента, – поделилась владелица ресторана Снежана ГОППЕ. – А сегодня выполняем до 40 доставок дневных рационов питания. Всего данное направление составляет 3-5% от общего оборота компании. Но мы все равно считаем «Диет-сервис» перспективным направлением, потому что культура питания меняется, сегмент общественного питания растет, несмотря на кризис. Люди все меньше готовят и едят дома.

С интервалом всего в несколько месяцев в прошлом году в Омске появились специализированные сервисы диетического питания – Bon Appetit, «Овсянка», «Формула питания». Последний запуск единственного франчайзингового проекта родом из Барнаула «Ели – Худели» состоялся в октябре 2016-го.

Возможный всплеск на этом рынке специалисты связывают с появлением диет от Елены МАЛЫШЕВОЙ, которая предлагает доставку правильных продуктов для поддержания формы и здоровья по всей стране.

– Главный минус в том, что в этих диетах предлагаются продукты глубокой заморозки, и здесь не готовы идти навстречу клиентам, разрабатывая индивидуальные рационы питания или заменяя непереносимые продукты, – пояснила владелица «Овсянки» Кристина МЕЙНЕРТС.

Кроме того, вложения в бизнес минимальны. По разным оценкам, для старта достаточно 200 000 – 300 000 рублей, которые при грамотном подходе окупятся за 2-3 месяца.

Главное помнить: если клиент решил потратиться на фигуру или свое здоровье, то и требовать он будет по полной: индивидуальное меню или хотя бы адаптированное под свои вкусы, свежие и охлажденные продукты, не замороженные и без консервантов. Такие готовы предложить только местные компании.

– Мы стараемся не использовать заморозки, только свежие продукты, – добавил один из учредителей «Формулы питания» Максим ТКАЧЕНКО. – За качество продуктов и работу с поставщиками отвечает шеф-повар.

К слову, сервис «Формула питания» стоил двум его владельцам 5 млн рублей. В эту сумму вошли фирменный стиль, сайт, аккаунты в соцсетях, мебель и кухонное оборудование, разработанные меню и технологические карты, клиентская база и рекламные материалы. А франшизу «Ели – Худели» для города-миллионника ее разработчики оценили в полмиллиона рублей.

– В сервисе по приготовлению и доставке диет на первое место все же выходит клиентоориентированность, ведь основная цель – не разовые, а повторные продажи, значит, клиент вернется туда, где ему оказали наиболее полную и качественную услугу за адекватную цену, – продолжила г-жа ГОППЕ. – С голодным и капризным клиентом в принципе, сложно работать. Ведь он терпит определенные неудобства. В смысле продаж клиенту иногда проще купить иллюзию похудения – чудо-пилюли, какую-то методику, чем изо дня в день ограничивать себя в питании.

Подавляющее большинство компаний, занимающихся доставкой готовой диетической еды, работают по схожей схеме. Каждое утро курьер доставляет в крафт-пакете или в специальной сумке-холодильнике свежеприготовленные блюда и напитки на день. По качеству и разнообразию диетическое питание не должно уступать ресторанной еде. Если клиент не будет хитрить, не выпьет и не съест ничего, кроме доставленных продуктов, результат диеты не заставит себя долго ждать. Нужно признать, что это довольно удобно. Все блюда – в специальных одноразовых, иногда герметичных, упаковках, их удобно брать с собой на работу, что-то можно оставить дома в холодильнике. Многие компании прилагают рекомендации, когда лучше съесть тот или иной продукт из доставленного курьером набора.

Ставка на кулинарное разнообразие

Все, кто хотя бы раз придерживался диеты с целью снижения веса, знают, что шансы достичь желаемой цифры на весах прямо пропорциональны разнообразию ежедневного меню. Предприятия, занимающиеся доставкой готовой еды, этот принцип, кажется, усвоили.

– Каждый месяц наши клиенты имеют право выбора блюд из 200 позиций диетического меню, при этом с завидным постоянством мы разрабатываем новые рецепты, одновременно выводим и запускаем также ежемесячно по 10-15 блюд, – рассказала Снежана ГОППЕ. – Такое разнообразие – наше большое конкурентное преимущество. Да и каждая порция готовится индивидуально.

По словам г-жи ГОППЕ, для худеющего, ограниченного в еде и эмоциях, наверное, самое приятное дополнение – возможность комбинировать блюда как душе угодно. Другие сервисы, не имея за плечами опыта ведения ресторанного бизнеса, предлагают фиксированное двухнедельное меню, позволяя клиентам заменить пару-тройку ингредиентов в блюдах.

– Наше меню разрабатывал сертифицированный диетолог. Но спустя неделю после запуска мы начали корректировать его под запросы клиентов. Оказалось, что всем хочется домашней еды, борща, котлет. И мы адаптировали эти запросы под низкокалорийные продукты. Сейчас у нас четырнадцать проработанных рационов, потому что если каждый клиент будет выбирать разные блюда и составлять индивидуальный рацион своего питания, мы даже физически не успеем все это приготовить. Учитываем и корректируем только такие пожелания, как замена мяса на рыбу. Исключаем некоторые продукты, – подтвердила Кристина МЕЙНЕРТС.

Шесть из девяти рационов «Овсянки» – стандартные, разница только в размере порций – от 1 200 ккал, до 2 400 ккал. Но есть возможность разработки индивидуального рациона, рациона детокс и рациона для быстрого сброса веса на 900 ккал. Раньше рационов было больше, но сами клиенты чаще останавливаются именно на этих вариантах. Полностью меню заведения меняется каждый сезон.

По схожей схеме разработаны рационы в «Формуле питания». Здесь еду предлагают наборами, всего 150 блюд, в зависимости от цели, которую преследует сам клиент, – набор мышечной массы, похудение, поддержка веса. На размер порции влияют такие факторы, как образ жизни, наличие физических нагрузок, возраст и пол клиента рацион, также составляют индивидуально.

– В гостинице и ресторане посменно работает целый штат поваров, поэтому мы имеем возможность приготовить блюда для «Диет-сервиса» ночью или ранним утром, за два часа до отправки рационов, – пояснила владелица «Шато».

Остальные игроки пока также не имеют возможности настолько гибко адаптировать свои бизнес-процессы под клиента, поэтому готовят рационы на 5-6 приемов пищи за день до доставки.

– Проще всего открыть такой сервис как дополнительную услугу готовому ресторану или кафе, – отметил ресторатор Юрий ЧАЩИН.– Но бизнес этот очень сложный чувствительный, равно как и многие другие направления в здоровье. Клиента сложно удержать, потому что для него это трудный период работы над собой.

Также меню не должно повторяться в течение недели, и это, пожалуй, существенное отличие заказной диеты от питания сухими смесями и замороженными продуктами. Теоретически все эти продукты можно приобрести в хорошем супермаркете и приготовить самостоятельно, можно купить в отделе кулинарии продуктового магазина. Но основная сложность заключается в том, что точно подсчитать количество килокалорий в приготовленном самостоятельно дневном рационе достаточно сложно. Если говорить о продуктах из отделов готовой еды, то здесь с большой долей вероятности будут присутствовать скрытые жиры и лишние углеводы.

– Многие относятся к такому питанию, как к очередной диете, и после некоторых усилий начинают снова есть привычную еду. Мы же говорим о том, что здоровое питание может быть вкусным, и готовим еду по определенным правилам, которые делают ее еще и полезной. Питаясь правильно, можно получать от этого удовольствие, – заключил Максим ТКАЧЕНКО.

– Наше главное отличие от конкурентных сервисов в том, что мы задаем жесткие рамки для рациона. Не сдабриваем диету сметаной, соусами. Зато наши клиенты видят результат и остаются с нами, – не согласилась владелица сервиса Bon Appetit Диана БЫКОВА.

Рацион не для всех

Наибольший спрос на услуги по комфортному похудению отмечается в марте и октябре, когда все начинают готовить фигуру к пляжному сезону и новогодним праздникам. Значительные спады наблюдаются во время отпускного сезона – в июле, августе, в праздничные дни – в январе, конце февраля и начале марта, а также во время школьных каникул, когда клиенты вместе с детьми покидают город. Сегодня все игроки отмечают, что на равных сидят на диете и мужчины, и женщины. В последнее время активизировался спрос на детские обеды.

– Нашим сервисом пользуются не только взрослые, но и своих детей они стараются правильно кормить – небольшая доля доставок приходится на дневное время, когда школьникам заказывают полноценные обеды, – говорит Снежана ГОППЕ.

Стоимость месяца «выездной» диеты в среднем составляет 20-30 тысяч рублей. Согласно статистике, россияне тратят на еду около 30% своего дохода. Эксперты уверены, сделать продукт по своей стоимости доступным среднему классу сегодня невозможно без серьезного ущерба качеству.

– Этот продукт можно считать премиальным, потому что не каждый готов тратить 30 000 рублей в месяц, чтобы за него готовили, – добавил Максим ТКАЧУК.

– Мы пока не представляем, как можно сделать достойный продукт, чтобы он стоил при этом до 500 рублей в день, – говорит г-жа ГОППЕ. – У нас только себестоимость продуктов гораздо выше, чем эти цифры, а ведь еще есть операционные расходы и должна быть прибыль. Хотя 15-20 тысяч рублей за 20-дневный курс – это вполне разумная цена. За 10 дней можно не только снизить вес на несколько килограмм, но и получить навык правильного питания и дальше продолжать курс самостоятельно, добиваясь новых результатов.

Затратными в этом бизнесе оказываются все аспекты: себестоимость продуктов, транспортные расходы, стоимость труда высококвалифицированных поваров и другого персонала.

Даже хорошая безопасная упаковка стоит довольно дорого. Но в любом случае, если пригласить домой шеф-повара, диетолога, водителя и готовить ежедневно целый ассортимент разнообразных блюд из свежих продуктов, то получится не в разы, а в десятки раз дороже.

Клиент снимает пробу

Как отмечают все эксперты, конкуренция на омском рынке доставки свежеприготовленной еды высокого качества уже довольно высока. Если присмотреться к цифрам, то количество клиентов у каждой из компаний составляет 20-40 единиц. При этом когда у одних спад – другие наблюдают прибавление в клиентской базе.

– Мы прекрасно понимаем, что наши клиенты обязательно пробуют другие рационы – у конкурентов. Сегодня это такой тренд – сначала все попробовать и выбрать что-то свое, – заключила Диана БЫКОВА.

– Не так много клиентов, которые питаются для поддержания оптимального веса. В основном клиент приходит, достигает цели и уходит, – добавила Кристина МЕЙНЕРТС.

В связи с этим небольшие компании вынуждены искать источники дополнительного заработка. Так, владелица «Овсянки» увидела перспективу открытия кафе правильного питания. А в компании Bon Appetit полным ходом идет разработка десертного меню, рассчитанного уже на более широкий круг потребителей.

– Омск – город инертный, с определенным темпом жизни. Поэтому настолько развить доставку, как в столицах или крупных городах, здесь просто невозможно. Зная, что сложнее всего людям ограничивать себя в сладком, мы разработали линейку правильных десертов, – пояснила Диана БЫКОВА. – Они приготовлены из натуральных продуктов – сухофруктов, фруктов, орехов, меда. Также мы занимаемся дополнительно приготовлением и доставкой сбалансированных бизнес-ланчей.

Обе бизнес-вумен говорят о том, что стараются лично общаться с клиентами, хотя бы по выходным дням, не доверяя работу наемному менеджеру. Такой подход позволяет сохранить личный контакт и учесть индивидуальные пожелания. Ведь диетический продукт с доставкой в руки не обещает стать массовым.

– Диета с доставкой в любом случае не станет массовым продуктом, и каждый второй не будет есть так. Но мы рассчитываем за пару лет поднять количество доставок с существующих 40 до 100 ежесуточно, – заключил г-н ТКАЧЕНКО.

– О рентабельности этого сложного бизнеса в нашем ресторане можно говорить, когда месячный оборот достигает 400 000 рублей, – пояснила владелица «Шато». – Но в идеале я вижу, что наше направление охватит до 300 клиентов. В остальном о емкости рынка трудно сказать. Зачастую поведение клиента непредсказуемо.

– Бывают дни, когда у нас и в сезон вообще нет доставок, – продолжила г-жа БЫКОВА. – И я пока не знаю, от чего это зависит. Пока наши мощности рассчитаны на 35 клиентов в день, но когда их станет больше, когда потребуется расширение, невозможно сказать и сложно дать прогноз.

Сейчас эксперты сходятся на одном. Равно как и в другом бизнесе, на рынке диет останутся 2-3 сильнейших игрока. При этом рестораны и кафе продолжат вводить в качестве дополнительной услуги сбалансированное меню, но они не будут конкурировать с гигантами, а приберегут услугу «для своих».

Комментарии
Комментариев нет.

Ваш комментарий




Наверх
Наверх
Сообщение об ошибке
Вы можете сообщить администрации газеты «Коммерческие вести»
об ошибках и неточностях на сайте.