В первую очередь в казну попытаются вернуть самые рентабельные земельные участки
28 сентября в "Комсомольской правде" в Омске прошла пресс-конференция, на которой представители омского Россельхознадзора и местной исполнительной власти рассказали о том, что происходит с заброшенными сельхозугодьями в Омской области. Если раньше срок их изъятия ограничивался 5 годами, то теперь он сокращен до трех лет.
Первые 19 участков
Как объяснил руководитель Управления Россельхознадзора по Омской области Олег ПОДКОРЫТОВ, чье ведомство занимается надзором за землями сельхозназначения, проблема заброшенных участков стоит остро. Только в 2016 году таковых было выявлено более ста. Их недобросовестных собственников Россельхознадзор привлек к административной ответственности за неисполнение земельного законодательства. Сумма штрафов в этом году составила более 3 млн рублей. Сами штрафы, стоит заметить, увеличились и теперь варьируются от 1 тысячи для граждан до 700 тысяч рублей для юридических лиц. Руководитель омского управления отметил, что это не предел. В зависимости от кадастровой стоимости брошенной земли штрафы могут вырастать "в десятки, а то и сотни раз". Коснется это потенциально рентабельных участков, которые не оформляются, не обрабатываются, не сдаются в аренду, а стоят в запустении.
Крайняя мера – это изъятие брошенных земель у собственников. 4 июля 2016 года в федеральное законодательство были внесены поправки, меняющие соответствующую процедуру. В Омской области этот вопрос, по словам Олега ПОДКОРЫТОВА, уже отрабатывается: "На сегодняшний день нами возбуждено более ста административных материалов. По 19 участкам уже в этом году документы направлены в органы власти для изъятия земли".
На уровне региона уже создана специальная комиссия по данному вопросу. Аналогичные комиссии должны появиться в каждом районе Омской области. В Россельхознадзоре отметили, что наиболее активно с землями "нерадивых" собственников и арендаторов работает Омский район.
Начальник отдела земельного надзора омского Россельхознадзора Евгений ГОМОН добавил, что срок изъятия заброшенных участков сокращен с пяти до трех лет, а порядок – скорректирован.
– Теперь, допустим, при проведении государственного земельного надзора уполномоченный орган, которым является Россельхознадзор наряду с Росреестром и Росприроднадзором, проводя проверки либо иные контрольные мероприятия, выявляя нарушения требований земельного законодательства в части неиспользования земельных участков либо их использования с нарушениями, кроме прочего, привлекает собственников к административной ответственности, выдает предписания и направляет материалы по ст. 19.5 ч. 25 или 26 КоАП РФ, – эти материалы, по словам Евгения ГОМОНА, и становятся правовой основой для последующего изъятия земель. Он обратил внимание, что речь идет не о садах и огородах, а о сельскохозяйственных угодьях: пашнях, сенокосах, пастбищах и так далее. Земли, предоставленные под личное подсобное хозяйство и садоводство, Россельхознадзор не контролирует с 2015 года.
Половина брошенной земли негодна
Министерством имущественных отношений Омской области в настоящий момент рассматривается информация о 18 проблемных участках принадлежащих физическим лицам в Саргатском, Тюкалинском, Омском районах. Эти заброшенные земли Омской области, по данным Олега ПОДКОРЫТОВА, в 1990-е годы распределялись между пайщиками. Те ими не воспользовались – "не передали в аренду и сами не обрабатывают".
–Участки, согласно рекомендациям, определялись те, на которые требуется минимум затрат, чтобы их в ближайшее время ввести в оборот, – рассказал начальник отдела земельного контроля.
Как объяснил главный специалист управления министерства сельского хозяйства и продовольствия Омской области Максим КЛАПОТОВСКИЙ, задача регионального минсельхоза в данном случае – получить информацию о брошенных участках и передать ее в Россельхознадзор. Если до вступления в силу законодательных изменений данные о землях собиралась "в разрезе муниципальных районов", то теперь министерство пытается спуститься на уровень каждого сельского поселения. С этим, по словам представителя ведомства, возникают сложности.
– В общем по области у нас не используется 525 тысяч га пашни. Если честно подходить, то всего где-то 258 тысяч га из них можно ввести в оборот, – Максим КЛАПОТОВСКИЙ пояснил, что остальное – это участки с плохой почвой или успевшие зарасти лесом. – Нужны очень большие материальные затраты, чтобы снова использовать эти земли.
Часть из этих заброшенных земель минсельхоз считает потерянными для сельского хозяйства, а часть "не стоило и вводить в оборот". Трудности скорее всего возникнут и с последующей реализацией изъятых участков. Они в основном, находятся на севере Омской области, в то время как спрос возникает в основном на южные сельхозугодья.
В Россельхознадзоре настроены более оптимистично. Олег ПОДКОРЫТОВ прогнозирует, что перед тем, как выставлять участки на торги, регион станет комплектовать их в более крупные "массивы" – тогда проще будет найти арендатора или собственника.
Муниципальный контроль "работает"
Глава Омского района Геннадий ДОЛМАТОВ подтвердил, что спрос на участки будет. По крайней мере, на категорию невостребованных земельных долей, а они, по его словам, занимают самый большой удельный вес в общей массе заброшенных угодий. В Омском районе, по его словам, "как только появлялись такие земли, появлялись инвесторы".
Еще одна категория – участки из фонда перераспределения земель, которые находятся у кого-то в аренде. В Омском районе они составляют примерно десятую часть всех необрабатываемых участков. При проведении муниципального контроля, по словам главы Омского района, с ними зачастую возникают сложности.
– Мы видим, что участок не используется, зарос бурьяном. Составляется соответствующий акт. Но тут же правообладатель начинает предпринимать какие-то шаги, чтобы создать видимость работ на этом участке. Снова мы выходим на точку отсчета срока до изъятия. – Поэтому ДОЛМАТОВ считает, что ужесточение сроков с пяти до трех лет – это "не такое уж благо".
Еще одна категория земель сельхозназначения – участки, не включенные в границы населенного пункта.
– Куда бы вы в Омской области ни поехали, вы увидите, что около населенного пункта растет бурьян. Это как раз та земля, которую не включили в границы населенного пункта, – сказал Геннадий ДОЛМАТОВ. – С ней работать мы можем только по особой процедуре. Где-то это еще "сельхозка", а где-то она, может быть, уже переведена под иные цели, но эти земли уже брошены. Законными методами повлиять на эту ситуацию ни мы, ни даже Олег Николаевич (ПОДКОРЫТОВ. – "КВ") не можем. Мы можем только провести муниципальный контроль.
Положительный пример
Глава Омского района заявил, что, несмотря ни на что, необработанную землю необходимо возвращать в казну. Эффективность вложения времени и денег в эту работу он продемонстрировал на примере своей территории.
– Этой проблемой мы озадачились четыре года назад, когда поняли, что земельный фонд у нас не используется на сто процентов. Провели анализ и выявили порядка 20 тысяч га земли, которые практически не работают, – за эти четыре года, по данным Геннадия ДОЛМАТОВА, в Омском районе было дополнительно введено в оборот порядка 7 тысяч га земли.
Особо, по его словам, преуспело Комсомольское сельское поселение – ранее одно из самых бедных в Омском районе (по уровню социально-экономического развития оно занимало 23-е место среди 24 населенных пунктов). Вплотную занявшись земельными ресурсами, Комсомольское стало "самым динамично развивающимся" и вышло на третье место.
Глава Комсомольского сельского поселения Омского района Сергей АУКИН отметил, что основная статья налоговых поступлений в их местном бюджете – это земельные налоги и арендные платежи, а главные плательщики – землепользователи. Земельные ресурсы являются там "экономической основой местного самоуправления". Комсомольскому поселению они приносят более 80% собственных доходов.
–Перед нами не стояло задачи забрать землю, – заявил Сергей АУКИН. – Задача стояла чуточку иная – чтобы каждый квадратный метр приносил пользу, чтобы каждый собственник выделил земельный участок и сдал его в аренду. Земля стояла с 1993 года, многие участки более 20 лет не обрабатывались. Были участки, которые обрабатывались, но незаконно. Люди получали деньги, но налоги и аренду не платили.
За три года в Комсомольском поселении, по данным его главы, было выделено 383 доли, а затем сформированы и сданы в аренду земельные участки общей площадью 3,5 тысячи га. Сергей АУКИН утверждает, что именно благодаря этой работе на их территорию вошли "Руском-Агро", "Морозовская птицефабрика", теплично-парниковый комбинат "Элита картофель", КФХ Константиновское, КФХ КНЫШ. В частности, "Руском" разместил в Комсомольском поселении 6 комплексов с современным оборудованием по выращиванию индейки. А КФХ КНЫШ – это, по словам главы района, "овощехранилище европейского уровня".
–В среднем за гектар у нас вышло 1420 рублей, – поделился глава Комсомольского поселения. – Землю мы сдали в аренду на минимально возможный по закону срок – пять лет. Те люди, которые взяли в аренду, имеют право по истечении трех лет выкупить данную землю по кадастровой стоимости. Кадастровая стоимость нашей земли на сегодняшний день – чуть более 100 миллионов рублей. Нас и это устраивает.
Сдача земли в аренду приносит поселению 4,8 млн рублей в год. При этом затраты на земельные работы составили чуть более 400 тысяч рублей. Эти деньги были выделены из бюджета Омского района.
Как отмечают представители района, помимо аренды и налогов правильно оформленная земля принесла поселению новые рабочие места, а за ними и рост НДФЛ, а также увеличение сборов по ЕСХН.
Ухаживай или уходи
На вопрос о законности отъема у пайщиков земли, доставшейся им в 1990-е годы по закону, Геннадий ДОЛМАТОВ заявил:
– Советский Союз закончился, паи раздали, хозяйство ушло. На каком-то поле осталась общедолевая собственность. Поле это не обрабатывается, собственники никак себя не проявляют – своих земельных долей не выделяют, то есть не получают свидетельства о государственной регистрации права. Как все шло, так и идет – они не занимаются своим собственным ресурсом. Сегодня у нас как у муниципалитета есть законное право данные земельные доли изъять как невостребованные. Для этого существует публичная процедура, которая длится от 9 месяцев до года. За это время каждый собственник имеет право заявить свои права на землю и все-таки свою долю выделить, чтобы распорядиться ей, как он считает нужным. Если этого не происходит, то вся земля уходит в собственность муниципалитета.
Сергей АУКИН добавил, что все, кто в их поселении пришел в суд и заявил о своих правах на земельный участок, а также должным образом его оформил, оставили себе землю.
Глава района отметил, что их задача была "не отнять землю, а пробудить собственников". Хотя при этом, добавил глава поселения, и "финансово получилось интересно".