Уклоняясь от налогов, директор Омской картографической фабрики Татьяна ОСИНЦЕВА всего лишь спасала предприятие
4 апреля в Куйбышевском районном суде состоялось первое слушание по делу директора АО «Омская картографическая фабрика» Татьяны ОСИНЦЕВОЙ, которая, согласно доводам прокуратуры, обвиняется в сокрытии крупной суммы денежных средств, предназначенной для уплаты недоимки по налогам (ст. 199.2 УК РФ). Дело рассматривает судья Людмила СЕЛЕЗНЕВА.
Согласно обвинительному заключению в период с 17 сентября 2013 года по 7 ноября 2014 года Омская картографическая фабрика задолжала бюджету налогов на общую сумму 24 млн 82 тысячи рублей. Налоговый орган истребовал организацию выплатить долг, однако данное требование осталось без удовлетворения. В связи с этим официальные счета фабрики, открытые сразу в трех банках – ОТП-банк, ВТБ24, Внешэкономбанк – были арестованы. А денежные средства, размещенные или поступившие на них, подлежали принудительному списанию.
– ОСИНЦЕВА, зная, что на расчетные счета руководимого ею предприятия выставлены кассовые поручения при наличии просроченной задолженности по уплате налогов, являясь единоличным распорядителем денежных средств ООО «Омская картографическая фабрика» в нарушение требований действующего законодательства РФ «О налогах и сборах», не имея возможности производить расходные операции по счетам банков, умышленно, с целью сокрытия денежных средств от уплаты недоимки по налогам и сборам в крупном размере в период с 13.12.2014 года по 4.10.2015 года распоряжалась денежными средствами предприятия, производя расчеты, минуя расчетные счета ООО «Омская картографическая фабрика», – прозвучало в обвинительном заключении прокурора Елены СИДОРОВОЙ.
По данным следствия, ОСИНЦЕВА, преступной целью которой являлось сокрытие денежных средств от принудительного взыскания по недоимке по налогам и сборам в крупном размере, будучи единственным финансовым распорядителем денежных средств, не имея возможности погасить недоимку, используя свое положение на предприятии, умышленно, в нарушение ст. 45 Налогового кодекса, ст. 243 Налогового кодекса, ст. 174 Налогового кодекса, направляла в период с 13.12.2014 года по 4.10.2015 года в адрес своих контрагентов – покупателей товаров – ООО «Сибкарта», ООО «Маркса 32», ИП Кучиной, ООО «Капитал», ООО «Сибирячка», ИП Ящук, ООО «Издательский дом», ООО «Дальневосточное геодезическое предприятие», ИП Тимофеева, ООО «Торговый дом «Светоч», ООО «Интертехстрой», ООО «Роскартография», ИП Хабибова, ИП Красноголовенко – распорядительные письма, место изготовления которых в ходе предварительного следствия не установлено, с указанием необходимости перечисления денежных средств на расчетные счета контрагентов-поставщиков. Это ООО «Интертехстрой», ООО «Премиум Александр Браун», ООО «Аверс», ООО «Браун Сибирь», ООО «Бумажный торговый дом», ООО «СБЦ», ООО «Сайберком-Восток», ООО «Приус», ООО «Милту», которые должны были поступить на расчетные счета ООО «Омская картографическая фабрика». Таким образом, на основании распорядительных писем в период с 13.12.2014 года по 4.10.2015 года на расчетные счета ООО «Интертехстрой», ООО «Премиум Александ Браун», ООО «Аверс», ООО «Браун Сибирь», ООО «Бумажный торговый дом», ООО «СБЦ», ООО «Приус», ООО «Милту», ООО «Сайберком-Восток», а также контрагентам – ООО «Марса 32», ООО «Капитал», ООО «Сибирячка», ИП Ящук, ООО «Издательский дом», ООО «Дальневосточное геодезическое предприятие», ИП Тимофеева, ООО «Торговый дом «Светоч», ИП Кацалилова, ООО «Интертехстрой», ООО «Роскартография», ИП Хабибова поступили денежные средства с назначением платежа «За ООО «Омская картографическая фабрика» в общей сумме 4 млн 395 тысяч 926 рублей.
Помимо этого, ОСИНЦЕВА в тот же период времени использовала для расчетов компании зарплатные счета в банке ВТБ24, открытые на ее имя, а также на имя главного инженера организации Александра ВЛАСЕНКО, не осведомленного о преступных намерениях ОСИНЦЕВОЙ. Таким образом, имея возможность погасить недоимку по налогам и сборам, ОСИНЦЕВА перечислила менее чем за десять месяцев, на указанные счета несколько «преувеличенный» размер заработной платы, необходимой для перечисления на расчетный счет, принадлежащий ей самой, а также на расчетный счет, принадлежащий ВЛАСЕНКО, денежные средства в сумме 7 млн 49 тысяч 357 рублей, которые в дальнейшем использовались для расчетов с контрагентами, минуя расчетные счета ООО «Омская картографическая фабрика».
Выходит, что«ОСИНЦЕВА умышленно создала ситуацию дефицита денежных средств на расчетных счетах компании в сумме 11 млн 445 тысяч 253 рубля. Таким образом, ОСИНЦЕВА совершила преступление, предусмотренное ст. 199.2 УК РФ».
По материалам дела, долговой шлейф тянулся за предприятием еще с 2012-го. Сама ОСИНЦЕВА приступила к делам только в сентябре 2014-го, когда общая сумма долгов, в том числе налоговых сборов, картографической фабрики превысила 43 млн рублей. Из них больше 10 млн – это налоговые сборы, 3,5 млн – перечисления в фонд социального страхования, 4 млн рублей – долги предприятия по заработной плате, 8 млн – задолженность поставщикам и клиентам и т. д. На данный момент, согласно показаниям самой ОСИНЦЕВОЙ, все эти обязательства погашены, а фабрика работает в обычном режиме.
– В 2013-м, когда Росимущество передало нам здание по ул. Куйбышева, 32, наши налоговые обязательства резко выросли – с 60 тысяч рублей до 10 млн рублей в год, – пояснила в ходе суда свидетель Татьяна ФАДЕЕВА, проработавшая на фабрике больше 30 лет в качестве главного бухгалтера, а ныне замдиректора.
Усугубил финансовое положение фабрики арест, наложенный службой судебных приставов на картонно-резальную машину и погрузочный аппарат, которые были необходимы в работе. В сентябре 2014-го Татьяна Владимировна направила два письма на имя главного судебного пристава Владимира ОСЬМАКА, а также бывшего начальника отдела судебных приставов № 1 по ЦАО города Омска Владимира СИНЕОКОГО, переарестовать имущество фабрики. Впоследствии приставы действительно наложили арест на здание бумажного склада картографической фабрики по ул. Новороссийской, д. 2, корп. 2. Но склад и земельный участок под ним так никто и не приобрел. Суд пытался выяснить причины, почему данное имущество так и не было реализовано у свидетеля Дениса КАМЫШЕВА, экс-сотрудника службы судебных приставов, но внятного ответа так и не было получено.
Выправить ситуацию и выкарабкаться из глубокой долговой ямы фабрике в конечном итоге помогла продажа бывшего здания ООО «Омская картографическая фабрика» по ул. Таубе, д. 13, которое было реализовано в октябре 2015-го. По словам свидетельницы ФАДЕЕВОЙ, сумма, вырученная от продажи, с лихвой покрыла все долги предприятия.
Свидетельница дала показания в пользу своего начальника и рассказала суду, что к серым схемам расчетов с клиентами руководство фабрики привела нелегкая финансовая ситуация. В обход расчетным счетам, которые длительное время находились под арестом, сотрудники фабрики убеждали своих клиентов производить авансовые платежи непосредственно контрагентам, у которых закупали бумагу. При этом, несмотря на обходные пути в расчетах, на каждый потраченный рубль в бухгалтерию были предоставлены чеки и соответствующие отчеты.
– В преддверии учебного года мы просто не могли сорвать учебный сезон. Наши поставщики занимаются оптовыми продажами товаров для школьников, они покупают у нас учебные атласы по истории и географии, мы не могли им отказать, – поведала ФАДЕЕВА.– Но если бы мы пошли прямым путем, через официальные счета, то деньги сразу же изъяли бы в счет погашения долгов, а фабрика бы стояла без работы. Если бы мы не воспользовались такой системой расчетов, то предприятие бы обанкротилось.
Кроме того, ФАДЕЕВА, не называя имен, в ходе дачи показаний, сделала предположение, что заинтересованным лицам было выгодно фабрику обанкротить, ведь ее уставный капитал с 2012-го составляет свыше 907 млн рублей.
Похожие показания прозвучали из уст главного инженера предприятия Алексея ВЛАСЕНКО и начальника отдела оптовой реализации и маркетинга Виктора БАРАНОВСКОГО.
– Другого выхода, не минуя расчетные счета предприятия, у нас для работы не было, иначе мы не сдвинулись бы с места, – рассказал Виктор Всеволодович.
Согласно его показаниям, стоимость бумаги в общей сумме заказа занимает не менее 60–80%, но на закупку расходных материалов у фабрики не было денег, поэтому им приходилось уговаривать клиентов вносить платежи за картографическую фабрику контрагентам. При этом от серых сделок в тот период все равно отказались две трети клиентов фабрики. От работы с вновь привлеченными клиентами из-за отсутствия возможности работы по официальным счетам вообще пришлось отказаться.
– Мы экономили каждую копейку, и расчеты по зарплатным картам были выгодны, по ним сумма комиссии не превышает 0,2%, в то время когда за обычные перечисления банк взимает от 1,5 до 2%, – пояснил главный инженер Алексей ВЛАСЕНКО.
По словам самой ОСИНЦЕВОЙ, карты с возможностями таких расчетов были выданы только ей и ВЛАСЕНКО, остальные 83 сотрудника фабрики получали заработную плату на обычные счета. Именно наличие расширенного пакета финансовых возможностей держателей вип-карт натолкнуло ее на использованные схемы для расчетов с клиентами.