Гендиректор федеральной экспертной сети «Клуб регионов» Сергей СТАРОВОЙТОВ на пресс-конференции в Доме журналистов 13 февраля
представил анализ политической ситуации в Омске в преддверии выборов городского совета и мэра, которые должны состояться в 2017 году.
О рейтингах партий
То, что я вам сегодня расскажу, – некая закрытая аналитика по основным тенденциям текущего сезона. Свежая февральская социология говорит о том, что нисходящий тренд «Единой России», который был обозначен в прошлом году, продолжается. Сейчас рейтинг «Единой России» в Омске оценивается в 32% с потенциалом роста до 40%, но здесь часть ответов так называемые социально одобряемые, и на выборах мы увидим у партии власти меньший процент. Таким образом, сегодня в Омске количество протестных избирателей практически в два раза превышает количество сторонников партии власти. Для «Единой России» ситуация критическая, но это вместе с тем хорошая новость для партии, потому что ниже просто падать некуда. Рейтинг КПРФ сейчас – 35% (потенциал – 40%), сторонников у «Справедливой России» – 10% (потенциал до 16%), наконец, у ЛДПР – 13% с риском упасть до 10%.
О задачах партий
Основной вопрос предстоящих выборов в горсовет – победят ли коммунисты. Для федерального руководства страны не важен состав одномандатников, не важен даже контроль в местном совете. Это мы увидели на примере Заксобрания, где сейчас абсолютное большинство единороссов, но в ответ руководство партии тем не менее сняло Александра АРТЕМОВА с должности секретаря. Для Москвы важен процент. Все, что будет происходить в 2017 году в регионах, станут рассматривать в контексте президентской избирательной кампании, которая пройдет в 2018 году и которой важен процент поддержки действующей власти.
У КПРФ сегодня задача – удержать процент и победить на большем количестве одномандатных округов. Омским единороссам нужно в этой ситуации подключиться к федеральной избирательной кампании. Других способов вытянуть выборы у них не будет, надо создать некий положительный образ будущего. При этом есть задача обеспечить явку, не разгоняя при этом протест. У ГУСЕЛЕТОВА в «Справедливой России» тривиальная задача – найти выдвиженцев, чтобы закрыть все 20 округов, и поддержать их некой фоновой кампанией, родить новые смыслы. Сегодня это партия, не имеющая цели, не имеющая задач. У ЛДПР задача – закрыть округа и придумать идеи в отсутствие риторики ЖИРИНОВСКОГО.
Победит та партия, которая найдет точки электорального роста, в частности за счет двух сложных категорий – «сердитых горожан» лет 25 – 40, которые не ходят на выборы и недовольны происходящим, и молодежи 18 – 25 лет. Последняя категория либо не голосует, либо голосует протестно. С этими людьми партии не знают, что делать.
Все партии будут опираться на коммунальную повестку, не имея ничего лучшего в запасе, но это большая ошибка. Огромная толпа кандидатов, в том числе и единороссовские, будут ходить и критиковать власть. Возникнет диссонанс в позиционировании, и все это будет понижать процент голосования за ЕР.
О партийных лидерах
Из нынешних партийных боссов самое устойчивое положение у АЛЕХИНА. Почему именно у АЛЕХИНА, а не у КРАВЦА? КРАВЕЦ скорее свадебный генерал, а электоральными процессами занимается АЛЕХИН. У господина ТЕТЯННИКОВА положение самое неустойчивое. Также как и ТЕТЯННИКОВ, ГУСЕЛЕТОВ с ТРУБИНЫМ тоже не имеют личного опыта участия в широкой избирательной кампании и не обладают достаточным личным авторитетом, что усложняет процесс привлечения средств на выборы. Нужно понимать, что начинать подготовку к выборам надо в апреле – мае, те, кто будет стартовать позже, окажутся в более уязвимом положении.
О новой схеме нарезки городских округов
Есть одна любопытная тенденция – наиболее существенные изменения произошли на округах с 1-го по 11-й, а с 12-го по 20-й изменений практически не было. А что для кандидата в горсовет является активом? Его избирательный округ. Тот, кто является депутатом этого созыва, их «кормил» пять лет, красил им качели, покупал печенюшки, а теперь ему говорят: мы у вас заберем пол-округа, а вам нарежем новую территорию. Для депутата это стрессовая ситуация. Когда были попытки перенарезать округа на Заксобрание, ситуация доходила до открытых конфликтов. В городе у кого-то теперь остался старый, кому-то нарезали новый. Гипотетически это говорит о том, что нарезка округов могла быть сделана в пользу конкретных депутатов. Возможно, это попытка сформировать пул кандидатов, лояльных тем, кто эти округа перенарезал. Это выгодно в первую очередь действующему мэру Омска, особенно после его заявлений о том, что он, возможно, пойдет на новый срок. Хотя это заявление скорее некий троллинг общественности или попытка получить какой-то новый пост.
Судя по нарезке, архитекторы этих изменений считают, что новых лиц в горсовете будет не много. Предполагаю, что активность будет высокая на выборах, но две трети горсовета тем не менее сохранится, по партийным спискам будут в основном те же депутаты, часть одномандатников останется прежних.
О группах влияния
На выборах в горсовет может повториться ситуация, которая произошла на последних выборах в Заксобрание, когда группы влияния «распределили» между собой мандаты по одномандатным округам. Каждая группа влияния постарается получить определенное количество мандатов «по квоте». То есть на безальтернативной основе кандидаты будут проведены через праймериз «Единой России», получат некоторые конкурентные преимущества и победят на округе при условии, что голосовать там будет больше и не за кого. В тех регионах, где нет конфликтов элит, это происходит очень спокойно – в кабинете вице-губернатора по внутренней политике. Но у нас в регионе нет центра, который бы так сделал и не допустил пограничных конфликтов, группы будут конкурировать друг с другом. В результате страдает вся система власти. Если случится конфликт групп влияния, это приведет к углублению межэлитных противоречий. За войну элит, которая всерьез влияет на политическую стабильность в регионе, может пострадать губернатор. Причем ситуация внутриэлитной войны будет экстраполироваться еще и на выборы мэра Омска. Та группа, которая получит своего мэра, получит политические и экономические преимущества на определенный период. Сейчас лидеры элитных пулов стараются стать держателями депутатских групп. Нельзя исключать и альтернативных политических сценариев, таких как досрочные выборы горсовета, выборы мэра новым составом горсовета.
О рисках для губернатора
В ситуации выборов горсовета и мэра Виктор Иванович рискует очень серьезно. Основной показатель – процент, который город отдаст за ЕР нынешней осенью. Если будет незначительная явка и КПРФ выиграет, позиции губернатора окажутся слабыми. Факторы, которые могут также на это повлиять, – существенный провал по явке, проигрыш коммунистам в процентах, снижение рейтинга «Единой России» к уровню прошлого года (тогда было 28%), публичные внутриэлитные конфликты, скандалы при выборах мэра Омска и выражение социального недовольства в опорных группах избирателей (учителя, врачи, военные, рабочие крупных предприятий и так далее).
Сложно разгадать стратегию федеральных властей насчет губернаторов. Понятно, что они начитались «Антихрупкости» ТАЛЕБА, и решили полагаться на антихрупкие, то есть устойчивые конструкции. Но нельзя говорить, что пошел, например, тренд силовиков, которых действительно назначили в нескольких регионах. Сейчас новый тренд – молодых технократов. Но их тоже будет только 4-5. Чтобы губернатору сохраниться, он должен понимать, как он позиционирует себя для президента, должен понимать, что отвечать на вопрос: зачем я нужен президенту? КАДЫРОВ честно сказал: я солдат, я пехотинец ПУТИНА. САВЧЕНКО, например, – православный региональный лидер. А те губернаторы, которые не спозиционированы, не нашли свое место в конструкции власти, не очень устойчиво себя чувствуют, и с ними всякие неприятности случаются.
Особенность омской власти в том, что у нас вся политика сосредоточена под ковром. Надо работать с конечным потребителем, с избирателем. А избирателю нужно постоянное ощущение диалога. Как говорят психологи, надо над отношениями работать, а у нас власть над ними не работает. Местная традиция – разговаривать в кабинетах, а не на улицах, а потом удивляются, что две трети голосуют за кандидатов от протеста.
О кандидатах в мэры
Кто может повлиять на результаты выборов мэра? Понятно, что есть депутатские группы, которые планируют разыграть свою игру, есть действующий мэр, действующий губернатор. Коммунисты тоже могут выступить вместе с той или иной группой, потребовав взамен какие-либо посты – председателя горсовета, зампреда горсовета или вице-мэра. Для них эта ситуация была бы интересна. Сейчас рождается как раз тот огромный конфликтный пузырь, который будет развиваться с марта и вплоть до президентских выборов. Что произойдет, если сейчас группы не договорятся и одни будут тащить в мэры МЕРКУЛОВА, другие ШЕЛЕСТА, третьи АНТРОПЕНКО? Нельзя забывать, что есть такой серьезный политический игрок, как бывший губернатор региона. Бывший губернатор любит играть в такие ситуации, когда все передрались, и тут появляется некая компромиссная фигура. И все скажут: бог с ним, нормальный же мужик, пусть занимается. Такой сценарий я тоже не исключаю. Комиссионное назначение мэра в Омске в любом случае не пройдет без скандалов.
О собственных интересах
Я не уверен, что буду в период предстоящих избирательных кампаний в Омске, я и сейчас здесь наездами. Я не ищу пока предложений, потому что у меня есть другие интересы, на которых я сосредоточен, не связанные с Омском.