При обсуждении вопросов, с которыми сталкивается мэрия при реализации приоритетного проекта «Формирование комфортной городской среды», общественникам и чиновникам так и не удалось найти общий язык.
Омские чиновники привычно жонглируют цифрами, измеряя комфорт горожан квадратными метрами заасфальтированных дорог, а общественники хотят видеть не только дороги, но и качественно организованные общественные пространства и требуют пересмотра градостроительных документов. О специфических проблемах Омска обозреватель «КВ» Николай ГОРНОВ поговорил с председателем Омского регионального отделения Всероссийского Совета местного самоуправления Игорем ЗУГОЙ.
– Игорь Михайлович, на ваш взгляд, насколько актуальна для Омска проблема формирования комфортной городской среды? И как с этой задачей справляются чиновники?
– Сама постановка задачи преобразования условий проживания в современном городе, в частности в городе Омске, безусловно, актуальна. Наш город создавался в эпоху индустриализации и во времена переброски военно-промышленных мощностей в период войны. Тогда было не до комфорта. Не случайно в публицистике 90-х годов появилось понимание градообразования как следствия развития промышленных объектов. Промышленные предприятия были системообразующим фактором развития города. Заложенная в советские годы инфраструктура промышленных объектов и сейчас определяет противоречия в формировании городского пространства. Как выразился один из экономистов, на доске расставили фигуры для игры в шашки, а играть пришлось в шахматы. Фактически те системные проблемы, решение которых предполагается в ходе реализации приоритетного проекта «Формирование комфортной городской среды», являются прямым следствием заложенных в предыдущие десятилетия проблем градостроительства.
– А в чем главная проблема, на ваш взгляд?
– Главная проблема в том, что администрация города все еще не может перейти на системный принцип формирования этой самой комфортной городской среды. Мы все видим, что администрация действительно старается, проявляя существенные усилия по ремонту дорог. Но эти усилия в некотором смысле не достигают результата, поскольку правы и представители экспертного сообщества, которые напоминают чиновникам, что городская среда основывается не столько на дорогах, сколько на благоустройстве городских улиц. Но даже если мэрия справится и с этой этой задачей, появится очередной запрос от неудовлетворенных горожан.
– Потому что у Омска много проблем...
– Потому что спектр запросов горожан практически безграничен. Проблема взаимоотношения горожан и власти появилась вместе с образованием городов. Если кто забыл, можно посмотреть архивные документы, но в конце 19 века, например, в повестках заседания городской думы стояли вопросы о вывозе мусора из города, о работе городской канализации, о бездомных собаках. Как мы видим, повестка осовременилась, но принципиально изменилась не сильно. Проблемы мусора, канализации и бездомных собак остаются актуальными.
И изменить эту ситуацию возможно только сменой парадигмы развития города, в которой нужно ставить управленческие задачи по переходу к системному, то есть одновременному изменению отдельных компонентов как городской инфраструктуры, так и системы социального взаимодействия. Управление по принципу тушения пожара всегда актуализирует застарелые проблемы в других сферах. Как только значительно улучшится качество дорожного покрытия, население обязательно вспомнит о нерешенных экологических проблемах, о проблемах в городских парках, о капитальном ремонте жилого фонда и о многом другом.
И здесь, кстати, мы очень часто сталкиваемся с неуважением горожан к существующим реальным достижениям в развитии города, что создает атмосферу неустроенности и желания молодежи покинуть город. Многие общественные организации и граждане города могут легко назвать адреса проблемных дорог, но тот факт, что у нас асфальтовое покрытие на метромосту простояло десять лет, не фиксируется в общественном сознании. Если хотите, смена общественного сознания на позитивное восприятие – это тоже одна из парадигм городской среды, которая требует системного изменения.
– Иначе говоря, вытягивая одну ногу из болота, мы вязнем в этом болоте еще больше?
– Именно так. Концентрация усилий на решении конкретной проблемы дорог обязательно приведет к отставанию других элементов городского жизнеобеспечения. Это следствие, кстати, и целевого финансирования, когда реализуются программы городской модернизации, не увязанные друг с другом в контексте системного развития территории. Допустим, город получает субвенции, транши на строительство детских садов, но при этом нет денег на дополнительные светофоры и дороги в местах, где эти детские сады будут строиться. И добросовестный муниципальный чиновник – а такие еще есть – будет находиться в постоянном управленческом стрессе, когда отсутствие комплексного решения сводит на нет выполнение целевых программ. Поэтому я убежденный сторонник введения сводных индексов комфортности городской среды как ориентиров для системного изменения качества жизни. Преимущественный рост одной ветви искажает симметрию всего дерева.
– И что делать? С чего, как вы считаете, нужно начинать?
– Еще в 2010 году мне, как председателю Омского регионального отделения Всероссийского Совета местного самоуправления, приходилось участвовать в общегородских дискуссиях, где вырабатывался принцип параллельного развития и модернизации городской инфраструктуры. Когда произошла передача социальных объектов с баланса омских предприятий в муниципальное управление, городской бюджет сразу получил мощнейшую нагрузку, к которой не была готова ни система администрирования, ни сами управленцы. В современных же условиях, я считаю, задачи по благоустройству, как и в советское время, необходимо возлагать на предприятия. Это необходимо сделать по той простой причине, что городской бюджет не справится с этой задачей. В соседней Тюмени, когда губернатором региона был Сергей СОБЯНИН, большую долю нагрузки распределили по территориальному принципу на хозяйствующие субъекты, и от этого объективно не уйти и Омску. И еще раз повторюсь, нам нужно прекратить эти броски на каждую отдельную городскую проблему. Кризис у нас системный, поэтому нужно постепенно, но при этом одновременно менять все сферы городской жизни.