Сельского главу в Кормиловском районе понуждают отказаться от дешевого газа в пользу дорогого угля
В одном из последних номеров «КВ» рассказали о том, как глава сельского поселения в Черлакском районе пытается забрать в бюджетную собственность оборудование котельной, приобретенное за счет средств частных инвесторов. Как выяснилось, в сфере теплоснабжения организаций бюджетной сферы и в других районах Омской области много любопытного.
В Кормиловском районе, например, много поселений, в которых бюджетные потребители продолжают топиться углем, несмотря на то, что на территорию подведен газ. Очевидно, что и главы поселений, и вышестоящие власти при этом не могут не понимать: теплоснабжение за счет газовой котельной обойдется бюджету и жителям дешевле. Котельные, снабжающие теплом муниципальные объекты в семи селах Кормиловского района, упоминаются, кстати, и в письме министра экономики Омской области Оксаны ФАДИНОЙ к саморегулируемой организации энергоаудиторов (скан письма от 22 февраля текущего года есть в редакции). Речь в письме идет о тех теплоисточниках, энергия от которых бюджетным потребителям обходится дороже, чем обходилось бы отопление электрическое – дороже 5756 рублей за Гкал. «Наиболее высокие тарифы на тепловую энергию отмечаются в основном по котельным, отапливающим только объекты бюджетной сферы», – подчеркивает Оксана ФАДИНА в письме.
У учредителя компании «ЮзаЭнергоТерм» Дмитрия ПАНЧЕНКО «КВ» разузнали реальные цифры. Компания участвовала в проведении газа в ряд поселений Кормиловского района – Некрасовку, Зотино, Георгиевку и так далее и готова подключать потребителей, создавая за свой счет модульные либо встроенные котельные. Средний тариф предприятия по 2016 году порядка 2800 рублей за Гкал. «Мы могли бы отапливать бюджетные здания и жителей в Кормиловском районе по ценам в два–три раза ниже тех тарифов, которые установлены для этих потребителей сегодня. Угольное отопление обходилось в прошлом году тамошним потребителям по цене превышающей в ряде случаев 10 тысяч рублей за Гкал», – говорит ПАНЧЕНКО. Открываем соответствующий приказ РЭК Омской области на 2016 год: по котельной, от которой запитана школа в Некрасовке, тариф на вторую половину года составлял почти 7800 рублей за Гкал, а потребителям котельной в селе Богдановка (к которой подключена в том числе и местная школа) на второе полугодие и вовсе выставили тариф в 11231 рубль за Гкал!
Попытки изменить ситуацию поселковым главам выходят боком. Так, в селе Георгиевка Кормиловского района все здания бюджетной сферы – и школа, и детский сад, и ФАП, и поселковая администрация, и Дом культуры – отапливались до последнего времени от угольной котельной по тарифу выше 5 тысяч рублей за Гкал компанией «Алерон». Не было бы счастья (читай: экономии бюджетных средств), но прямо перед Новым годом изношенная теплосеть в селе вышла из строя.
– С 26 на 27 декабря образовался порыв на теплотрассе, – рассказал в телефонном разговоре обозревателю «КВ» глава Георгиевского сельского поселения Леонид КОЗМИН. – Пока устранили порыв, подводящая теплотрасса от детсада до Дома культуры перемерзла. ДК по адресу: Ленина, 20а остался без тепла. До настоящего времени поставщик – компания «Алерон» – не приложил усилий к ремонту теплотрассы и восстановлению теплоснабжения на объекте. Что мне оставалось делать в этой ситуации? Я договорился с компанией «ЮзаЭнергоТерм», они мне помогли отремонтировать внутреннюю систему теплоснабжения в здании ДК и подвели газ.
При этом новый поставщик обеспечил бюджетному потребителю возможность платить за тепло едва ли не в два раза меньше, и Леонид КОЗМИН таким результатом доволен несмотря на то, что расходы на отопление – это проблемы не местного бюджета, а регионального.
– Мне, по большому счету, должно быть все равно, сколько это стоит, ведь дотации на тепло мне дает область. Но речь ведь идет о бюджетных деньгах, сэкономив которые можно решить какие-то другие вопросы. Конечно, газом топить выгоднее, – рассуждает Леонид КОЗМИН.
– Казалось бы, региональные власти должны были главу, решившего вопрос в короткий срок и с экономией для бюджета, пусть не аплодисментами наградить, но хотя бы молчаливым одобрением. Не тут-то было! Буквально на днях я узнал, что на него за проявленную инициативу сейчас давят, – рассказывает Дмитрий ПАНЧЕНКО. Главе поселения, по информации «КВ», указано на необходимость вернуться к прежнему поставщику тепла. Сможет ли КОЗМИН, зависящий, как и остальные представители местного самоуправления, от дотаций из вышестоящего бюджета, справиться с прессингом, неизвестно.
– Сейчас «Алерон» прислал мне письмо о том, что если я не верну им Дом культуры, то они на меня подадут в суд и будут взыскивать большие суммы, потому что у них произошло снижение полезного отпуска тепла. Я им здание ДК отдавать не собираюсь – ведь пальцем о палец не захотели ударить, когда оно разморозилось, да и сейчас не пытаются теплотрассу исправить, – рассказывает Леонид КОЗМИН.
На вопрос, почему глав понуждают отдавать предпочтение более дорогостоящим источникам тепла, собеседники «КВ» ответ дать не смогли. Очевидно, что страдают в этой ситуации не только местные бюджеты и жители, но и бюджет региональный, из которого дотируют муниципалов. «Главам дается, наверное, негласное указание пользоваться услугами по теплоснабжению от муниципальных и прочих ТСО, тогда как наши, более доступные по цене, предложения о поставке тепла от созданных за наши средства источников игнорируются», – комментирует Дмитрий Николаевич. Причем предлоги для отказа, которые озвучивают чиновники разных уровней, по его словам, звучат явно надуманные, имеющие под собой только одну цель – унять более эффективного частника и создать ему барьер для входа на рынок.
– Подробную информацию о существующих барьерах мы отразили в ответе на запрос Управления ФАС по Омской области. Думаю, антимонопольную службу эти сведения заинтересуют. Ведь ситуация, когда на рынке всяческими способами нивелируется конкуренция, не только вредит бюджету и жителям, но и не согласуется с действующем законодательстом, – говорит ПАНЧЕНКО.
Конкуренцию на этом рынке предусматривает в том числе статья 12 ФЗ №-190 ФЗ «О теплоснабжении», где говорится, что одним из оснований для создания конкурентного рынка на территории поселения является наличие на ней развитой газораспределительной системы. То есть закон прямо предписывает властям пользоваться имеющимися возможностями по снижению стоимости услуг.
В ином случае, как считает Дмитрий ПАНЧЕНКО, речь может идти и о нарушении антимонопольного законодательства, согласно которому установлен госконтроль за действиями, которые могут привести к«ущемлению интересов потребителей товара, в отношении которого применяется регулирование в соответствии с настоящим Федеральным законом либо сдерживание экономически оправданного перехода соответствующего товарного рынка из состояния естественной монополии в состояние конкурентного рынка» (цитата по ст. 7 п. 1 ФЗ № 147).
Выход из этого не очень красивого положения у властей, как полагают в «ЮзаЭнергоТерм», простой:
«Необходимо выполнять обязательные требования Федерального законодательства в области теплоснабжения, в том числе и ФЗ-190 Ст. 23 п. 8. «Обязательными критериями принятия решении в отношении развития системы теплоснабжения являются: 2) минимизация затрат на теплоснабжение в расчете на каждого потребителя в долгосрочной перспективе; 5) согласование схем теплоснабжения с иными программами развития сетей инженерно-технического обеспечения, а также с программами газификации».
В случае если в поселении есть развитая газораспределительная сеть, органы власти обязаны, в целях минимизации затрат потребителей, провести конкурсные мероприятия по поставке тепла. И бюджетный потребитель должен принять то предложение, которое при прочих равных условиях обойдется ему дешевле. А сегодня по непонятным причинам и частному инвестору не дают возможность вкладывать средства в теплоснабжение, и средства бюджета и жителей расходуются не экономно. Вот как результат и получается, что задача вышестоящего чиновника в том, чтобы доказать чиновникам пониже, что без дотаций сверху они и пикнуть не могут, и на многочисленных совещаниях разводить руками: Москва денег не дала, сделать ничего не можем. А тут появились мы – компания, которая на практике доказывает, что и без бюджетных вливаний можно существенно снижать стоимость теплоснабжения. И этим мы, к моему большому удивлению, оказались кому-то крайне неугодны, – заключает Дмитрий ПАНЧЕНКО. «КВ» сообщат читателям о реакции антимонопольного ведомства на предоставленную компанией «ЮзаЭнергоТерм» информацию.