Все рубрики
В Омске пятница, 29 Марта
В Омске:
Пробки: 4 балла
Курсы ЦБ: $ 92,2628    € 99,7057

Инна ПАРЫГИНА: «Межбюджетные отношения четко встроены в вертикаль, и идея о самостийности даже не пребывает в голове»

19 октября 2017 09:33
0
2510

13 октября в городском пресс-клубе пресс-конференцию дала заместитель мэра города, главный финансист Омска Инна ПАРЫГИНА

Речь шла о городском бюджете на 2018 год, проект которого мэрия в этот день как раз направила в горсовет. «КВ» представляют ключевые ответы Инны Александровны на вопросы журналистов.

О корректировках планового документа

Как известно, мы формируем бюджет на трехлетний период, и наши прежние планы на бюджет-2018 в этом году нам пришлось корректировать из-за прогнозного снижения собственных доходов от аренды земельных участков. Причина тому – долгие мучительные споры с бизнес-сообществом в части обоснованности исчисления арендной платы в рамках Постановления Правительства Омской области № 108-п. Новые коэффициенты для расчета арендной платы вступят в силу с 1 января, арендные платежи будут снижены, и в сравнении с нашими прежними планами бюджет недополучит по этому источнику 396 млн рублей. В итоге мы сейчас вынуждены были сформировать бюджет с максимально возможным дефицитом на уровне 9,8% (а изначально планировали его зафиксировать на уровне 3%).

О доходах

 Объем доходов бюджета-2018 согласно проекту составит 14 млрд 77 млн рублей. Собственные доходы составят 7,906 млрд рублей (в редакции на трехлетний период – 8,23 млрд рублей). Безвозмездные поступления из вышестоящих бюджетов составят 6,171 млрд рублей (а ранее было запланировано 5,757 млрд рублей, то есть поступит на 413 млн рублей больше, чем планировалось).

Что касается предложений, сформулированных нами и кандидатами в горсовет в ходе предвыборной кампании, в областном правительстве нас поддержали в части перераспределения в пользу городской казны транспортного налога. Предполагается подготовка соответствующего проекта областного закона. Другие наши предложения не были приняты –ни по распределению доли от НДФЛ, ни по зачислению штрафов за нарушения ПДД. Я думаю, не 4,5 копейки с собранного рубля в следующем году будут в бюджет города поступать, а даже меньше.

Если говорить о других доходных источниках, бизнес нужно убеждать отдавать городу больше. Если в 2011 году нам бизнес платил земельный налог в размере 3,2 млрд рублей, то в текущем году 750 млн рублей. Если вернуть этот объем, в течение трех лет можно было бы погасить весь муниципальный долг города. Но, к сожалению, вопрос кадастровой стоимости земли не зависит от нас. Если раньше возможность сговора бизнеса с оценщиком была исключена, то сейчас механизм настолько упростился для них, что мы вынуждены доходить до Верховного суда, чтобы отстоять свои позиции.

Мы полагаем, что увеличим в следующем году на 44 млн рублей доходы от предоставления мест для размещения рекламных конструкций, а также увеличим доходы от размещения нестационарных торговых объектов. Кстати, когда мы несколько лет назад в пять раз увеличили плату по нестационарным торговым объектам, бизнес негативно это воспринял, но за три года мы убедились в правильности этих позиций. Бизнес теперь дает 10-15-кратный рост цены при аукционных процедурах на эти места, и если мы раньше в среднем за киоск 5 000 рублей получали, то последние аукционы произошли при 1,5 млн рублей за киоск. То есть рост поступлений многократный при общем сокращении количества таких объектов.

О расходах

Расходы составят 14 млрд 853 млн рублей, дефицит – 775 млн рублей. По-прежнему 70% расходов – расходы социальной сферы. В текущем году в проекте бюджета, в частности, заложено наше софинансирование на строительство двух школ – на 550 мест на улице Завертяева и на 1000 мест в микрорайоне Амурский-2. Что касается последнего объекта, сейчас работаем с бизнесом, с другими регионами с точки зрения приобретения готового проекта, чтобы не тратить время и силы на проектирование.

За период реализации программы 300-летия и майских указов Президента только площадь помещений дошкольного образования возросла на 113 тыс. кв. м, соответственно, расходы на содержание и коммунальные услуги по детсадам возросли в сравнении с 2012 годом в полтора раза. Еще одна большая проблема – устранение предписаний надзорных органов, особенно такие капиталоемкие, как ремонт кровель в образовательных учреждениях города. В текущем году на кровли в 26 учреждениях выделено 33 млн рублей, на 2018 год мы заложили около 100 млн рублей.

Понятно, что мы сохраняем софинансирование по программе «Безопасные и качественные дороги» и на 50 млн рублей своих денег привлечем 1 млрд рублей. В 2018 году мы должны завершить ремонтные работы, а с 2019 года сможем начать строительство дорог, у нас есть проекты, которых ждут омичи, в первую очередь это дорога от 3-й Енисейской до ул. Перелета, а сейчас в проекте бюджета мы заложили проектирование еще двух крупных объектов – транспортного узла в районе ул. 6-я Станционная и устранение узкого «горлышка» по Красноярскому тракту.

К бюджету 2018 года, я думаю, будет применимо определение, которое я давала бюджету 2017 года, – это бюджет социальной ответственности власти перед жителями. Хотя, конечно, средств не хватает, и в этих условиях мы недодали всем понемногу.

Так, на повышение зарплаты работникам бюджетной сферы у нас своих денег пока недостаточно, но у нас есть твердая договоренность с областным правительством о том, что нас поддержат.  Цена вопроса для нас – 300 млн рублей.

О муниципальном долге

Объем муниципального долга, который, согласно бюджетному законодательству, могут иметь недотационные муниципальные образования, составляет не выше 100% от собственных доходов, то есть у нас на 2018 год не выше упомянутых мной 7,906 млрд рублей. Сегодня объем муниципального долга – 5,6 млрд рублей, за четыре года мы приросли на 3,136 млрд рублей. Хочу сразу пояснить, чтобы не было инсинуаций о том, что город загоняют в долги. За прошедшие 4 года мы направили на софинансирование объектов адресной инвестиционной программы собственные средства в объеме 3,55 млрд рублей. То есть все деньги, которые привлекались в качестве заимствований, мы направляли на развитие города. При этом на эти 3,55 млрд рублей мы привлекли из областного и федерального бюджета 13,5 млрд рублей. Можно было не привлекать кредитные ресурсы, но мы бы тогда стояли на месте, не получили этих денег и ничего бы не построили. А так мы смогли построить 17 многоквартирных домов, три школы, шесть объектов дорожного хозяйства и так далее за эти четыре года. Что касается больших объемов муниципальных заимствований в течение года: мы просто перекредитовываемся, размер долга не растет. Сегодня это позволило нам снизить ставку на уровне ниже ставки рефинансирования. На начало года ставка у нас составляла выше 11%, а последние аукционы состоялись уже под 8,49%. И дальше будем продолжать наблюдать за финансовым рынком, по-прежнему думаем о перспективах размещения муниципального облигационного займа. У нас есть финансовые аналитики, в том числе и на коммерческих условиях с нами работают, так что за ситуацией на рынке мы следим.

В текущем году расходы на обслуживание нашего долга запланированы в размере 530 млн рублей. Да, это много. Но сегодня практически ни один субъект РФ и очень мало муниципалитетов живут на свои собственные деньги. Все живут в кредит, в том числе и федеральный бюджет. Будут деньги – рассчитаемся.

О безвозмездных поступлениях

Наших собственных доходов недостаточно для исполнения наших полномочий и удовлетворения потребностей жителей, и мы будем стараться привлекать средства вышестоящих бюджетов. Мы уже сейчас заявляемся в федеральные целевые программы вместе с региональными министерствами. В текущем году и федеральный бюджет, и федеральная повестка дня значительно переориентированы в пользу субъектов и муниципалитетов. Так, уже сейчас максимальное количество субсидий в проекте федерального бюджета распределено в разрезе субъектов. В текущем году срок заключения соглашений на привлечение этих субсидий для регионов устанавливался до 1 марта, в следующем году – до 1 февраля. То есть регионы уже с 1 февраля смогут работать с этими деньгами, распределяя их нам.

Кроме того, доля софинансирования из федерального бюджета в следующем году будет более комфортной. Сейчас, в 2017 году, она составляет 79%, то есть 21% мы оплачивали совместно с регионом, а в следующем году доля Федерации увеличится до 86%. Мы при этом будем по-прежнему закладывать свои 5% и сможем таким образом реализовать задуманные идеи.

В целом же безвозмездные поступления приближаются к размеру собственных доходов, нам сохраняют только те полномочия, которые прямо закреплены за городом: благоустройство, поддержание порядка, содержание учреждений. Межбюджетные отношения при этом четко встроены в вертикаль, и идея о самостийности даже не пребывает в голове. Для реализации этой вертикали и выстроен механизм участия в госпрограммах отраслевого характера.

О транспорте

На компенсации выпадающих доходов перевозчикам в 2018 году предусмотрено 400 млн рублей вместо 250 млн рублей текущего года. Мы отчетливо понимаем, что 400 млн – это минимум, и нам придется изыскивать дополнительные резервы. Сколько? Это будет зависеть от тарифа. Если экономически обоснованный тариф на проезд сохранится на уровне текущего года, нам этих 400 млн почти хватит. Но я так полагаю, что он все же возрастет, как минимум, на 4% инфляции. Мы в любом случае будем по-прежнему сдерживать стоимость проезда на уровне 22 рублей, а уж до какого времени, обсудим открыто. 

Комментарии
Комментариев нет.

Ваш комментарий


Наверх
Наверх
Сообщение об ошибке
Вы можете сообщить администрации газеты «Коммерческие вести»
об ошибках и неточностях на сайте.