В рамках проекта «Омская промышленность», начатого «Коммерческими вестями» год назад, обозреватель-аналитик нашего издания Николай ГОРНОВ побывал на заводе «Омский каучук», выпускающем большой ассортимент нефтехимической продукции
Первый брикет каучука завод выдал в октябре 1962 года, и сегодня предприятие готовится отмечать свой 55-летний юбилей. О трудностях, достижениях, буднях и дальнейших перспективах «КВ» поговорили с гендиректором «Омского каучука» Николаем КОМАРОВЫМ.
– Николай Петрович, история завода «Омский каучук», или, как его называли, Омского завода СК, богата на события. Именно в Омске, насколько я помню, впервые в СССР начали производить метилвинилпиридин...
– Да, это было ценное сырье для фармацевтической, пищевой, витаминной и лакокрасочной промышленности. И впервые в СССР был успешно апробирован новый метод получения ацетальдегида – сырья для производства пластмасс. Мы первыми в СССР получили его методом прямого окисления этилена – на тот момент это была самая экономически эффективная и инновационная технология.
– То есть предприятие было инновационным в 60-80-х гг.?
– Так и есть. Здесь на одной площадке осуществлялся выпуск мономеров – бутадиена и?-метилстирола, основных компонентов для производства каучуков. Для нашего завода специально проектировалось и изготавливалось самое современное оборудование, разрабатывались уникальные технологические процессы. Для выпуска латекса и каучуков специального назначения (для условий Крайнего Севера, для оборонки) внутри завода работал цех, в котором проходили все стадии получения продукта. Кстати, и сейчас, обновляя производства и запуская новые проекты, мы выбираем лучшие практики. Специально изготовленное оборудование, соответствующее современным требованиям по защите окружающей среды и промышленной безопасности, современные технологии – все эти принципы сохраняются и в XXI веке.
– В конце 80-х технологическая структура завода объединяла свыше 30 химических процессов. А сколько осталось на сегодняшний день?
– Количество действующих процессов уменьшилось примерно наполовину. Часть производств по различным причинам была полностью остановлена, в том числе метилвинилпиридина, ацетальдегида. После остановки завода пластмасс потребность в ацетальдегиде исчезла, и направление для завода закрылось. С другой стороны, мы стараемся освободившиеся мощности задействовать под производство другой продукции, осваиваем новые направления – благо у нас есть для этого кадры. Химики с большой буквы.
– Какова сейчас ситуация в омской нефтехимии по сравнению, скажем, с советским периодом?
– В середине прошлого века Северо-Западный промышленный узел в Омске формировался как целый комплекс нефтехимических предприятий. С нефтезавода на завод СК поступало сырье – бензол, прямогонный бензин, сжиженные углеводородные газы. У нас производились каучуки, фенол и т. д. С учетом шинного завода и завода технического углерода вместе получался очень мощный, как сегодня принято называть, нефтехимический кластер, о пользе и преимуществах которого много говорят. Сейчас эти связи нару...
Полную версию материала можно прочитать здесь.