Все рубрики
В Омске воскресенье, 3 Ноября
В Омске:
Пробки: 4 балла
Курсы ЦБ: $ 97,5499    € 106,1426

Предприниматель АШЕРСОН рассказал суду про «откаты» для экс-начфина омской полиции

14 сентября 2017 10:56
0
4221

Ирина СТАРОВИКОВА встретилась в зале суда со своим бывшим товарищем и получила иск на 95 млн рублей от бывшего работодателя

6-7 сентября в Первомайском районном суде продолжились судебные заседания по громкому делу бывшего руководителя Центра финансового обеспечения УМВД России по Омской области. Ирина СТАРОВИКОВА обвиняется по статье 290 УК РФ в получении взяток в особо крупном размере, а именно более 28 млн рублей, полученных от предпринимателя Игоря АШЕРСОНА, чьи предприятия оказывали услуги региональному управлению МВД России, а также в превышении служебных полномочий с тяжкими последствиями. Поводом для возбуждения уголовного дела стали материалы областного УФСБ. Девять месяцев в 2016 году экс-начфин омской полиции провела в СИЗО, сейчас находится под подпиской о невыезде.

«По дороге разочарований...»

По версии следствия, напомним, с марта 2008-го по июль 2015-го, занимая сначала должность начальника обеспечения тыла, а затем и начальника финансового центра УМВД России по Омской области, Ирина СТАРОВИКОВА способствовала тому, чтобы контракты с УМВД России по Омской области на клининговые услуги, вывоз мусора и организацию питания в СИЗО получали на торгах предприятия, где учредителем был предприниматель Игорь АШЕРСОН, дважды сменивший фамилию (до АШЕРСОНА он был ЯКОВЛЕВЫМ, а еще раньше – ОВЧИННИКОВЫМ). За свои услуги Ирина СТАРОВИКОВА получала от предпринимателя вознаграждение в размере 8% от цены контрактов.

Как рассказали следователям сотрудники управления, Ирина Джоновна давала им четкие указания по формированию первоначальной цены контрактов, которые выставлялись на торги, чтобы они соответствовали стоимости, заявленной предприятиями АШЕРСОНА, а также придумывала особые узкие требования для потенциальных участников торгов, которым могли соответствовать, опять-таки, лишь предприятия АШЕРСОНА. Особые требования предъявлялись даже к бытовой химии, закупаемой для чистки помещений, в которых работали полицейские. 

Как пояснил суду бывший омский предприниматель Игорь АШЕРСОН (сейчас он живет у жены в Словакии), его знакомство со СТАРОВИКОВОЙ состоялось в 2005 году. Тогда он делал ремонты в помещениях УМД России по Омской области и СТАРОВИКОВА наняла его сделать ремонт в своей квартире на улице Комарова. В процессе ремонта они с будущим начфином и «сдружились». А результатом дружбы стало поступившее от СТАРОВИКОВОЙ предложение поучаствовать в торгах, которые проводили правоохранители. Первый раз, как рассказал АШЕРСОН, его ООО «Евросервис», созданное специально для оказания клининговых услуг, подписало контракт с полицией в 2007 году, когда управление сократило штат техничек и дворников, и тогда победа, мол, была честной, поскольку пришлось сильно «упасть в цене».

Первый год, как уверяет АШЕРСОН, ему пришлось даже работать себе в убыток, но полученный опыт пригодился потом, когда в дело вошла СТАРОВИКОВА. При помощи финансиста предприниматель стал регулярно побеждать в торгах и подписывал контракты уже по максимальной возможной цене, которую сам же и предлагал полицейским. Свои услуги по организации побед в конкурсах СТАРОВИКОВА оценила в 8% от общей суммы контрактов, поскольку 5% она должна якобы вносить в «общую кассу» управления на представительские расходы и только 3% могла взять лично себе за креатив.

– Я согласился, потому как понимал, что другого варианта работать прибыльно у нас нет. Законно я действую или незаконно – я в тот момент об этом не думал. Первоначально я даже не знал, в чем именно будет выражаться участие Ирины Джоновны, она ведь могла принимать участие в деятельности коммерческой организации и как сотрудник, – пояснил в суде АШЕРСОН. – В 2008 году мы уже выиграли аукцион, поскольку были единственным участником, и подписали контракт по начальной цене. Эту начальную цену сформировали, если мне не изменяет память, уже с учетом моих коммерческих предложений. Но цена была не завышенной, а достаточно средней по рынку. И в другие годы мы цену не завышали, имели среднюю рентабельность 20%. СТАРОВИКОВА мне сказала подойти к КОЗЛОВУ, он все решит. Я подошел – все решилось.

«Кручу, верчу, много выиграть хочу...»

Деньги предприниматель передавал СТАРОВИКОВОЙ практически всегда у нее дома. Как правило, он привозил ей раз в несколько месяцев пачки пятитысячных купюр, поскольку суммы, мол, были достаточно большими. В «жирные» годы, как вспоминал АШЕРСОН, когда контракты на уборку полицейских помещений были большими, приходилось делиться каждый месяц, поскольку ежемесячные суммы «откатов» доходили до 800 тысяч рублей. Никаких расписок, естественно, со СТАРОВИКОВОЙ он не требовал. По бухгалтерии эти суммы тоже никак не проходили. О неформально-дружеских отношениях АШЕРСОНА с финансистом полиции знал партнер предпринимателя по фирме «Евросервис» Александр МАКСИМЮК, а подчиненные догадывались, поскольку понимали, что регулярные победы на торгах просто так не происходят.      

Для обеспечения побед на торгах применялись разные способы. Сначала, когда потенциальных конкурентов было мало, как вспоминал АШЕРСОН, отбиваться на стадии подачи заявок было несложно. Позже, чтобы оставаться единственным поставщиком клининговых услуг, пришлось применять разные хитрости, которые придумывались СТАРОВИКОВОЙ и АШЕРСОНОМ вместе. Например, одновременно подавались заявки на участие в торгах от аффилированных компаний. Или намеренно усложнялись условия конкурса, чтобы не все могли в нем поучаствовать. В частности, придумали такое требование, как наличие у клининговой компании лицензии на вывоз твердых бытовых отходов.

По данным следствия, в ходе проведения торгов по причине несоответствия заявленной документации были отклонены заявки таких компаний, как ЗАО «Альфа», ООО «Мастер чистоты», ООО «Титан», ООО «Ремстрой», ООО «Спецоборудование», ООО «Атлант», ООО «Мастер Сервис», МУП ГК «Иртыш» и других. В некоторых случаях, как установили следователи, СТАРОВИКОВА удаляла данные и документы из конкурсных заявок конкурентов, чтобы они не смогли обойти на торгах фирмы АШЕРСОНА.

После 2011 года, когда потенциальных конкурентов стало совсем много, АШЕРСОНУ приходилось договариваться с некоторыми лично. С одним из участников они достигли компромисса, когда АШЕРСОН взял этого участника на субподряд. А от фирмы «Атлант», например, пришлось откупаться. Как вспоминал предприниматель, эта фирма вообще не собиралась заниматься клининговыми услугами, это был профессиональный участник торгов, и при личной встрече директор ООО «Атлант» согласился за 5% от суммы контракта не сбивать цену на торгах. АШЕРСОН заплатил, что вызвало, по его воспоминаниям, недовольство СТАРОВИКОВОЙ. Она посчитала, что 5% – это слишком высокая цена за отказ конкурента от участия в торгах.

– На некоторых конкурсах все же происходило падение цены, иногда недопущенные участники жаловались в Омское УФАС, и антимонопольный орган по разным причинам отменял торги, но по таким контрактам я «вознаграждение» не передавал СТАРОВИКОВОЙ, – рассказал АШЕРСОН.

«Не виноватая я, он сам пришел...»

Свою работу, как уверяет АШЕРСОН, он старался выполнять хорошо, чтобы к нему не возникало претензий. Все акты приемки выполненных работ подписывались без замечаний. Не было к нему вопросов и после проведения проверок. Однажды комиссия из Москвы, проверявшая омскую полицию, нашла небольшие нарушения в документации, но предприниматель без проблем их устранил. В 2014 году он по предложению СТАРОВИКОВОЙ создал фирму «Комбинат питания» и взялся еще и за организацию горячего питания для лиц, находящихся в СИЗО. Эти услуги, как уверяет предприниматель, он тоже оказывал не по завышенной, а по обычной средней для Омска цене, но при этом СТАРОВИКОВА стала получать за контракты по питанию уже 10%.

Успешная деятельность АШЕРСОНА закончилось предсказуемо. В сентябре 2015 года на него вышли оперативники регионального УФСБ, возбудили уголовное дело по факту мошенничества и объяснили, что лучше бы АШЕРСОН вспомнил все и дал признательные показания. Он понял предложение правильно и рассказал про участие в своем бизнесе высокопоставленной сотрудницы омской полиции. После этого было возбуждено уголовное дело на СТАРОВИКОВУ, а уголовное дело на АШЕРСОНА сначала переквалифицировано с мошенничества на дачу взятки, а позже и вообще прекращено в связи с деятельным раскаянием последнего.

– Я пояснил сотрудникам правоохранительных органов, что никаких мошеннических действий не совершал, закон не преступал. А в конкурсах выигрывал, поскольку была договоренность со СТАРОВИКОВОЙ, – рассказал АШЕРСОН. – Никаких конфликтных ситуаций у нас за все эти годы не было, были достаточно хорошие отношения, у меня нет и не было никаких поводов оговаривать Ирину Джоновну.

За годы сотрудничества между УМВД России по Омской области и фирмами АШЕРСОНА (ООО «Евросервис», ООО «Евросервис Компани», ООО «Евросервис Плюс», ООО «Евросервис Центр», ООО «Евросервис Групп», ООО «Экопром», ООО «Основной элемент», ООО «Комбинат Питания») было заключено контрактов на 420 млн рублей. И во всех контрактах, по мнению следствия, закладывались цены выше рыночных. Как подсчитали следователи, за семь лет и три месяца (с 1 марта 2008-го по 8 июля 2015-го) казна потеряла 95 млн рублей, которые УМВД России по Омской области переплатило за услуги, оказываемые фирмами АШЕРСОНА при посредничестве СТАРОВИКОВОЙ. 

Сама СТАРОВИКОВА свою вину категорически отрицает, уверяя суд, что никакой помощи никому не оказывала, поскольку на процедуру заключения госконтрактов и результаты торгов повлиять никак не могла. Все эти годы, мол, работала без замечаний, хотя проверок было много как внутренних, так и внешних. После показаний своего бывшего товарища экс-начфин омского УМВД заявила, что ему нужно опасаться «ответственности за клевету».

Комментарии
Комментариев нет.

Ваш комментарий


Наверх
Наверх
Сообщение об ошибке
Вы можете сообщить администрации газеты «Коммерческие вести»
об ошибках и неточностях на сайте.