Исполнение решения суда упирается в трудоемкость реконструкции.
31 июля Центральный районный суд Омска вынес решение по делу о противопожарных нарушениях в омском ТЮЗе.
Эхо «Вишни»
В Омске, как и по всей России, прокатились массовые проверки крупных торговых центров, кинотеатров и детских заведений после жуткой трагедии в кемеровской «Зимней вишне». 18 апреля в Омске состоялось очередное заседание горсовета. В нем принял участие заместитель начальника ГУ МЧС России по региону Александр РЕКИН. Он заявил, что в прокуратуру отправлены сведения по 14 объектам с массовым пребыванием людей, где найдены серьезные нарушения пожарной безопасности и которые МЧС требует закрыть. В списке значился уже закрытый кинотеатр «Первомайский», «АТ-Маркеты» на Дианова и в Ленинском округе, бассейн «Пингвин», ТК «Флагман», ТРЦ «Кристалл» и другие здания. В список попал и омский ТЮЗ. РЕКИН пояснил, что окончательное решение по поводу предложения МЧС примет прокуратура.
Любопытно, что для большинства участников этого списка новость стала полной неожиданностью: журналисты принялись обзванивать компании, и те сообщали, что закрываться не собираются. ТЮЗ также не стал исключением. Директор театра Михаил МАЛЬЦЕВ пояснил, что буквально недавно был с юристом в прокуратуре, срок устранить все нарушения был дан до 15 июня, часть из них уже исправлена. «К нам же инспекторы постоянно приходят. Они видят, что мы не сидим сложа руки, а стараемся, чтобы все было по правилам. Поменяли светильники, линолеум, ремонт делаем своими силами. Есть вещи, которые не изменить. Здание старое, 1967 года постройки, тогда требования к подобным объектам были другие. Вот, например, два прохода у нас оказались шириной не 90, а 80 см. В каких-то помещениях потолки ниже положенного. Все это исправить можно только после реконструкции. Все, что в наших силах, мы оперативно исправим», — сообщил руководитель театра «Комсомольской правде».
Региональный минкульт же отчитывается подробно, с фотографиями, о плановом летнем ремонте в Театре юного зрителя: на замену кресел, ремонт пола, потолка и стен в ТЮЗе из областного бюджета выделили 6 млн. рублей. Еще 2,6 млн. рублей ТЮЗу выделили по программе «Единой России» на материально-техническое оснащение и постановку спектаклей.
Тупиковая тяжба
Тем не менее в июне прокуратура Центрального округа Омска все-таки подала к ТЮЗу иск, требуя устранить противопожарные и антитеррористические нарушения в здании. В обоснование легли нарушения, выявленные во время проверки МЧС. Среди них, например, следующие: коридор имеет высоту менее двух метров, в зрительном зале пол и стены отделаны легковоспламеняющимися материалами, эвакуационный выход не соответствует нормам, между столярным и швейным цехами нет перегородки, а на станции круглосуточной охраны недостаточно освещения. Прокуратура потребовала от администрации театра устранить замечания, а от министерства культуры Омской области – обеспечить достаточное для того финансирование.
31 июля состоялось заключительное заседание по этому делу. Как отмечали в зале суда представители ТЮЗа, большая часть нарушений уже устранена (например, установлена кнопка пожарной сигнализации), часть ликвидируется к обозначенному сроку, как и было запланировано (ведется замена полового и стенного покрытий на более безопасные и т.д.). Кроме одного: требование расширения проема для организации эвакуационного выхода на третьем этаже, которое, как уже ранее комментировал МАЛЬЦЕВ, невыполнимо в силу объективных причин — проекта здания. «Невозможно поднять потолок или опустить пол — это уже реконструкция, требующая сотни миллионов бюджетных денег» — так, если выражаться просто и коротко, звучат аргументы работников театра. Выломать дверную коробку, чтобы обеспечить проход, похоже, недостаточно: к сожалению, ни сотрудник прокуратуры, который не был лично в театре, ни сотрудница МЧС, проводившая повторные замеры, не смогли внятно проконсультировать суд о том, будет ли образовавшийся проход удовлетворять требованиям пожарной безопасности. Прокуратура же и вовсе обвинила ТЮЗ в бездействии.
Выступая в прениях, истец поддержал исковые требования в полном объеме, подчеркнув, что о полном устранении нарушений говорить не приходится.
Ответчик в свою очередь отметил, что все «возможные и невозможные» меры по устранению были предприняты: все работы ведутся, договоры и доказательства оплаты представлены суду. «С такими исковыми требованиями следовало бы обращаться в том случае, когда ответчик не предпринимает никаких мер», — посетовал один из представителей театра. Заместитель директора ТЮЗа Игорь СЫРОТА объяснил, что ускорить процесс невозможно в силу законодательства: процесс освоения средств, проведение аукционов (даже без учета времени на отведенную возможность компаниям обжаловать их результаты) и заключение договоров строго регламентировано и очень ресурсоемко. Так что уложиться в сроки, поставленные МЧС и прокуратурой, было невозможно — «у государства свое видение того, как это делается»:
–Мы ни одного дня не потеряли, выполняя предписанные требования. Как только все было проведено по закону, мы сразу же приступили к работам. Мы абсолютно не противодействуем, и нарушения будут устранены. Наказывать нас за то, что мы соблюдаем закон, – несколько странно.
Третье лицо – региональный минкульт – дало понять, что уже профинансировало работы по противопожарной безопасности, поэтому исковые требования признать отказалось.
Суду, впрочем, ничего не оставалось как вынести решение в пользу прокуратуры, обязав ТЮЗ устранить все нарушения до 30 сентября. ТЮЗ собирается его обжаловать. Культурное учреждение намерено доказать, что один из недочетов невозможно устранить, не проводя реконструкцию.
За кулисами
Пользуясь случаем, обозреватель «КВ» попросила пояснить, что за «проем преткновения» вызвал оживленные дискуссии в зале суда, и Игорь СЫРОТА провел для нашего издания экскурсию по закулисью театра.
Как видно на фото, ремонт продолжается, на объекте рабочие непосредственно заняты тем, что как раз меняют стенное покрытие. Злосчастный проем, который требуют расширить ведомства, находится на этаже, на котором постоянно находится только один человек — звукооператор. Переместить помещение, заполненное звуковым оборудованием, не представляется возможным. Прокуратура ссылается в своих требованиях на МЧС, МЧС — на прокуратуру, но ни одно из них так и не дает ясных прогнозов, примут ли они в таком виде проход, если дверная коробка будет выломана. «КВ» будут следить за развитием событий.