25 апреля 2017 года глава ООО «Омская энергосбытовая компания», дочернего предприятия АО «Петербургская сбытовая компания» (группа «Интер РАО») Станислав ПРОТАСОВ ушел со своего поста
На смену ему пришел Юрий БАРАНОВ, работавший в должности заместителя генерального директора по реализации электроэнергии и мощности «Омской энергосбытовой компании». Обозреватель «КВ» Анастасия ПАВЛОВА уточнила у генерального директора ООО «ОЭК», с чем это связано и каким выдался 2017 год.
– Юрий Алексеевич, почему Станислав ПРОТАСОВ ушел со своего поста?
– Станислав Дмитриевич стоял у самых истоков компании. Но в апреле 2017 года его перевели в другой регион. Отмечу, что мы с вами встретились накануне дня рождения «Омской энергосбытовой компании» — 11 февраля она была зарегистрирована в налоговой инспекции. А с 1 марта 2014 года мы уже начали свою операционную деятельность.
– Давайте подведем итоги года, который вы провели уже в новом статусе.
– На 1 января 2018 года мы обслуживаем 891 612 потребителей: 870 245 физических лиц (все население города Омска и Омской области) и 21 367 юридических лиц и частных предпринимателей — это практически все предприятия и организации региона.Полезный отпуск за 2017 год составил 6 млрд 17 млн кВт/ч, что на 2% ниже, чем в прошлом году. Снижение связано как с более мягкими погодными условиями в 2017 году, так и со снижением потребления крупными клиентами.
– Какими именно?
– В частности, предприятиями строительной и пищевой отраслей. «Омский бекон» стал меньше потреблять электроэнергии, фермерское хозяйство ИП МАЙЕР и другие. По объему продаж в рублях, впрочем, мы вплотную подошли к сумме 20 млрд – 19 млрд 621 млн рублей с НДС. Для нас это весомая цифра.
– Сколько у вас неплательщиков?
– Статистически пласт населения, не желающий вовремя оплачивать счета, не меняется. Десять лет назад была точно такая же ситуация. 7-8% населения – это маргиналы, систематические неплательщики, с которыми иначе не получится выяснить отношения, кроме как через суд. А есть 20-22%, которым просто приходится напоминать о необходимости своевременной оплаты счетов за электроэнергию. Так что 70% населения – вполне добросовестные плательщики. Причем, даже если наши потребители попали в тяжелую жизненную ситуацию, мы идем им навстречу – предоставляем рассрочку при условиях составления графика погашения долга и его соблюдения.
– А как в целом дебиторская задолженность?
– На сегодняшний день она составляет 1 млрд 471 млн рублей. Со стороны юридических лиц просроченная задолженность превысила 531 млн рублей, по населению – 325 млн. Долгов нет у сельского хозяйства, областного и городского бюджетов – они передовики по части платежей. УК, ТСЖ, ЖСК оплатили 85% своих счетов. На 43 управляющих компании (6% от общего их количества) приходится 83% задолженности. По группе УК,ТСЖ, ЖСК задолженность составила 118 млн рублей, прирост — 70,6 млн рублей. Отмечу, что дебиторская задолженность ухудшает наше финансовое состояние, потому что все установленные сроки платежей клиентов аналогичны срокам расчетов компании с поставщиками электроэнергии оптового рынка, сетевыми организациями. При нарушении сроков оплаты любым из потребителей возникает необходимость привлечения кредитных ресурсов, задерживаются платежи в адрес контрагентов. В свою очередь, предприятия отрасли (АО «ТГК-11», ПАО «МРСК Сибири» и другие генерирующие и электросетевые компании) должны обеспечить работу своей инфраструктуры, то есть купить топливо и материалы, обеспечить ремонт электросетевого оборудования.
– Связан ли прирост дебиторской задолженности с расчетами УК, ТСЖ, ЖСК за ОДН?
– Да, необходимо отдельно отметить задолженность УК, ТСЖ, ЖСК за энергоснабжение мест общего пользования (лестничных клеток, лифтов, насосов и т.д.). С 2017 года функции начисления общедомовых нужд перешли к управляющим компаниям. Напомню, что общедомовые нужды были выделены отдельной составляющей коммунальных услуг в 2008 году. В то время энергосбытовая компания самостоятельно собирала плату за ОДН с граждан. За 9 лет была проведена огромная работа, направленная на выверку схем подключения, на разъяснение порядка расчетов, на выстраивание отношений с представителями собственников (старшими по домам, председателями ТСЖ). Это дало свои результаты, значительная часть жилого фонда добилась фактического размера ОДН, не превышающего норматива. В прошлом году УК, ТСЖ, ЖСК стали выполнять эту работу, при этом оказалось, что многие из них не обладают необходимыми ресурсами для ее выполнения. Мы предоставляли некоторым управляющим компаниям информацию, сколько должны составлять их платежи за ОДН, оказывали консультации по расчетам. Сразу скажу, что при правильной организации работы технических проблем с расчетами быть не может. Однако, как я сказал, дебиторская задолженность по этой группе потребителей остается на высоком уровне. На мой взгляд, перевод ОДН в жилищные услуги (содержание жилья) неудобен как для ресурсников, так и для управляющих компаний. Регулярно на официальном сайте ООО «ОЭК» мы публикуем антирейтинг недобросовестных управляющих компаний. На сегодняшний день в него вошли 43 недобросовестных компании, суммарный долг которых превысил 57 млн рублей. Лидируют в списке должников ООО «УК Жилищник 1» (6 млн), ООО «ГУЖФ» (4,5 млн), ООО «УК– ЖХ» и ООО «УК ЖХ (3,7 млн и 2,6 млн), ООО «Управдом-1» (3 млн), ООО «Альтернатива» (2,3 млн).
– В конце января вы должны были найти подрядчика для отключения должников в городе Омске. Как прошли торги?
– Мы применяем все возможные методы работы с должниками. С точки зрения эффективности введение ограничений это один из наиболее действенных рычагов воздействия на неплательщиков, поэтому мы на конкурсной основе привлекаем подрядчиков. Для участия в закупочной процедуре подали заявки две организации. Победителем признано ООО «Готика». Оно будет выполнять отключение физических лиц.
– А с коллекторским агентством «Росдолг» работаете?
– Да, мы будем сотрудничать с ними и в 2018 году. Данный контрагент работает не только в Омской области, но по всей территории Российской Федерации, а опыт сотрудничества в прошлом году показал их корректную и эффективную работу. – Вам известно, сколько сейчас составляют энергопотери, сколько происходит незаконных подключений к сетям? – Это компетенция сетевых организаций. Объекты электросетевого хозяйства, по которым электроэнергия преобразуется и передается до клиентов компании, также потребляют электроэнергию. То, что мы в обиходе называем потерями, является технологическим расходом в оборудовании. Сетевые организации защищают данный объем нормативных технологических потерь в регулирующих органах, и именно он включается РЭК Омской области в тариф на передачу. В целях снижения потерь персонал компании совместно с сетевыми организациями выполняет проверки потребителей, фиксируются случаи безучетного потребления. Необходимо отметить, что после выявления факта энерговоровства к абоненту применяется расчетный способ определения объема потребления, размер которого гораздо выше полученной экономии.
– Я читала в одной из заметок, что Омск отстает от других сибирских собратьев в части оснащенности счетчиками.
– Не совсем так. Еще в 2002 году на уровне РЭК Омской области была утверждена десятилетняя программа замены однофазных счетчиков у бытовых потребителей. В 2004 – 2005 годах была реализована масштабная программа по оснащению жилых домов города Омска общедомовыми приборами учета. В 2010 – 2011 годах также была реализована комплексная программа по замене общедомовых приборов учета, вышедших за пределы межповерочного интервала. Благодаря системной работе жилые дома нашего региона на 98 – 99% оборудованы счетчиками, уверяю вас. Задача управляющих компаний – поддерживать оснащенность на данном уровне. Что касается бытовых потребителей, охват составляет 90-93%. В 7% входят и те, кто не имеет прибора учета, и те, у кого они признаны непригодными к эксплуатации в связи с истечением межповерочного интервала. Мы активно напоминаем потребителям о необходимости установки или замены. У нас сейчас в продаже представлена широкая линейка однофазных и трехфазных счетчиков. В прошлом году мы проводили акцию «Все и сразу». Специалисты выезжали к клиентам не только в пределах города, но и в районы области. Конечно, мы предпочитали собирать в населенном пункте хотя бы 10 – 15 заявок. Ни один район Омской области не остался без внимания.
– Как протекает ваша работа с юридическими лицами? Конкуренция все так же высока?
– Вы имеете в виду независимые сбыты? Формально они нам не соперники. Они взяли на обслуживание предприятия, входящие в их корпоративные холдинги. Что такое гарантирующий поставщик? Законодательно созданный инструмент для обеспечения электроэнергией потребителей бюджетной сферы, населения, мелкого бизнеса и т.д. Независимые сбытовые компании — их сейчас 11 – работают намного проще. Они обслуживают одного-двух потребителей с небольшим количеством точек. Гарантирующий поставщик поддерживает сеть обслуживания по всему региону. Соответственно, отсутствие сети приема населения делает их конкурентоспособными. В то же время мы работаем прозрачно. На сайте представлены цены, расчеты на день/ночь и разную мощность, указаны сбытовые надбавки. Независимому сбыту не нужно ничего делать, просто зайти к нам на сайт, посмотреть эти расчеты и поставить свой тариф вместо нашего.
– Прокомментируйте скандальную ситуацию с отключением в ноябре прошлого года санатория «Рассвет».
– Для начала давайте определимся, что формально мы имеем дело не с «Рассветом», а «Сибриэлтинвестом», который по учредительным документам занимается управлением недвижимостью. Поверьте, у потребителя есть все возможности, чтобы вести с нами диалог. В наш адрес было написано семь гарантийных писем со стороны «Сибриэлтинвеста». Ни одно из них не было исполнено в полном объеме. Задолженность прирастает и на сегодня достигла 4,1 млн рублей. Насколько я знаю из общения с коллегами, «Сибриэлтинвест» должен и за тепло, и за воду… В регионе значительное количество учреждений здравоохранения, а также социально значимых потребителей. Гарантирующий поставщик не может быть для них кредитной организацией.
– Расскажите,пожалуйста, о себе. Вы омич?
– Да, омич. Окончил Омский политехнический институт. Работал в монтажно-строительном управлении в Казахстане. Трудился сперва в Омске, затем в Новосибирске. Честно говоря, всегда тянуло обратно… В 1993 году вернулся в Омск, работал в Называевском РЭС Омскэнерго. С 2004 года и по сей день тружусь в «Омскэнергосбыте». В этом году 25 лет, как я работаю в омской электроэнергетике. Коллектив компании насчитывает 804 человека. На прошлых выходных провели регулярную семейную спартакиаду – участвовало более 150 человек. Мы поддерживаем ветеранов отрасли, поздравляем их со всеми праздниками, ежегодно устраиваем выставку «Флора-Энергия».
– Какие планы на этот год?
– У нас есть ключевые показатели эффективности, установленные ПАО «Интер РАО». В ближайшем будущем с городскими и региональными органами власти прорабатываем вопрос о заключении энергосервисных контрактов в рамках закона об энергосбережении.