Семен Васильевич СВАТКОВ (отец Бориса СВАТКОВА, президента Союза организаций торговли Омской области) прошел все пять лет войны. Узнав о нападении на СССР фашистской Германии, он вместе с тысячами других омичей в 1941 году добровольцем ушел на фронт. Тогда ему было 35 лет. Первый год он служил в пехоте.
«Пехотинцам было сложно выжить, особенно в самом начале войны, но судьба, а может, и ангел-хранитель помогли отцу пройти весь путь, – рассказал Борис СВАТКОВ.– Так случилось, что их полк попал в окружение. Таких историй было много. По одной из них даже сняли фильм – «Живые и мертвые». Когда мы его смотрим, думаем: наверное, в нем вымышленная история. Но папа всегда говорил, что все это правда, что это рассказ про них, практически один в один. Они так же трудно выходили из окружения, так же командир полка был вместе с ними. Единственное – полковое знамя сразу отправили в тыл.
Выходили к своим они в начале весны. Не знаю, как им удалось пройти, но самым сложным, по его рассказам, были голод и цинга. Стоял вопрос: сохранятся ли у людей зубы. Сами понимаете, в окружении никакого питания не было. Он вспоминал один случай, который произошел в самом конце их пути. Они уже слышали канонаду наших орудий, это значило, что еще один ночной рывок и они доберутся до своих. И вот выходят на опушку и видят: из-под снега что-то темнеет, что-то похожее на мертвого зверя. Оказалось, это дохлая лошадь. Все набрали себе в котелки этого мяса и стали варить. Запах, конечно, стоял невероятный. Но съели все. Вот что такое окружение, голод».
После пехоты Семен Васильевич СВАТКОВ служил в артиллерии. Он хорошо разбирался в математике, поэтому его назначили командиром орудия.
«Я иногда спрашивал его: «Папа, а во время атаки, когда ты был пехотинцем и вы шли на немца, что кричали?» Он говорил: «Как что? «За Родину! За Сталина!» «Вас кто-то заставлял?» «Да нет, сынок, никто не заставлял, как-то это происходило само». Насколько же у этих людей была сильна вера и любовь к родине! Наверное, они тогда не разграничивали, как мы сейчас, «малая» родина и «большая», а представляли ее единой державой. За их спинами оставались семьи, которые нужно было защищать, и Родина. У нас была большая семья – мама и пятеро моих братьев и сестер. Я родился уже после войны, – рассказал Борис СВАТКОВ и добавил: –Все, кто прошли годы Великой Отечественной войны, какие бы награды ни имели, все сделали для Победы. У моего отца кроме медалей был орден Красной Звезды. Для простого сержанта, думаю, это очень высокая награда».
В составе Белорусского фронта Семен Васильевич СВАТКОВ дошел до Кенигсберга, получил ранение, контузию. Встретил 9 мая 1945 года он в тогда еще немецком Кенигсберге (ныне Калининград). После войны благополучно вернулся домой и приступил к восстановлению народного хозяйства в Омской области.