В Поднебесную отправился первый контейнерный поезд.
10 августа ГК «Благо» и ООО «Европак-Юг» отправили в Китай ускоренный контейнерный поезд с рапсовым нерафинированным маслом, произведенным на Омском маслоэкстракционном заводе − первом в Омской области.
Формирование и отправление поезда, состоящего из 88 контейнеров, по маршруту Омск-Восточный − станция Находка-Восточная проводила компания ООО «Европак-Юг» из контейнерного терминала Омска. Поезд перевезет 1978 тонн масла, загруженного в инновационную упаковку «Флекситанк Европак». Время в пути займет 10 суток. Далее контейнеры будут перегружены на фидерное судно, которое доставит груз одной судовой партией в порт города Чунцин в Китае. Ранее продукция Омского региона доставлялась в контейнерах автотранспортом в Новосибирскую область с последующей отправкой небольшими группами контейнеров в составе разных поездов по железной дороге со станции Новосибирск-Восточный, что увеличивало конечную стоимость и срок доставки продукции.
Техническое оснащение Омского МЭЗ позволяет ежемесячно производить и отгружать около 220 единиц подвижного состава. Появление регулярного контейнерного поезда в области даст возможность увеличить объемы экспортных поставок железнодорожным транспортом в составе полноценных маршрутов. Создание регулярного графика контейнерных поездов из региона принесет налоговые отчисления в региональный бюджет, а производителям позволит оптимизировать затраты на «первой миле».
Поезд с рапсовым маслом отправился в рамках регионального проекта «Экспорт продукции АПК Омской области», реализуемого в нацпроекте «Международная кооперация и экспорт». Отправку контейнерного поезда в новом формате прокомментировал начальник отдела переработки и товарного рынка Министерства сельского хозяйства и продовольствия Омской области Константин ЦЫПЛЕНКОВ:
− Экспорт продукции масложировой отрасли региона занимает одну из ключевых позиций в общей структуре экспорта продукции АПК. По итогам 2018 года такой продукции отгружено в объеме 37 тысяч тонн на общую сумму 28 миллионов долларов США, что составляет 17,1% от общего объема экспорта сельскохозяйственного сырья и продовольственных товаров. Учитывая имеющиеся сложности с логистикой и удаленностью региона от экспортных портов на юге и востоке страны, использование железнодорожного транспорта остается для нас единственным выходом на внешние рынки.
По итогам пяти месяцев текущего года отгружено 15 тысяч тонн масложировой продукции на общую сумму 10,9 миллиона долларов США − это составляет 15% от общего объема экспорта продукции сельского хозяйства и пищевой промышленности. Цель регионального проекта «Экспорт продукции АПК Омской области» − достижение объема экспорта продукции АПК в размере 359 миллионов долларов США к концу 2024 года. Среднегодовой прирост за данный период составит 14%. На обеспечение реализации регионального проекта финансирование не предусмотрено − только предоставление льготных кредитов организациям, реализующим инвестиционные проекты по производству экспортно-ориентированной продукции.
Старт новой программы прокомментировал и исполнительный директор ГК «Благо» Сергей БАХОНКИН:
− Первый состав, сформированный в Омском регионе, является началом реализации стратегического плана ГК «Благо» по отгрузкам продукции на экспорт в 2019 году, в котором Китай является одним из ключевых регионов. Для этого совместно с участниками перевозочного процесса (АО «РЖД», ООО «Европак-Юг», Минсельхоз РФ, крупные судовые и контейнерные компании) мы планируем оптимизировать концентрацию контейнеров в регионе, необходимых не только для бесперебойного обеспечения погрузки, но и сокращения конечной стоимости доставки продукции. За первое полугодие 2019 года с Омского МЭЗ мы уже отгрузили в Китай 11 тысяч тонн растительных масел. Мы планируем увеличивать объемы поставок как рапсового, так и подсолнечных масел, произведенных из местного сырья, используя для этого самые передовые технологии доставки продукции.
Директор по маркетингу ГК «Благо» Кирилл МЕЛЬНИКОВ добавил:
− В месяц омский завод может подготовить на экспорт около 5 тысяч тонн рапсового масла. Соответственно, если мы сможем сделать такую отправку регулярной, то сможем обеспечить достаточно плотную загрузку омскому заводу именно экспортным производством.
Представитель компании, владеющей омским заводом, подчеркнул, что, по его мнению, у сотрудничества Омска с Китаем большое будущее. Он пояснил, что для России наиболее приоритетным сырьем является подсолнечник и наша страна входит в тройку мировых лидеров по его производству вместе с Украиной и Аргентиной. Но не менее интересен и рапс, поскольку один из крупнейших импортеров мира − Китай − в этом году сократил ввоз рапса и рапсового масла из Канады. Рапсовое масло является вторым по потреблению в Китае после соевого. Поднебесная закупает около 800 тысяч тонн рапса ежегодно. Китайцы, конечно, и сами производят рапсовое масло, но спрос, по словам Кирилла МЕЛЬНИКОВА, такой большой, что масло приходится еще и импортировать:
− Рапсовое масло признано в Европе одним из самых полезных для здоровья человека. Так, Норвегия − одна из стран-лидеров по продолжительности жизни − признала рапс практически национальным продуктом, рапсовое масло является основой их рациона. На российском рынке рапсовое масло пока не закрепилось, но перспективы у него есть.
Справка:
Группа компаний «Благо» − вертикально интегрированная организация, основанная в 1993 году и занимающаяся производством растительных масел на шести заводах: Армавирском маслопрессовом заводе и на маслоэкстракционных заводах в Эртиле, Верхней Хаве, Барнауле, Бийске и Омске. ГК «Благо» экспортирует продукцию в 22 страны мира. Годовой оборот компании в 2018 году составил 20,5 миллиарда рублей, из них экспорт − 5 миллиардов рублей. Ранее омский завод ООО «Продэкс-Омск» входил в структуру алтайской ГК «Юг Сибири», перейдя в прошлом году под контроль санкт-петербургской ГК «Благо».