В Омске назвали лауреатов выставки-конкурса «Лучшее художественное произведение 2018 года».
Церемония награждения прошла 11 февраля в Доме художника. Она не подарила особых открытий. Новых имен среди победителей не прозвучало. Правда, зрительское голосование преподнесло сюрприз, но об этом чуть позже.
Личный выбор
Конкурс на лучшее художественное произведение проходит уже в 14-й раз, следующий год будет юбилейным. В творческом соревновании участвуют только члены Союза художников России, нынче их было около семидесяти. Особенность выставки-конкурса в том, что на ней нет выставкома, художники сами решают, какие произведения выставлять на суд зрителей и коллег. Считается, что это не только наиболее удавшиеся, по мнению авторов, работы, но и в чем-то отражающие настроение, с которым прожит уходящий год.
Последние несколько лет у конкурса нет и жюри. Лучшие произведения выбирают сами участники, но, честно сказать, получают все те же предсказуемые результаты.
– Дело в том, что всегда находились недовольные решением, – объясняет председатель правления Омской организации Союза художников России Андрей МАШАНОВ. – Когда мы приглашали в жюри людей из разных структур, художники говорили: они ничего не понимают. Когда жюри составляли в основном искусствоведы, говорили: они любят только своих. Теперь участники делают выбор сами. Разумеется, каждый из них может в первую очередь отметить в бюллетене свою фамилию, но ведь надо назвать еще две в каждой номинации. Поэтому выстраивается объективная линейка лидеров.
Знакомые все лица
Кто будет в лидерах, угадать, в общем-то, было несложно. Иногда удивляло лишь то, что знакомая фамилия звучала в неожиданной номинации.
Так, в «Кураторском проекте» главными победителями оказались не искусствоведы, как часто бывает, а художники. Диплом первой степени – у Егора МИНИНА за выставочно-образовательный проект с тактильными иконами «Прикосновенный образ». На втором месте – Евгений ДОРОХОВ с ностальгическим проектом «Соседи. Память» (вроде бы, логичнее было отметить его в живописи за великолепный диптих «Сибирские просторы»). Известный искусствовед Владимир ЧИРКОВ лишь замкнул тройку. Правда, он стал первым в номинации «Искусствоведение и художественная критика». Второе и третье место здесь – у Татьяны БАБИКОВОЙ и Галины ЛУЗЯНИНОЙ.
Некоторые участники выставки получили по два диплома в одни руки, а семейство МИНИНЫХ – так на всю семью. Михаил МИНИН и Павел МИНИН отмечены дипломами второй и третьей степени в номинации «Скульптура и монументальное искусство». Кстати, за счет этого самого монументального искусства и состоялась номинация, поскольку одна скульптура бы ее не вытянула – малое количество работ не создавало конкурсной ситуации. Наши ваятели то ли не хотят, то ли не успевают делать работы к отчетной выставке, и эта картина повторяется едва ли не из года в год. Однако обладателем диплома первой степени все-таки оказался скульптор Виталий ШЕВЧЕНКО с работой «Папина дочка». Моделью послужила его дочь, четырехлетняя Василиса. Трогательная фигурка девочки в больших мужских сапогах растопила и зрительские сердца – работа получила приз зрительских симпатий. Впервые подобный приз заслужила скульптура.
В «Декоративно-прикладном и народном искусстве» лидирует Татьяна КОЛТОЧИХИНА (эмали «Зима» и «Солнце Севера»). Пьедестал почета с ней разделили Анастасия ГУРОВА и Светлана МУХИНА.
Вы рисуйте – вам зачтется?
Самая жаркая борьба развернулась в номинации «Графика». У многих художников набиралось почти одинаковое количество голосов, поэтому было решено присудить несколько вторых и третьих мест. Таким образом, дипломами третьей степени отмечены Игорь САНИН, Иван ЖЕЛИОСТОВ и Анатолий ЩИКАЛЕВ, дипломами второй степени – Анастасия ГУРОВА и Елена БОБРОВА. А диплом первой степени достался Ольге КОШЕЛЕВОЙ, которая все увереннее проявляет себя как незаурядный пастелист. Ольга представила триптих «Переход», написанный после прошлогодней поездки в Грузию.
Второе и третье место в номинации «Живопись» заняли Елена БОБРОВА и Геннадий КАНУННИКОВ. Номинация негласно считается главной, а победившая в ней работа – тем самым лучшим произведением года. По сути, диплом первой степени здесь можно приравнять к Гран-при, и его удостоился Георгий КИЧИГИН с работой «Туман». Это автопортрет, которых художник делает немало. Многих удивило и даже встревожило, что мэтр омской живописи изобразил себя спиной к зрителям, неуверенно продвигающимся в густом тумане. Хотелось расспросить его и об этой работе, и о настроении прошедшего года, и об ощущении жизни в новом году, но автор на награждении не присутствовал. Впрочем, как и некоторые другие победители выставки-конкурса.
Возможно, это связано с тем, что награды нынче довольно символические. Сертификаты на скромную сумму восемь тысяч рублей получили только обладатели первых мест, остальным вручили лишь дипломы. Хотя были годы совсем без денежных вознаграждений. Зато художникам не преминули напомнить о том, что ежегодная выставка-конкурс не просто смотр достижений, но и показатель творческой активности, который зачтется, когда опять возникнет вопрос о безвозмездном пользовании мастерскими. А он рано или поздно возникнет.