В 2018 году жители многоквартирных домов стали платить активнее, а вот в частном секторе дебиторская задолженность, наоборот, возросла на два процента. Об этом обозревателю «КВ» Анастасии ИЛЬЧЕНКО рассказала коммерческий директор АО «ОмскВодоканал» Ольга СМИКОВСКАЯ и назвала причину такого явления.
– Ольга Юрьевна, какая сейчас задолженность у потребителей перед «ОмскВодоканалом»?
– На 1 января 2019 года дебиторская задолженность составляла 726,9 млн. рублей. За год она выросла на 12,2 процента. Но общий процент оплаты по всем категориям получился 98,03, что мы считаем неплохим результатом. Среди юрлиц основными должниками являются МП «Тепловая компания города Омска» (28,3 млн. рублей за период 5 мес. с сентября 2018 г.), ООО «ТПК» (1,4 млн. рублей) и ООО КСМ «Сибирский железобетон-Тех» (2,8 млн. рублей). Эти организации в реестре должников находятся из года в год.
Что касается управляющих компаний (УК) и ТСЖ, то у них дебиторская задолженность на начало года составила 129,8 млн. рублей. Здесь основные должники – ООО УК ЖКХ «Мостовик» (34,9 млн. рублей), ООО «Гидросети» (4 млн. рублей), ООО УК «Гарант-Сервис» (1,9 млн. рублей) и ООО «ГУЖФ», обслуживающее МКД минобороны (2,4 млн. рублей).
По сравнению с 2017 годом, платежная дисциплина УК по оплате объемов содержания общего имущества (ранее-ОДН) претерпела серьезные изменения. Если два года назад мы вышли на 73 процента оплаты, то сейчас он составляет 99,58. Большая часть УК рассчитывается ежемесячно. Тем не менее в течение года мы подали 154 иска на 15 млн. рублей на взыскание задолженности за холодную воду по договорам холодного водоснабжения на цели содержания общего имущества.
– Население тоже стало более добросовестно оплачивать счета?
– Общий процент оплаты жителей – 97,1. По многоквартирным домам он на уровне 97,8, что на два пункта выше, чем в 2017 году, а вот в частном секторе, наоборот, снизился на два процента и составил 93,4.
– Почему произошло снижение показателей?
– В частном секторе много самовольных подключений, когда дома присоединены без разрешительных документов. К жителям приходят некие люди и предлагают построить водопровод, канализацию. Строят, но никакую документацию не оформляют, поэтому ОмскВодоканал, составляет акт о самовольном подключении и производит доначисление платы исходя из объема, определенного на основании норматива потребления услуг с применением повышающего коэффициента 10 или по пропускной способности трубопровода. А ведь избежать этого просто. Необходимо, чтобы человек сначала пришел к нам и получил технические условия на подключение, и только после этого строил водопровод. В этом году такое обращение абсолютно бесплатно, но только для тех, кто оформит документы в соответствии с действующим законодательством.
– Как ОмскВодоканал борется с неплательщиками?
– Юридических лиц отключаем. Если такой возможности нет, передаем иски в суд. В прошлом году направили 693 иска на 189 млн. рублей. При этом мы поддерживаем организации, которые обращаются к нам за реструктуризацией задолженности. С мелкими предпринимателями проводим такую же работу плюс стали передавать эту функцию коллекторам, чтобы они взыскивали дебиторскую задолженность. По физлицам также проводим отключения водоотведения сами и с помощью коллекторов. Передали в суд 32 тысячи 572 иска на 158 млн. рублей. Получили 115 млн. по исполнительным листам. Нам в работе очень помогают судебные приставы, ведем с ними и работу по ограничению выезда должников за пределы РФ: если раньше в год таких постановлений выдавалось около десятка, то в 2018 году – 241.
– Какие новшества ожидают омичей в этом году?
– С 1 марта мы начнем прием безналичных платежей в центральном офисе. Также работаем над информационным сервисом, чтобы повысить качество обслуживания омичей. Уже с марта запустим так называемый сервис обратного вызова, т. е. позвонивший не будет ждать своей очереди у телефона, мы ему сами перезвоним. В планах открыть пару новых офисов.
Активно обсуждаем с УК проблему воровства ресурсов, когда люди ставят магниты на приборы учета. И УК, и мы выступаем за то, чтобы учет расходования в квартирах был фактическим, а никак не заниженным. Сейчас УК и ОмскВодоканал активно устанавливают на приборы антимагнитные ленты. При воздействии магнитом они разрушаются. Если при осмотре мы это обнаружим, имеем право начислить по нормативу с применением повышающего коэффициента равного 10. Такие ленты устанавливают уже пару лет, и сейчас будем проверять их состояние.
– Как развивается ситуация с ОДН на водоотведение?
– Минстрой РФ разъяснил, что водоканалы и УК имеют право производить начисления платы за водоотведение в целях содержания общего имущества (ранее – ОДН) при наличии в многоквартирном доме централизованной системы водоотведения.
Соответственно, если в многоквартирном доме имеется отведение сточных вод, то и плата за водоотведение на цели содержания общего имущества законна.
В декабре 2018 года ОмскВодоканал уведомил УК, что будет проводить начисление водоотведения на цели содержания общего имущества по МКД, где данная услуга подтверждена конструктивными особенностями МКД в части отведения сточных вод на цели содержания общего имущества. По остальным МКД мы будем производить начисления по итогам получения соответствующих дополнительных разъяснений. Мы направили запросы в Минстрой России и Госдуму, чтобы прояснить, что имеется в виду под «конструктивными особенностями».
Многие считают, что платить нужно, если в подъезде стоит унитаз. На самом деле вариантов достаточно много. В домах есть дренажные системы, в некоторых — помещения для консьержки с туалетом. Часть воды используется на цели промывки мусоропроводов и других внутридомовых инженерных систем.
На данный момент передали девятиэтажки и выше, где есть мусоропроводные камеры, для мытья которых предусмотрены кран и дренаж, соединенный с системой канализации. Но в части зданий мусоропроводы заварены. Вопросов немало, но мы не идем по пути начисления всем поголовно, а пытаемся разобраться с каждым конкретным домом в индивидуальном порядке.