Городские чиновники делают вид, что управляют, частные перевозчики пытаются выжить, пассажиропоток продолжает сокращаться.
Проблем на рынке пассажирских перевозок по-прежнему много, несмотря на Федеральный закон 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом», на который все участники рынка возлагали много надежд. Как выясняется теперь, закон сам по себе неплох, вот только пассажирский транспорт в Омске продолжает деградировать. О причинах деградации частные перевозчики рассказали журналистам на пресс-конференции в пресс-центре «МКР-Медиа», которая состоялась в понедельник 8 июля. К сожалению, многие вопросы просто некому было задать, поскольку городские и областные транспортные чиновники вообще проигнорировали это мероприятие.
О новой и передовой маршрутной сети, которую по заказу администрации Омска разработал в 2016 году Санкт-Петербургский государственный университет и которая так и не была толком внедрена, уже никто не вспоминает. В настоящий момент все внимание общественности направлено на налоговиков, которые озаботились стопроцентным внедрением в пассажирские перевозки законодательства о применении контрольно-кассовой техники и внедрении в автобусах частных перевозчиков системы безналичных расчетов.
И успехи налоговиков не вызывают сомнений, хотя и есть, как рассказал главный государственный налоговый инспектор контрольного отдела УФНС по Омской области Сергей ЛОТОВ, упорные нарушители. В ходе 46 проверок в первом полугодии 2019 года было выявлено, что свыше 60% проверенных налоговиками перевозчиков не соблюдали законодательство о применении контрольно-кассовой техники. Но теперь, мол, после перехода на онлайн-кассы государство добьется полной прозрачности всех расчетов в пассажирских перевозках, как безналичных, так и наличных. Соответсвенно, когда частные перевозчики выйдут из «серой» зоны, то им придется в полном объеме платить налоги.
На все сто процентов, судя по словам заместителя начальника УГИБДД УМВД России по Омской области Антона БОНДАРЕНКО, отработала и Госавтоинспекция, и теперь жизнь налаживается, вал дорожно-транспортных происшествий с участием пассажироперевозящего транспорта (автобусы, троллейбусы, трамваи) сходит на нет, по сравнению с прошлым годом снижение ДТП по причине нарушений ПДД составило порядка 10%. По мнению Антона БОНДАРЕНКО, о халатности перевозчиков уже говорить нельзя. Мол, все умеют считать деньги, а каждое нарушение ПДД приводит к штрафным санкциям, поэтому перевозчики усиливают контроль за своими работниками.
– Да, не все водители у нас дисциплинированные, не все еще ездят в костюмах, пиджаках и галстуках, к сожалению, это человеческий фактор, – рассказал Антон БОНДАРЕНКО. – Но часть водителей все же переходит на совершенно другой уровень, и это заметно даже по конечным остановочным комплексам, ведь раньше, вспомните, как они были замусорены, что только там не валялось. Сегодня уже все иначе, и мы в Госавтоинспекции отмечаем эту позитивную тенденцию.
Хорошо поработал и автотранспортный надзор. Как рассказал заместитель начальника Западно-Сибирского межрегионального управления государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Дмитрий ПЕТРОВ, контрольно-надзорные мероприятия они проводят регулярно, нарушители привлекаются к административной ответственности, нарушений становится меньше. За первое полугодие 2019 года проведено 145 рейдовых мероприятий, проверено 523 автобуса, выявлено 326 нарушений, штрафов наложено на 4 млн. рублей, в том числе за отсутствие у перевозчиков карты маршрута.
– Естественно, сначала работа шла тяжело, не все хотели законы исполнять, тем не менее, как я считаю, работа проведена хорошая, большая и ситуация изменилась кардинально, – рассказал омским журналистам Дмитрий ПЕТРОВ. – Естественно, никто останавливаться не будет, мы также совместно с другими контрольно-надзорными органами будем проводить мероприятия. Будем реагировать и на сообщения от граждан о незаконной деятельности.
Немного пессимистических нот позволил себе общественник Игорь ФЕДОРОВ, по мнению которого не все так благостно с пассажирским транспортом в Омске, как могло показаться из выступлений представителей контролирующих органов. Игорь ФЕДОРОВ посетовал, что организатор перевозок, городской департамент транспорта, действует волюнтаристски, принимает решения кулуарно, попирает интересы перевозчиков, не прислушивается ни к пассажирам, ни к экспертам, ни к общественникам.
– У муниципалитета две проблемы, – считает Игорь ФЕДОРОВ.– Первая – это война с частными перевозчиками, я ее всегда называл именно так, развязана она была очень давно и, к сожалению, никак не может завершиться. Вторая проблема – у города отсутствует долгосрочная стратегия развития системы пассажирских перевозок, из-за этого частные перевозчики не могут выстраивать свои стратегии, покупать соответствующий подвижной состав. И даже правильная работа по замене подвижного состава, которая была начата муниципалитетом, так и не завершена.
Крайне критично о сегодняшней ситуации в городских пассажирских перевозках и о качестве работы городского департамента транспорта высказался президент некоммерческого партнерства «Омский транспортный союз «ОмскАвтодор» Николай АРТЕМЬЕВ. По его словам, все так быстро меняется в худшую сторону, что сегодня даже сложно предположить, каким именно будет омский рынок пассажирских перевозок через год.
– Департамент транспорта заявляет, что работа над стратегией развития транспортного рынка завершена, а она даже не начиналась по большому счету, – рассказал Николай АРТЕМЬЕВ. – Есть лишь разрозненная работа разных ведомств, которые контролируют этот бизнес. Не решен вопрос с федеральными льготниками, перевозчики получают за них компенсацию из бюджета в размере 18 рублей. Как можно возить за 18 рублей, если Омским городским советом утвержден размер провозной платы 25 рублей на человека? Льготник – это что, недочеловек? На сегодняшний день нет источника, из которого компенсируется провоз студентов, пенсионеров и школьников. Мы их возим фактически за свой счет. Стоимость билета у них дешевле на три рубля, и никто эти деньги частным перевозчикам не компенсирует, ни мэрия, ни правительство Омской области, ни федеральный бюджет.
У организатора перевозок, по мнению президента «ОмскАвтодора», до сих пор отсутствует понимание, автобусы какого класса должны работать на омских маршрутах. Его компания приобрела 30 единиц «зеленых» автобусов среднего класса, работающих на метане, могла бы приобрести и больше, но нет понимания, на каких маршрутах эти экологически чистые машины смогут работать, в силу специфики конкурсных процедур, соответственно, нет и понимания, в какие сроки автобусы окупятся. А муниципальный транспорт тем временем ветшает.
– Количество муниципальных автобусов снижается, сегодня их максимум 30% от общего количества пассажироперевозящего транспорта на омских улицах. Подавляющую часть пассажиропотока перевозит сегодня частный транспорт. Каким образом можно синхронизировать муниципальный и частный транспорт – организатор маршрутной сети даже не задумывается. Министерство транспорта Омской области фактически выключено из обсуждения этих вопросов. Видна ли нам перспектива? Нет, не видна. Вся стратегия планирования у нас рассчитана на краткосрочный период. Главное – выжить сегодня, – подчеркнул Николай АРТЕМЬЕВ.