На минувшей неделе стало известно, что Россия простит африканским странам 20 млрд. долларов.
Коммерческие вести» спросили читателей:
Инна ВЕТРЕНКО,
доктор политических наук:
– Нормально, потому что знаю историю этих долгов. Основная их часть сформировалась еще в период СССР. Это бедные страны, и взыскать с них долг не представляется возможным. Россия использовала ситуацию, и в этом есть политический смысл. Во-первых, для нас сегодня любые союзники, пусть не самые сильные, важны. А страны, которым прощены долги, находятся в орбите влияния России. Во-вторых, вряд ли они после такого гуманитарного жеста будут запускать конкурирующие с нами страны на свои внутренние рынки.
Виктор ЖАРКОВ,
генеральный директор ООО «Торговый дом «Минск»:
– Конечно, хочется, чтобы деньги шли на развитие нашей страны, а не на помощь другим. Но чтобы делать выводы, нужно знать структуру долга. Тогда будет понятно: это реальный промах нашей политики, или долги, которые в принципе нельзя вернуть.
Александр МИНЖУРЕНКО,
дипломат, историк:
– Во-первых, речь идет не о разовом списании средств. ПУТИН просто суммировал прощеные долги за много лет. Во-вторых, это долги безнадежные. Они тянутся еще со времен СССР. Никто их отдавать не собирался, поэтому нам шикарный жест на самом деле ничего не стоил. А сейчас мы получаем доступ к недрам, есть договоренность, что некоторые месторождения Африки будут осваивать наши компании. Но, конечно, больше кредитовать эти страны не нужно: в них сменится правительство и все вложения пойдут прахом. Мы столько денег туда уже вложили, а в итоге находимся в политической изоляции. Где же союзники, которые сожрали все эти миллиарды? Американцы действуют похоже, но они всегда требуют гарантии, и деньги в той или иной форме возвращают. ТРАМП ведет политику как бизнесмен, он не понимает, что можно просто тратить миллиарды ради имиджа, а Россия делает именно это. Она держит народ в нищете, но делает широкие жесты. Американцы раздают деньги «с жиру», у них они лишние. Нам же не хватает даже на социальные темы.
Олег РОЙ,
завкафедрой «Региональная экономика и управление территориями» ОмГУ им. Ф.М. Достоевского:
– Отрицательно, потому что наша страна находится в сложном экономическом положении и нет оснований прощать долги африканским странам. Даже несмотря на то, что мы можем получить от них политическую поддержку. В существующих условиях принимать решение без какого–либо обсуждения в обществе, потратив огромные средства на проведение саммита в Сочи, считаю абсолютно недопустимым. Долги можно реструктуризировать, как это делает большинство стран.
Борис СВАТКОВ,
президент Союза организаций торговли Омской области:
– Это долг перед государством, и принимать решение, полагаю, должны были Госдума и Совет Федерации. Не понимаю, когда списание 20 млрд. долларов принимается единолично. Возможно, потом пойдут выгодные для России контракты, например, на 3 триллиона долларов. Тогда можно делать такие шаги. Я 20 лет занимался внешнеэкономической деятельностью: прежде чем ехать, к примеру, в Египет, мои специалисты 3–4 месяца готовили поездку, изучали цены, рынок и проч. Так, наверное, и здесь: возможно, ситуация с 20 млрд. долларов готовилась заранее, а народу просто не рассказали.