Зачем создан глобальный посредник АО «Логистическая компания «Зерно Сибири», да еще и с участием государства, в чем его преимущества, кто будет возить зерно в Японию и на что будет тратиться уставный капитал этой компании в размере более 500 млн. рублей?
На эти и другие не менее важные вопросы обозреватель «Коммерческих вестей» Николай ГОРНОВ попытался найти ответы в беседе с заместителем министра сельского хозяйства и продовольствия Омской области Иваном ТРОФИМОВЫМ.
– Иван Евгеньевич, хочется понять логику: зачем была создана компания «Зерно Сибири» с участием государства и чем не устраивает существующая рыночная схема, по которой происходит экспорт зерна из региона? В 2018 году, по словам губернатора, из региона вывезли 1,9 млн. тонн при урожае 3,2 млн. тонн, разве этого мало?
– Вообще создание акционерного общества с участием государства и такого количества бизнеса – это для Омска прецедент. 51% акций у Омской области, еще 49% распределены между 112 участниками, среди которых и крестьянско-фермерские, и коллективные хозяйства, суммарно все участники этого акционерного общества обрабатывают порядка 800 тыс. гектаров посевных площадей. Проект «Зерно Сибири» подразумевает три основных направления. Первое направление – это, разумеется, консолидация объемов с целью максимально выгодной для производителей реализации зерна, создание максимально короткой цепочки от сельхозтоваропроизводителя до конечного потребителя. Один производитель конечному потребителю всегда менее интересен, и он просто вынужден пользоваться услугами посредников. Более мелкие посредники формируют товарные партии зерна на местах, перепродают их более крупным посредникам, те в свою очередь везут партии до FOB-порта, где продают еще более крупным посредникам, следующие формируют еще более крупные партии и уже везут до CIF-порта, то есть в страну покупателя, а там уже действуют объединенные компании, которые заключают крупные сделки с конечными покупателями зерна. Иногда в таких зерновых цепочках бывает до нескольких десятков посредников.
Второе направление – объединение потребностей, чтобы снабженческая функция была максимально эффективной. Условно говоря, в больших объемах удобрения, средства защиты растений и ГСМ приобретать всегда выгоднее, чем в малых. Если покупать не тонну дизельного топлива, а тысячу тонн, то цена будет другая, разумеется. Третье направление – это история, связанная с восстановлением, скажем так, логистического маршрута для экспорта зерновых из Омской области по воде, что дает существенную экономию логистических затрат. В целом Россия произвела в прошлом году 132 млн. тонн зерновых. Из них 50 млн. тонн – излишки. Мы аграрный регион, в масштабах страны – заметный, Омская область, как вы правильно сказали, произвела 3,2 млн. тонн, из них за пределы региона было вывезено 1,9 млн. тонн. Экспорт за пределы страны из региона – немногим более 300 тыс. тонн. При этом потенциал у нас весьма серьезный, мы можем производить и продавать больше, нужны только рынки сбыта, которые позволят товаропроизводителям получать нормальную цену за свою продукцию.
– Какую цену вы считаете нормальной?
– Сегодня себестоимость омской пшеницы – 6-6,5 тыс. рублей за тонну. Самый выгодный рынок для нас – страны в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Сегодняшняя цена продовольственной пшеницы 3-го класса в этом регионе – от 19 до 22 тыс. рублей. Минус логис...
Полную версию материала можно прочитать в бумажной версии газеты "Коммерческие вести". Покупайте в киосках Роспечати, в сети «Дилижанс» и у частных распространителей. Или подписывайтесь на полную электронную версию по телефону 95 – 61 – 46.