Объем домашних заданий министр образования Омской области рекомендует приводить в соответствии с возможностями мам, которые возвращаются с работы вечером.
16 апреля министр образования Омской области Татьяна ДЕРНОВА дала интервью одному из омских телеканалов.
Словесное освоение дистанционных технологий
Министр в течение часа отвечала на вопросы, касающиеся сегодняшней ситуации с удаленным обучением в школах. Приведем наиболее интересные, на наш взгляд.
Начала Татьяна ДЕРНОВА с общей характеристики ситуации. Она заметила, что сегодня во всех регионах одинаковое положение: «Если в предыдущие годы мы говорили, что все педагоги используют в деятельности дистанционные технологии, электронные образовательные ресурсы, платформы, то третья неделя самоизоляции показала, что это были только разговоры. Словесное освоение и абсолютное отсутствие практики. Мне обидно, что мы это обнаружили в такие дни, потому что в нашем регионе проект организации дистанционного образования реализуется уже не первый год. Причем во главе его руководители муниципальных органов управления образованием. Всю координацию этой деятельности ведет Институт развития образования и наш региональный информационно-аналитический центр, т.е. огромное количество людей. Но когда дошло до дела, вскрылись проблемы, которые не были решены в предыдущие годы, как бы красиво ни докладывали. Нас, конечно, может успокаивать, что такая ситуация и в целом по стране, но ее не должно было быть».
Министр рассказала, что в понедельник 6 апреля, когда к образовательным порталам подключилась западная часть страны, «все рухнуло», при этом она подчеркнула, что руководство ресурса «Дневник.ру» оперативно реагировало на звонки и претензии, в итоге работу удалось нормализовать.
Татьяна ДЕРНОВА заметила, что педагоги лишь «отчасти» оказались не готовы к удаленке, подавляющее большинство все-таки владеет технологиями и смогло включиться в дистанционную в работу. Чтобы продемонстрировать, как можно организовывать дистанционное обучение, ректор Института развития образования Омской области Татьяна ГОРБУНОВА провела в WhatsApp урок для руководителей министерства образования региона и глав 33 муниципалитетов. Интересно, что шоковое введение удаленки привело к неожиданному эффекту – учителя массово стали записываться на курсы, где обучают дистанционному обучению.
Сложные темы перенесут на следующий год
«Нельзя ли изучение материала по таким предметам, как иностранный язык, музыка, физкультура, перенести на следующий год?» – этот вопрос адресовали омичи министру. Она согласилась, что помощь по иностранному языку может оказать не каждый родитель, и пообещала, что сложные новые темы (по всем предметам), которые трудно объяснить детям дистанционно, будут перенесены на следующий год. Сейчас акцент предлагается сделать на повторении пройденного и легких для изучения материалах. Как их преподносить детям в условиях удаленки, объяснят специалисты Института развития образования.
Из 712 школ в области в 127 обучаются до 50 человек, в 128 – до 100. Министр пояснила, что 17 апреля предложит возобновить в учебных заведениях, где до 50 учеников, очное обучение. Но, видимо эта идея у медиков не нашла поддержки.
Учитель, будь человеком!
В студию дозвонилась мама, которая пожаловалась на слишком большой объем работы за компьютером у ее ребенка. Министр образования региона пояснила, что регулярно дает учебным заведениям рекомендации по этому поводу, а сводятся они к следующему: объем домашней работы у детей в режиме удаленки должен быть в два раза меньше того, что обычно. «Три упражнения по русскому языку – это очень много! 15 минут у компьютера – для начальных классов. Дальше они выполняют упражнения с учебником, в тетради, как угодно. И не более 30 минут — для детей старших классов. Учитель должен построить работу так, чтобы такой регламент работы был у каждого ребенка», – пояснила Татьяна ДЕРНОВА. При этом не заниматься вовсе и уйти на каникулы она не считает выходом из ситуации, ведь тогда материал за апрель-май детям придется осваивать в сентябре в качестве дополнительной нагрузки.
Татьяна ДЕРНОВА посоветовала учителям не устанавливать и жесткие сроки выполнения заданий. Она даже дала рецепт правильного определения объема домашней работы: «Мы обращаемся к педагогам с простым призывом: Будьте людьми! Я вчера на селекторе коллегам сказала: чтобы все правильно делать, по объему не промахнуться, представьте, что вы мама, которая работает. Возвращаетесь домой часам к 19. У вас два школьника, один компьютер на двоих, и они вас ждут, чтобы выполнять домашнее задание. Сколько вы готовы потратить времени, чтобы помочь своим детям? Это при том, что есть домашние дела, необходимость приготовить им еду на завтра. И вы поймете, как вам сейчас учить детей и сколько задавать домашнего задания. Все просто».
О нестабильной работе интернет-платформ говорили не раз, в прямом эфире телеканала мама рассказала, как четырежды решала с сыном тест, и каждый раз платформа сбрасывала ответы, в итоге осталось не понятным, пройден ли тест. В ответе Татьяна ДЕРНОВА просила учителей не забывать, что основными средствами работы на уроках все еще остаются учебник и тетрадь.
Неожиданный резонанс в СМИ получил ответ министра на вопрос: «С введением дистанционного обучения увеличилась нагрузка на учителей, удлинился рабочий день, они работают дома, значит, возрос расход электроэнергии. Кроме того, учитель больше проводит времени у компьютера. За вредность предусмотрена доплата? Кто компенсирует затраты учителям за электроэнергию, вайфай?». Татьяна ДЕРНОВА честно призналась, что никаких компенсаций за это учителям в данный момент не предусмотрено: «Скажу вещи, которые могут не понравиться, но все познается в сравнении. В этот период, мне кажется, важно, что наши педагоги не остались без работы. Сейчас в приоритете финансовая поддержка государством тех, кто вообще лишился какого-то денежного содержания. Я понимаю педагогов. Но кто вообще никакого дохода не имеет, были бы счастливы получать прежнюю заработную плату и чуть больше платить за электроэнергию и интернет-трафик».
Выпускные под вопросом
Сокращения летних каникул не ожидается, а вот выпускные балы, как минимум, перенесут. Когда министру задали вопрос о проведении выпускных вечеров для одиннадцатиклассников, она пояснила: «К сожалению, сейчас сложно предположить по поводу выпускных – будут ли они в каком-то виде проведены в этом году. Но не в те сроки, которые мы планировали, абсолютно точно. У нас старт экзаменов 8 июня, и все наши выпускные вечера будут смещены. Дай бог, чтобы нам их удалось провести. Если нам позволительно будет на единый госэкзамен собрать детей, то, наверное, по завершении ЕГЭ можно будет провести и выпускной вечер. Относительно последних звонков: не думаю, что ситуация нам позволит в мае собрать детей. В апреле – мае выхода в школу, к сожалению, с большой долей вероятности не будет. Здоровье наших детей – в приоритете».
Пришкольные лагеря в июне точно не откроются, насчет июля и августа пока информация остается открытой. Загородные оздоровительные лагеря уже готовят, но они тоже заработают только после снятия режима самоизоляции.