И снова о площади преткновения.
7 мая в режиме видеоконференцсвязи прошло заседание архитектурно-градостроительного совета, на котором был рассмотрен всего один вопрос – благоустройство Театральной площади в рамках национального проекта «Формирование комфортной городской среды».
Напомним, на предыдущем заседании (16 апреля), которое подробно освещали «Коммерческие Вести», совет рассмотрел концепцию второй очереди благоустройства Театральной площади. Проект, выполненный ООО «Престиж-ЛТФ», подвергся жесткой критике. В числе пожеланий проектировщику звучали пересмотр цветовых решений объектов, выбор материалов и малых архитектурных форм. В этот раз исполнительный директор компании Михаил БУТЮГОВ представил доработанный вариант. Вернее, не он сам, а... архитектор Сакен ХУСАИНОВ. В тот раз БУТЮГОВУ попеняли на то, что он не учел достоинства предыдущих отвергнутых проектов, в частности, того же ХУСАИНОВА. Глава подрядчика, недолго думая, пригласил известного предшественника в качестве соавтора.
«Место ответственное, и мы все хотим, чтобы все было выполнено на высшем уровне. Но есть финансовые ограничения на строительно-монтажные работы – около 60 млн. рублей. Поэтому сделать полную реконструкцию площади не получится. Речь скорее идет об устранении ее недостатков и внесении локальных изменений», – озвучил небольшое предисловие БУТЮГОВ.
Итак, разработчики предложили разбить территорию на две основные части – аванплощади перед театром и вокруг фонтана, арьер-площадь в сквере между театром и улицей Думской. Планируется организовать безбарьерное движение через всю территорию. Театр, естественно, останется центром притяжения пространства – ХУСАИНОВ окрестил его «роялем в кустах». Из проекта удалили амфитеатры, которые первоначально предполагалось разместить на склоне перед фонтаном. Это позволит уберечь местные деревья от вырубки. «Наша задача – по максимуму сохранить историю этой территории. Это одно из брендовых мест города, его изюминка. Поэтому что-либо спиливать и уничтожать там недопустимо», – подчеркнула глава совета, мэр Омска Оксана ФАДИНА.
Пересмотру подвергли и внешний вид улицы Лермонтова. Эту тему подняла главный архитектор Института территориального планирования «Град» Ирина СТУКАНЕВА, выразившая озабоченность тем, что владельцы торговых точек имеют полный пакет документов на собственность, а значит, сделать площадь по функционалу транзитной не удастся. Кроме того, они закрывают панорамный вид как самой площади, так и Музыкального театра. ФАДИНА уверила, что все решится в законном порядке:
– С точки зрения оформления прав собственности на павильон по ул. Лермонтова, д. 21а, где ведется деятельность нескольких предпринимателей, все условно. Третий год у нас ведутся судебные разбирательства, тянется эта история с так называемым собственником: начиная от экспертизы подложных документов, на основе которых были оформлены документы на право собственности, заканчивая признаками капитального строения объектов в тех местах, где это недопустимо. По пяти эпизодам были организованы судебные дела, и на текущий момент мы почти подошли к финальной истории. Все суды в отношении незаконного размещения торгового объекта завершились в пользу города Омска.
Глава Центрального округа Амангельды МЕНДУБАЕВ подтвердил, что в этом году киоски точно будут убраны. Принимая во внимание введенный режим самоизоляции, снос павильонов отсрочился, но к моменту начала работ по благоустройству территории их не будет. «Всю эту историю мы завершим. Небезосновательно архитекторы, которые работают над проектом благоустройства, их в проекте уже убрали», – резюмировала ФАДИНА.
Саму улицу градоначальница предложила рассмотреть в качестве места реализации пилотного проекта по работе со стрит-ритейлом. Она пригласила совладельца холдинга «Музыка и кино» Дениса КОШЕЛЯ в рабочую группу оргкомитета по формированию городской среды по развитию этого самого стрит-ритейла. Бизнесмен согласился, пояснив, что Театральную площадь действительно нельзя рассматривать в отрыве от прилегающей территории:
– Взять цветочные павильоны, объекты на первые этажах. Творится полный беспорядок, мягко говоря. Если систематизировать все магазины, точки общественного питания, этого ряда будет достаточно, чтобы привлекать дополнительное внимание к площади. Тогда на самой площади и не понадобится никаких объектов торговли – только социальные.
К слову, о них ХУСАИНОВ предложил установить долгожданные модельные павильоны, в которых можно спрятать общественные туалеты. Архитектор Андрей СЕРГЕЕВ поддержал коллегу:
– Галерея со встроенными объектами в том числе туалетами – хорошая идея. Пластически и архитектурно это правильно именно не отдельные объекты, а монолитный встроенный блок. Зато мне не нравятся сомнительные элементы на газонах вроде музыкальной ноты, к которым будут подходить для фото и неизбежно вытаптывать траву. А вот какие-то камерные скульптуры возле дорожек можно оставить.
Насчет малых архитектурных форм мэр предложила все-таки выбрать единый стиль исполнения: «Чтобы площадь не выглядела как дама, надевшая все лучшее сразу. Я вижу и металл, и камень у одного и того же объекта. Может, нам поработать с КАПРАЛОВЫМ?»
Идея обратиться за созданием скульптур к известному омскому творцу Александру КАПРАЛОВУ пришлась по вкусу участникам совета. «Меня смущают фонари – я их видела, знаю. Да, вечером они смотрятся оригинально, а вот днем совершенно обычно. Надо поискать еще варианты», – добавила ФАДИНА.
Председатель Омского отделения Союза художников России Андрей МАШАНОВ задумался: «Рояль не превратится в большую урну с крышкой?» Ирина СТУКАНЕВА заметила: «Необходимо добавить пешеходные переходы, если мы подключаем прилегающие территории к функции площади. Нужно разместить пешеходный переход между улицей Пушкина и проспектом Карла Маркса». Депутат Омского городского совета Юрий КОЗЛОВСКИЙ предложил заменить перетяжки с анонсами спектаклей на театре видеоэкраном. Все эти детали, как водится, упираются в финансирование.
Архитектор Артур ОБОТУРОВ прервал разрозненные реплики:
– Мы обсуждаем частности. Предлагаю обсудить главное – идею благоустройства, которая пока совсем не понятна. В чем она? Нет никакого сценария, это просто ремонт. В предыдущем решении была попытка организации пространства. Вместимость стоянки недостаточна, нет велодорожки. И вообще нет жизни. С таким подходом площадь останется транзитной и безжизненной.
Ирина СТУКАНЕВА была за обновленный вариант:
– Основная функция площади – транзит. Как только там скапливаются люди, эта функция становится неисполнимой.
«У площади – пространство, а не функция, – возразил архитектор Никита ШАЛМИН. – Прошлый вариант действительно был поинтереснее. Акцент делался на фонтан – самый любопытный элемент помимо входа в театр. Сейчас он пассивен. Мы на него выводим газоны, на них стоят подпорные стенки. А зачем? Вместо них можно тогда сделать просто откосы, это гораздо дешевле. Площадь в том проекте развивалась более активно – были амфитеатры, террасы. У фонтана – перепад рельефа. Нынче он вообще не задействован. По сути у нас вообще остается все как было. А зачем тогда арт-объекты, вся эта мишура, если не меняется главное?!»
«ШАЛМИН пытается отнести фонтан к рекламным элементам, а я его таковым не считаю, – резко парировал ХУСАИНОВ. – Как и не считаю, что газоны заслуживают отдельного внимания. Мне не понятна задумка с амфитеатром – площадь этого не позволяет, поскольку она транзитна. Фонтан живет сам по себе и не нужно вокруг него что-то создавать».
В пользу первого проекта высказался и президент Союза организаций торговли Омской области Борис СВАТКОВ. «Пешеходный транзит здесь минимален. Тогда зачем столько усилий?» – снова поддержал ШАЛМИНА ОБОТУРОВ. «Только игровая площадка вызывает эмоции. Все остальное абсолютно их лишено. А чем завлечь-то людей на площадь, кроме транзита и фонтана? Мы столько раз обсуждали, как сделать площадь уникальной, а в итоге все свелось к банальному ремонту», – посетовал в свою очередь и архитектор Леонид ГУСЕЛЬНИКОВ. Андрей СЕРГЕЕВ включился в спор: «Архитектуру площади создали авторы 35 лет назад. Зачем ее менять? Революций не должно быть. Называть это ремонтом, не обидно». «Оставьте слово «ремонт» для Бюджетного кодекса, – ответила огорченная препирательствами градоначальница. –Поставим мы фигуры или нет, расширим сценическую часть площади или нет – это понятие все в себя включит. Но нужно сработать всем вместе, ведь совет – коллегиальный орган, и решение должно быть принято большинством участников».
По двум версиям проекта после совета состоялось рейтинговое голосование. К 12 мая консенсус должен быть найден.