До 2024 года в Омской области должны привести 47,5% областных дорог в нормативное состояние.
О предварительных итогах строительства и реконструкции дорог в Омске и области в рамках национального проекта «Безопасные и качественные дороги» глава Министерства строительства, транспорта и дорожного хозяйства Антон ЗАЕВ рассказывал 16 сентября на пресс-конференции в региональном Доме журналиста. По его словам, областной дорожный фонд вырос в 2020 году почти на 2 млрд. рублей, на эти деньги будет построено 70 километров новых дорог и отремонтировано 250 километров старых.
О дорожном фонде
Областной дорожный фонд в этом году увеличился до 12,2 млрд. рублей. Если сравнивать с прошлым годом, то рост очень существенный – почти на 2 млрд. рублей, в прошлом году дорожный фонд был 10,1 млрд. рублей. За счет чего произошел этот рост? Прежде всего за счет роста федеральных вливаний. В прошлом году у нас было 2,7 млрд. рублей федеральных денег, в этом году – 3,5 млрд. рублей, плюс у нас сегодня планируется привлечение еще 500 млн. федеральных средств в регион. У нас сегодня, если брать от общей суммы, касса порядка 65%. То есть исполнено две трети. Основное, что мы планируем – построить порядка 70 километров новых дорог и отремонтировать 250 километров старых. И по всей территории области выполнить так называемый ямочный ремонт, уложить порядка 300 тыс. квадратных метров. Если перевести квадратные метры на километраж, то получится почти 50 километров.
О нацпроекте «Безопасные и качественные дороги»
Основная программа, которую мы реализуем, – это, разумеется, наш национальный проект «Безопасные и качественные дороги». Мы его успешно, я считаю, реализуем с 2019 года. В этом году мы даже опережающими темпами начали выполнять программу. Изначально мы планировали отремонтировать 38 дорог. Образовалась экономия, мы за счет экономии часть дополнительных объектов отторговали, а потом благодаря губернатору мы перетянули миллиард рублей с 2021 года на 2020 год, в результате в этом году завершим ремонт дополнительно еще четырех дорог. Если удастся перетянуть, со следующего года еще 406 млн. рублей, а нам это подтверждают в Министерстве транспорта, то отремонтируем еще три дороги. И мы получим 45 отремонтированных дорог общей протяженностью 215 километров. В прошлом году, если вспомнить, отремонтировали порядка 175 километров.
До 2024 года мы должны привести 47,5% областных дорог в нормативное состояние. По омской агломерации цифры выше – 85%. Уже в текущем году по агломерации мы доведем этот показатель почти до 70%. Но губернатор нам ставит задачу завершить национальный проект не в 2024 году, а на год раньше, и эта задача, я считаю, вполне выполнима. Субъект к этому готов. И подрядные организации в принципе готовы к таким объемам работ. Сегодня на 16 объектах работы уже завершены в полном объеме. В целом объем работ 2020 года выполнен на 88%. В городе – на 80%.
Об автоматизированной системе контроля
В рамках национального проекта до 2024 года мы должны были установить на дорогах десять рамок габаритного контроля. По одной рамке ставить бессмысленно, система не будет работать. Фуры будут одиночные рамки обходить. Мы подошли к вопросу комплексно и поставили сразу 9 рамок. Одну за счет средств нацпроекта, другие – с привлечением внебюджетных средств. Порядка миллиарда рублей привлекли в так называемый лизинг.
Организация частная установила 8 рамок за счет своих средств, отремонтировала дороги на этих участках, которые примыкают к рамкам. По договору мы в течение пяти лет будем им возмещать эти затраты из дорожного фонда. Причем часть этих средств будет возмещаться за счет штрафов за негабарит и перевес, которые поступают в бюджет благодаря установке этих рамок. Система работает эффективно, как мы убедились. И в целом, я предполагаю, мы поставим до 2024 года порядка 15 рамок.
О грунтовых дорогах
Мы сегодня одни из лидеров в стране по грунтовым дорогам. К сожалению, это проблема нашего региона. Из 10 200 километров дорог почти 30% у нас грунтовые. Они построены были в разные годы из разных материалов. Плюс к этому у нас очень близко находятся грунтовые воды. Дороги переувлажнены. Понятно, что в рамках их содержания, в рамках ЧС мы делаем, что можем, выделяем деньги, чтобы можно было прийти и точечно решить проблему, если в распутицу некоторые населенные пункты становятся недоступны.
Но в целом наша стратегия – это основные магистрали, где высокая интенсивность движения, я уже много раз об этом говорил. Взять и направить сегодня все имеющиеся средства на грунтовые дороги мы не можем. Нас никто не поймет. Но мы будем пытаться привлекать из федерального бюджета дополнительные деньги. После 2024 года будет новый национальный проект, который сейчас в проработке. У нас будут высвобождаться денежные средства в областном бюджете, и мы сможем их направлять на решение болевых точек. В том числе на проблему грунтовых дорог.