Три истории омского предпринимательства с нуля.
22 июля в Доме журналистов состоялась пресс-конференция «Бизнес в Инстаграме: омские истории успеха». Спикеры рассказали о своих стартапах и о том, как начать свое дело в «хоум-офисе» без больших вложений.
Финансовый консультант, автор тематического блога Диана ЛЕБЕДЕВА десять лет проработала в банке с розничными клиентами, но в пандемию потеряла работу. Тогда девушка ушла в свободное плавание, продолжив по большому счету заниматься тем же самым – консультированием в области инвестиций и финансовой грамотности, комплексным сопровождением бизнеса. У ЛЕБЕДЕВОЙ ранее был бизнес-аккаунт в инстаграме, посвященный пошиву шапок, там она изменила содержание, начав выкладывать посты о грамотном вложении средств. Резкая смена тематики аудиторию не испугала, клиенты появились практически сразу. Первоначально ЛЕБЕДЕВА работала за donation – сумму определял сам потребитель услуг. Но клиентов оказалось достаточно много, поэтому вскоре предпринимательница вышла на достойные заработки.
ЛЕБЕДЕВА добавила, что ведет курс для начинающих предпринимателей. По ее наблюдениям, активные девушки (это в основном именно они, а не парни) очень серьезно относятся к организации своего дела, включая в бизнес-план траты на онлайн-кассы, систему пожарной безопасности и прочее. Финансовый консультант отметила, что начинать стоит все же с минимально жизнеспособного проекта, развивая его постепенно, иначе высок риск, что рынок окажется не готов и вложения обернутся крупными убытками. ЛЕБЕДЕВА предупредила, что на ранних стадиях развития бизнеса лучше инвестировать собственные деньги и прибегать к кредитам, лишь когда дело встанет на ноги.
Максим КАБАНЕНКО, основатель безглютеновой пекарни «Живой хлеб» десять лет отдал журналистике. На решение уйти из СМИ повлияло, с его слов, много факторов, пандемия в том числе. Пройдя курсы по SMM, КАБАНЕНКО начал раскручивать аккаунт своей жены (у нее экономическое и юридическое образование), увлекавшейся здоровой выпечкой. Буквально через пару недель на безглютеновый хлеб, полюбившийся друзьям пары, начали поступать первые заказы. Во время локдауна доставка оказалась особенно востребована. Спустя пару месяцев супруги расширили ассортимент и вывели производство за пределы дома, так как перестали справляться с высоким спросом в прежних условиях. Летом прошлого года продукция семьи КАБАНЕНКО стала поступать в омские магазины полезного питания.
Бренд mrs.accessory Марианны ЗГОРЖЕЛЬСКОЙ, эксперта в области украшений, stone консультанта, дизайнера и ювелирного стилиста в текущем году справил пятилетний юбилей. Девушка всю жизнь проработала в сфере красоты, уйдя в бизнес с должности заместителя управляющего магазином Mango. Внушительный опыт от службы продавцом-консультантом и визуальным мерчендайзером до работы со складом пригодились ЗГОРЖЕЛЬСКОЙ в организации своего дела. Заказ нашел предпринимательницу еще до оформления полноценной идеи трудиться на себя – подруга попросила сделать ей заколку для свадебного образа. ЗГОРЖЕЛЬСКАЯ вложила в это свои последние декретные деньги. И душу. Реакция по сарафанному радио не заставила себя долго ждать – девушке стали регулярно заказывать хенд-мейд украшения. Заработанные деньги ЗГОРЖЕЛЬСКАЯ вкладывала в обучение. Сняла студию, параллельно развивая свой инстаграм, наняла сборщиц. Клиенты могут подобрать у нее уникальное украшение или реставрировать уже имеющееся:
– Определенный плюс своего бизнеса – гибкость графика. С другой стороны, это работа 24/7, ты все время в телефоне. Ты не можешь расслабиться, когда сама генеришь весь процесс. Когда тебе пишут в 11 вечера, просят подобрать камни в сережки, ты не можешь не ответить, потому что если ты этого не сделаешь, то сделает кто-то другой. Время такое – кто первый встал, того и тапки.
Все спикеры сошлись в мысли, что идея для бизнеса первоначальна, а деньги уже приходят под реализацию цели. Нет худа без добра, рассуждал КАБАНЕНКО, его жену сократили на работе во время пандемии, и это позволило паре заявиться на грант городской администрации и выиграть необходимые средства.
Опять же, всем троим предпринимателям пришлось столкнуться со скепсисом знакомых, которые не одобряли идею создания бизнеса. ЗГОРЖЕЛЬСКАЯ призналась, что ее также дико раздражает потребительский экстремизм, с которым ей приходилось сталкиваться, – люди требуют суперсервиса за копейки. Предпринимательница научилась отказываться работать с такими клиентами, хотя это пришло не сразу.