Грядет мировая смена элит? По мнению экспертов, все к тому идет.
25 октября в пресс-центре информационного агентства «Национальная Служба Новостей» состоялась пресс-конференция на тему «Доллар по 100! Каковы прогнозы курса валют до конца 2021 года?».
Экономисты предрекли, что курс доллара к 2021 году будет 100 рублей вместо ожидаемых 73,6 рубля. По мнению специалистов, обвал рубля спровоцируют предвыборные выплаты россиянам и неестественно высокие цены на энергоносители. Однако Минэкономразвития спрогнозировало курс доллара в 72 рубля в 2022 году. По словам главы ведомства Максима РЕШЕТНИКОВА, к 2024 году курс должен вернуться примерно на текущие уровни.
Финансовый аналитик фондового рынка Владимир ЛЕВЧЕНКО напомнил, что никто из крупных мировых инвестиционных банков, отечественных инвестиционных компаний и ведомств вроде того же Минэкономразвития ни разу не предсказал сильного падения рубля. Эксперт объяснил это политическими ходами:
– С начала 2015 года мы живем при достаточно низкой волатильности рубля. Мы в принципе успели сходить на 86 рублей за доллар, потом на 56 рублей, а сейчас находимся посередине между этими экстремумами. До конца текущего года ожидать сильных движений уже, наверное, не стоит: действует бюджетное правило, которое сглаживает возможные колебания рубля. Против рубля играет то, что у населения достаточно низкой запас валютной ликвидности. Мы это видели весной прошлого года, когда впервые за всю постсоветскую историю при падении курса рубля население побежало массово продавать валюту, а не покупать. Чтобы мы увидели сильное движение, рынок должен вместе с населением продавать рубль.
По словам ЛЕВЧЕНКО, текущие цены на энергоносители уже приводят к падению номинального объема потребления – это заметно не только по природному газу, но по всем металлам и нефти:
– Здесь есть параллель с 2008 годом, когда цена на нефть выросла с начала году к лету на 50% и привела к номинальному падению объема потребления. С очень большой долей вероятности, особенно исходя из того, что происходит сейчас в целом в мировой экономике, мы столкнемся с достаточно резким и «неожиданным» для правительственных структур падением номинальных объемов потребления вообще всех сырьевых товаров в мире – у людей просто не будет на это денег.
Спикер привел пример со стоимостью древесины в США, которая взлетела вертикально в текущем году. Рядовые американцы и строительные компании, увидев цену, которую взвинтили биржевые спекулянты, отказались покупать сырье вообще, и цена достаточно быстро упала до приемлемого уровня. При повышении реальных процентных ставок рынок ждет падение цен на все активы, особенно на криптовалюты:
– Деньги уходят и спасаются от инфляции фиатных валют, а биткоин в этом плане удобнее, это реальное цифровое золото. Он абсолютно бесполезен.
До конца года падение рубля не будет значительным, уверил ЛЕВЧЕНКО, но в перспективе все же есть вероятность прийти к уровню доллара по 100 рублей:
– Падение курса рубля по образу и подобию 2008 года, когда рубль потерял к доллару около 50%, такое вполне может быть. Уровень в 100 рублей мы увидеть можем, но точно не в этом году, для этого должно быть несколько факторов. Очень важный фактор, который играет против рубля, – действия ЦБ. Он в пятницу резко поднял ставку на 0,75, что явилось шоком для рынка. Курс рубля резко вырос, за доллар стали давать меньше 70 рублей. Это привело к тому, что долговой рынок стал инверсионным. Кривая доходности долго выравнивалась, на прошлой неделе индекс облигаций федерального займа закрылся ниже, чем на пике паники в марте прошлого года. Впервые в истории постсоветской России при такой динамике долгового рынка рубль растет, а не падает. Все это приводит к тому, что краткосрочные процентные ставки по бумагам росли быстрее, чем процентные ставки по более длинным облигациям. Такое происходит сейчас не только в России, а абсолютно во всем мире. То, что натворили за последние годы глобальные центральные банки, приведет к рецессии и падению национальной валюты. В Соединенных Штатах та же картинка происходит. В середине 2019 года был целый период, когда процентные ставки даже по трехмесячным векселям превышали процентные ставки по десятилетним облигациям. Это всегда в истории приводило к рецессии, стагнации или падению экономики. Американские власти убеждали, что этого не будет, но в 2020 году все увидели рецессию, которую попытались объяснить коронавирусными ограничениями, хотя мы видели проблемы до этого. У глобальных регуляторов сейчас гораздо меньше ресурсов, чтобы предотвратить сжатие экономики.
С каждой минутой ЛЕВЧЕНКО распалялся все сильнее:
– Сейчас у рубля есть еще одна поддержка – это попытки с помощью укрепления курса рубля сгладить инфляцию. Локально в краткосрочном плане это, безусловно, поможет, но в долгосрочном плане создаст еще более худшие условия для функционирования российской экономики, потому как это будет происходить исключительно через ограничение свободного рынка и через падение нормы прибыли в большинстве отраслей нашей экономики, через появление дефицита. Госпожа НАБИУЛЛИНА (глава ЦБ РФ) подняла процентную ставку как раз под локдаун. Они таким образом нас всех приучают к более высокой инфляции. То есть они нам рассказывают, что, с одной стороны, они с инфляцией борются, с другой стороны, думаю, многие из нас заметили, что цены двинули наверх. Все друг друга пугают, что это не на десять дней, а больше. Извините, госпожа НАБИУЛЛИНА, не вам ли принадлежат слова о том, что инфляция не будет иметь таких значений? Мировые регуляторы сейчас расписываютсяв собственной некомпетенции, у меня тогда только один вопрос, почему их главы до сих пор занимают свои должности.
Директор по стратегии ИК «ФИНАМ» Ярослав КАБАКОВ согласился, что действия отечественного Центрального банка выглядят истеричными:
– Риски достаточно осязаемы, начиная с роста цен на энергоносители и заканчивая замедлением темпов роста ведущих мировых экономик – Китай и США не лучшие сейчас показывают результаты по сравнению с теми прогнозами, которые делались всего лишь несколько месяцев назад. Большинство инвестдомов сейчас пересматривает даже прогнозы темпов роста ВВП за 2021 год, не говоря уже о том что ухудшают прогнозы на 2022 год. Мы являемся заложниками событий, происходящих на международных рынках, и той политики, которую ведет наш Центральный банк. Конечно же, рубль будет постепенно ослабевать к доллару и евро, потому что наша экономика не столь диверсифицирована. Как только цепочки поставок в мире начнут восстанавливаться, российская экономика будет выглядеть не столько интересно и активно.
ЛЕВЧЕНКО назвал сказками рост спроса даже на природный газ в Европе:
– Он есть к уровню, когда люди сидели по домам и часть предприятий остановилась. По сравнению с концом 2019 года роста спроса нет. Мировая экономика работает себе в убыток. Высокая инфляция всегда является предвестником смены элит. А мы в самом начале инфляционного всплеска, когда ставки только-только начинают свой рост и расти будут не полгода, не год, не 10 или 20 лет, а больше. Как у Льюиса Кэрролла: «Девочка, это у вас чтобы попасть из одного места в другое, нужно просто пройти. У нас для того, чтобы просто остаться на одном месте, нужно бежать со всех ног». Но уже и это не получается! Чтобы просто остаться, нужно бежать вдвое быстрее, а бежать никто не хочет и уже не может. Попытка через рост курса рубля сбить инфляцию приведет к крайне плачевным последствиям. То есть локально, конечно, отчитаются! Но укрепить рубль на 5%, показать, что у нас инфляция продовольственная не 20%, а 15% – это все равно что банкнотами топить печку. Они продолжают убеждать себя, что ничего не поменялось, что инфляция временная, и сейчас все наладится, но при этом делают все, чтобы еще сильнее расшатать ситуацию.