В Омске до сих пор не создан фонд помощи проектам, о котором говорил глава Счетной палаты РФ.
Второго октября в рамках основной программы «Мастера. Forum» состоялась дискуссия «О дивный новый мир: почему все говорят о креативной экономике». Для ее проведения был организован телемост Москва-Омск.
На этой сессии председатель Счетной палаты РФ Алексей КУДРИН рассказал, что посвятил себя креативной экономике, уйдя десять лет назад с поста министра финансов РФ. По его словам, тогда, после лондонской олимпиады, ряд мировых правительств принял программы развития креативных индустрий, включающие архитектуру, дизайн, модные галереи, издательство, интернет-проекты и т. д.:
– Это направление растет быстрее всех других секторов экономики в мире. С чем это связано? С тем, что жители мира становятся немножко состоятельнее, им больше нужно индивидуальных качеств любого продукта, идет так называемая кастомизация мировой экономики, более ориентированная на потребности каждого человека.
КУДРИН отметил бешеный спрос на креативных специалистов:
– В ближайшие десятилетия доля креативной экономики в мире будет постоянно расти. Сегодня в развитых странах она уже составляет от 6 до 12% ВВП, а в крупных городах, таких, как Лондон или Париж, она еще выше. И это несмотря на то, что пандемия скорректировала эти пропорции в сторону уменьшения. Я хочу обратиться ко всей аудитории: работайте в этой сфере. Эта сфера будет востребована на десятилетия, здесь будет новый спрос на совершенствование любой продукции – от станков в промышленности, каких-то производственных комплексов, которые должны быть тоже очень дизайнерскими, воплощать в себе совершенно новые потребительские качества, до совершенно бытовых вещей, которые встречаются в каждом доме.
По данным главы Счетной палаты, в США этот рынок достиг уже одного трлн долларов, в Китае – практически столько же. В России – около 2,5 трлн, но рублей, а не долларов, чуть более 2% ВВП. Согласно концепции развития креативных индустрий, принятой на этой неделе в российском правительстве, к 2030 году тот же показатель должен достигнуть 6%:
– Мы только доберемся до развитых стран, которые к тому моменту могут уйти далеко вперед. Но можем и должны смело развивать эту отрасль, вкладывать в нее силы и средства. Эта сфера будет востребована в ближайшие десятилетия и может стать драйвером экономического роста для наших регионов. Малые и средние города пока не понимают своих преимуществ. Благодаря Интернету, умелой подготовке специалистов, созданию креативных центров и кластеров они могут экспортировать свои проекты, дизайнерские продукты, товары на мировой рынок. Эта связка сейчас сильно облегчается, в Омске в том числе. Для коммерциализации проектов нужно поддерживать друг друга, создавать сообщества. Сейчас целый блок правительства под руководством вице-премьера Татьяны ГОЛИКОВОЙ разрабатывает подходы к этому драйверу развития России.
КУДРИН подчеркнул, что навыки творческого мышления надо начинать прививать в школах, техникумах, университетах:
– В 2016 году я был в Омске и Великом Новгороде – и там и там, говорил о необходимости создания фондов помощи креативным проектам. В Великом Новгороде такой фонд создали – за несколько лет там одобрено более 60 проектов. Всего в 22 млн рублей обошлась поддержка. Однако возникло 23 новых бизнеса, 1500 новых рабочих мест.
Игорь ЛОТАКОВ, управляющий партнер PwC в России заявил, что креативные индустрии пострадали от пандемии сильнее всех – больше, чем туризм и авиаперевозки. В Европе объем этого рынка сократился с 650 до 450 млрд евро, на 97% обвалилась музыкальная отрасль.
Мысль об экспортной направленности креативных индустрий КУДРИНА подтвердил торговый представитель РФ в Республике Сингапур Александр СВИНИН, который уточнил, что 75% выручки города-государства, в котором он работает, создается за рубежом:
– Креативные индустрии изначально создаются не для внутреннего потребления, а для глобального. Экспорт контента, IT-услуг, софта ставятся во главу угла еще до начала разработки креативного продукта. Сингапур 15 лет вкладывал миллиарды долларов США в создание бизнес-инкубаторов, креативных кластеров, в новые музеи, театры, звукозаписывающие студии, диджитал-инфраструктуру. Производственные мощности для креативной индустрии очень дорогие.
После этого Сингапур ввел программу привлечения в страну ученых и художников всех мастей, а также систему стажировок в других странах для местных талантов. Выручка креативных индустрий у них за 2019 год составила 200 млрд сингапурских долларов, что сопоставимо с выручкой техиндустрии в России, при этом в Сингапуре живет 5,5 млн человек, а у нас 140 млн.