Экспертное сообщество обсудило развитие местного туризма в России.
3 октября в рамках программы «Мастера.Forum» состоялась сессия под названием «Путешествие домой: что внутренний туризм дает бизнесу». Обсуждали брендирование, как туристический бизнес перенес пандемию, какие точки роста получил. Омичей в качестве приглашенных спикеров не было, но некоторые моменты из опыта других регионов показались нам любопытными.
Анастасия АНДРОСОВА, основатель турагентства «Арт-экскурсии» (Самара) честно рассказала о ситуации с внутренним туризмом в Самарской области:
– Очень много людей мне задавали один и тот же вопрос: как вы справляетесь с потоком туристов теперь, когда он так вырос? У меня от этого вопроса даже глаз немного дергался, потому что на самом деле ничего подобного не произошло. Внутренний туризм, безусловно, в разы увеличился для Москвы, Питера, Казани, Нижнего Новгорода, но такого, что мы «перерезали ленточку» и огромное количество людей зашло в Самару, не было, к сожалению. Действительно, стало больше самостоятельных туристов, которые приезжают из соседних регионов, и самарцы стали чаще ходить на экскурсии. Но, с другой стороны, практически все туристические компании потеряли огромное количество корпоративных клиентов – мероприятия перешли в онлайн или отменились. Поэтому по количеству клиентов ничего не изменилось. Другой момент, что во время пандемии мы наконец-то от администрации получили какое-то внимание. Это было любопытно. Нам в прошлом году не давали работать до 20 июля, мы писали письма губернатору, просили: пустите нас, пожалуйста, мы же с наушниками ходим, сделаем социальную дистанцию не 1,5, а 33 метра. А нам говорили: а кому вы будете экскурсии проводить, никого же нет?! А мы отвечали: так своим же – самарцам! Вот так администрация узнала, что самарцы тоже ходят на экскурсии.
Раньше у нас около 60% клиентов были самарцы, а 40% – гости города, страны. Сейчас соотношение изменилось: 70% на 30%. Что хорошо в ситуации? Что для самарцев это становится нормальной рутиной. Если раньше посетить экскурсию было чем-то необычным, то сейчас… Мы над этим работаем. У нас достаточно низкий ценник, экскурсии стоят 500 рублей, поэтому скидка 10% никогда не станет решающим фактором для посещения. И мы придумываем разные схемы, партнерские программы, чтобы самарцы себя чувствовали причастными к клубу арт-экскурсий и хотели в него попасть. Люди начали планировать экскурсии на месяц, посещать не одну, а две-три. И я думаю, что это никуда не денется.
В 2020 году мы вышли в конце июля и за половину сезона заработали, как за целый. Но немножко пришлось переориентироваться. Намного меньше людей стали ходить на групповые экскурсии.
Обсудили на сессии по туризму и брендирование. Директор фестиваля современного искусства «Первая фабрика авангарда» Ирина ГОЛУБЕВА из Иваново рассказала, как ее город менял устоявшийся бренд «Иваново – город невест»:
– Многим он нравился, многим – нет. Когда в 2017 году придумали фестиваль современного искусства «Первая фабрика авангарда», то поставили цель перезагрузить город. И мне кажется, нам это удалось. Иваново, может быть, когда-то и был городом невест, но сейчас мы гордимся нашим конструктивизмом и авангардом. У нас есть уникальные памятники конструктивизма конца 20-30 годов 20 века, музеи. Один из них – ивановского ситца, где собрано огромное количество тканей, представлена коллекция авангардных ситцев. Мы находимся рядом с Москвой: 3,5 часа на «Ласточке» – и вы в столице, 1,2 часа на самолете – и в Санкт-Петербурге. И молодежь медленно, но верно за реализацией своих амбиций уезжала в эти города. Когда мы создали фестиваль, то охватили все интересы нашей молодежи и не только – это и актуальное искусство, и современная фотография, и мода, и дизайн, и хореография, и театральная лаборатория, и кино, и музыка, и даже литературный фестиваль. Это все сопровождается большой просветительской программой – лекции, мастер-классы. За все время фестиваля (мы его уже три раза провели) в наш город приезжало много интересных людей.
Когда Анастасия АНДРОСОВА заметила, что в Самаре есть проблема устоявшихся стереотипных брендов, например, многие ассоциируют город с «Жигулевским» пивом и, приезжая, пробуют именного его, а не другие сорта, и как итог: разочаровываются, основатель туристического медиа Perito (Москва) Александр ВОРОБЬЕВ пояснил, что подобные бренды интересны определенной возрастной аудитории:
– Вы перечислили достопримечательности, популярные у людей чуть более старшего возраста, чем большинство здесь присутствующих. Наша задача – объяснить государству, что гражданам, которые будут взрослеть, зарабатывать больше денег, нужны новые смыслы для тех же самых мест. Это будет интересно наблюдать на примере юга России, который сейчас концентрируется на одной аудитории, и ему абсолютно все равно, что происходит с точки зрения развития. Но надо понимать, что через 20-30 лет нужны будут новые люди с детьми, а им уже интересно другое. И всем этим местам нужно будет очень сильно измениться.
Свой взгляд на формирование брендов озвучил и основатель студии бренд-дизайна «Лайтшоп» (Тюмень) Александр НАЗАРОВ:
– Сейчас часто принято создавать один бренд города – общий, красивый, в ярких красочках. Эта история максимально нерабочая, потому что она не отражает внутренний характер. Внутренний бренд, позиционирование региона, города – это всегда отражение характера. Оставаться внутри него или нет – уже выбор людей, приезжать или не приезжать.
В Тюмени главным слоганом был «Холодный снаружи, горячий внутри». Некоторая каламбурная метафора про теплых людей, но холодное внешнее окружение. Но эта история не про молодую аудиторию. У нее есть свой неофициальный слоган – «В Сибири по своей воле». Это про выбор человека, который остается здесь. Это отсыл к декабристам. В этом году мы разработали социально-экономический бренд, у него свой слоган – «Город, где начинается путь». Это честно про город, из которого уезжают. Но начать здесь может каждый – предприниматель, семья, спортсмен.
Сфера брендинга в России очень молодая. Она поднимается из профессионального сообщества до непрофессионального очень медленно. И в большинстве регионов, к сожалению, непрофессиональное сообщество.
Туристический бренд – это про прошлое, как его использовать в настоящем. Социально-экономический бренд – это про настоящее, как оно будет выглядеть в будущем. Если говорить про туристический бренд, то первым делом мы изучаем исторический компонент. Из него выделяем, что может быть интересно в современности, на чем можно сыграть для разных аудиторий. Потом придумываем, как об этом рассказать, какими слоганами, метафорами для разных людей. Формируем платформу бренда, характер, айдентику. То есть айдентика – графическая составляющая, логотип, стиль – это лишь 10% от всего позиционирования. А не 90%, как чаще всего бывает: «две реки сошлись и получилась буква Г». Как правило, у нас ведь так бренды строятся?!
В ходе дискуссии Омск затронули лишь однажды, когда из аудитории задали вопрос о впечатлениях о городе. Анастасия АНДРОСОВА отметила прелесть идеи дать бару имя популярного омского мема «Не пытайтесь покинуть Омск». Другие участники говорили о приветливых лицах омичей, отсутствии туристической доминанты, наличии института сервиса, а также могил Егора Летова и бандитов 90-х годов.